СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 10 классе "Текст как речевое произведение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе "Текст как речевое произведение"»

Первое сентября Р/Р. Текст как речевое произведение. Виды связей предложений в тесте

Первое сентября

Р/Р. Текст как речевое произведение. Виды связей предложений в тесте

Признаки текста ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесное единство» 1.Тематическое единство предложений. 2. Заголовок 3.Смысловое единство предложений. 4.Способы связи между предложениями. 5.Стиль речи. 6.Тип текста (речи).

Признаки текста

ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесное

единство»

1.Тематическое единство предложений.

2. Заголовок

3.Смысловое единство предложений.

4.Способы связи между предложениями.

5.Стиль речи.

6.Тип текста (речи).

Умейте отличать ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем говорится, что положено в его основу. Можно задать вопрос : о чем говорится в тексте? ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это его вывод, жизненный урок. Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?

Умейте отличать

ТЕМА ТЕКСТАэто то, о чем в нем говорится, что положено в его основу.

Можно задать вопрос : о чем говорится в

тексте?

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТАэто его вывод, жизненный урок.

Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?

Способы связи предложений в тексте Цепная Параллельная

Способы связи предложений в тексте

Цепная Параллельная

Средства связи предложений в тексте - однотематическая лексика; -лексический повтор; -синонимы (в том числе контекстуальные); -антонимы (в том числе контекстуальные); -союзы; -местоимения; -наречия; -вводные слова, указывающие на порядок явлений (мыслей) и связь между ними

Средства связи предложений в тексте

- однотематическая лексика;

-лексический повтор;

-синонимы (в том числе контекстуальные);

-антонимы (в том числе контекстуальные);

-союзы;

-местоимения;

-наречия;

-вводные слова, указывающие на порядок

явлений (мыслей) и связь между ними

Стили речи

Стили речи

Типы речи  ОПИСАНИЕ 1 ) вопрос какой предмет? ПОВЕСТВОВАНИЕ 1)вопрос что произошло? что делает предмет? перечисление постоянных и однородных РАССУЖДЕНИЕ признаков; 1)вопрос почему? зачем? о писание действий, происходящих последовательно; 2)композиция:  2)композиция: объяснение фактов, событий с указанием причинно-следственных связей; -начало действия; -общее впечатление от предмета; -развитие действия; 2)композиция: -признаки предмета; -оценка предмета; -тезис; -кульминация; -развязка действия; 3)связь предложений : -доказательства; -вывод; 3)связь предложений :  параллельная  цепная  3)связь предложений :  цепная

Типы речи

ОПИСАНИЕ

1 ) вопрос какой предмет?

ПОВЕСТВОВАНИЕ

1)вопрос что произошло? что делает предмет?

перечисление постоянных и однородных

РАССУЖДЕНИЕ

признаков;

1)вопрос почему? зачем?

о писание действий, происходящих последовательно;

2)композиция:

2)композиция:

объяснение фактов, событий с указанием

причинно-следственных связей;

-начало действия;

-общее впечатление от предмета;

-развитие действия;

2)композиция:

-признаки предмета;

-оценка предмета;

-тезис;

-кульминация;

-развязка действия;

3)связь предложений :

-доказательства;

-вывод;

3)связь предложений :

параллельная

цепная

3)связь предложений :

цепная

Упражнение   Осень в этом году была совсем (не)жда…ой. (Не)проше…ым гостем явился снеж…к и внезапно подкравшись темной безлу…ой ночью ударил в первых числах ноября сильный мороз. Отнюдь (не)глубокие реч…нки на бегу остановились и (не) замутне…ые серенькими долгими дождями и (не)пр…ютными ветрами глядели в озябшее небо ясными(пр…ясными) очами. Кое-где в лед…ом зеркальце в удивле…ом недоумени… проглядывали закраплё…ые в воду листочки упавшие накануне с еще (не) обл…тевших деревьев.   Сад быстро погружался в зимн… спячку и т…ропясь …бросить с себя свежезамороже…ую листву ра(с,сс)т…лал листве…ый ковер. Воздух был полон трепетного шелест как (будто) тысячи нарядных бабочек в…лись в нем. Под ногами сочно хрустела (не)коше…ая трава.   А во второй половине ноября выпал снег и за одну ночь прежний мир как (бы) и…чез вовсе под огромным белым покрывалом. Казалось вот явится сейчас (не)кто и начнет тв…рить все занов… на бе…конечной белой площадке.   Тв…рить однако н…чего не надо было. Давным (давно) сотв…ре…ый мир жил своей сложной и вечной жизнью.

Упражнение

Осень в этом году была совсем (не)жда…ой. (Не)проше…ым гостем явился снеж…к и внезапно подкравшись темной безлу…ой ночью ударил в первых числах ноября сильный мороз. Отнюдь (не)глубокие реч…нки на бегу остановились и (не) замутне…ые серенькими долгими дождями и (не)пр…ютными ветрами глядели в озябшее небо ясными(пр…ясными) очами. Кое-где в лед…ом зеркальце в удивле…ом недоумени… проглядывали закраплё…ые в воду листочки упавшие накануне с еще (не) обл…тевших деревьев.

Сад быстро погружался в зимн… спячку и т…ропясь …бросить с себя свежезамороже…ую листву ра(с,сс)т…лал листве…ый ковер. Воздух был полон трепетного шелест как (будто) тысячи нарядных бабочек в…лись в нем. Под ногами сочно хрустела (не)коше…ая трава.

А во второй половине ноября выпал снег и за одну ночь прежний мир как (бы) и…чез вовсе под огромным белым покрывалом. Казалось вот явится сейчас (не)кто и начнет тв…рить все занов… на бе…конечной белой площадке.

Тв…рить однако н…чего не надо было. Давным (давно) сотв…ре…ый мир жил своей сложной и вечной жизнью.

Задания Вставить и графически объяснить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Выписать по 2 словосочетания (управление, согласование, примыкание). Определить способ образования выделенных слов. Подчеркнуть грамматические основы, определить вид сложных предложений. Выписать все местоимения, определить разряд. Определить все морфологические признаки слов тв…рить, прежний, торопясь,(на) бегу. Указать корни с чередующимися безударными гласными. Указать обособленные члены предложения.

Задания

Вставить и графически объяснить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Выписать по 2 словосочетания (управление, согласование, примыкание).

Определить способ образования выделенных слов.

Подчеркнуть грамматические основы, определить вид сложных предложений.

Выписать все местоимения, определить разряд.

Определить все морфологические признаки слов тв…рить, прежний, торопясь,(на) бегу.

Указать корни с чередующимися безударными гласными.

Указать обособленные члены предложения.

Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!