СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе по теме "Публицистический стиль речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе по теме "Публицистический стиль речи"»

Тема урока: Публицистический стиль речи.

Цели и задачи:

  1. Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи.

  2. Углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи.

  3. Учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль.

  4. Самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

  5. Развивать умения пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

  6. Воспитывать активную гражданскую позицию.

  7. Класс:11 «Г» 

  8. Тема «Публицистический стиль, его особенности» 

  9. Цель урока: дать представление о публицистическом стиле, о его особенностях, формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля. 

  10. Ход урока. 

–Здравствуйте. Тема нашего сегодняшнего урока –  «Публицистический стиль, его особенности». Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Какие это особенности, в чем они проявляются, какова сфера применения этого стиля, языковые средства, характерные для этого стиля) 


 -Итак, записываем число и тему урока. 

-Что изучает стилистика? 

-На какие группы делятся стили речи? Давайте их  вспомним.  

                                                       Стили речи 

Разговорный                                                    Книжный 

                          Научный    художественный официально-деловой  публицистический 

И более подробно остановимся на публицистическом стиле 

-Кто - то помнит, что такое публицистический стиль? 

  Публицистический стиль - это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки.(записать определение) 

Откройте учебники на  стр. 215 и прочтите материал параграфа 31, а потом вместе выделим основные особенности публицистического стиля, заполняя таблицу

(Схема у каждого на столе)        

В результате работы с текстом должна получиться следующая таблица: 

 






 

Цель высказывания 

Стилевые  

черты 

Языковые 

средства 

Жанры  

публицистики 

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей  

Эмоциональность, 

страстность, призывность, актуальность, 

доходчивость, 

логичность  

Лексические: 

– общественно-политическая лексика;  

– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;  

– антонимы.  

Синтаксические:  

– побудительные и восклицательные предложения;  

– риторические вопросы;  

– повторы;  

– параллелизм;  

– однородные члены;  

– обращения;  

– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок  

Статья в газете,журнале, очерк,репортаж, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению 


- Дома закончите работу над таблицей.

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков. Ведь определяя стиль предложенного текста, мы опираемся на речевую ситуацию, сферу употребления и на тему и цель высказывания.

  

- По тексту какого стиля речи легче писать сочинение в форме ЕГЭ?


- Вашему вниманию представлен текст.


(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (22)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (23) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (24) А человеческое в себе создаем мы сами. (25)На все четыре четверти. (26) На все сто процентов.

(По Л.Жуховицкому

-Каков стиль текста? (публиц)

Докажите.


-Проблема


  • Что влияет на судьбу человека: биологическое или человеческое?

  • Зависит ли наша судьба только от наследственности?


Авторская позиция


  • На судьбу влияют не только гены, но и окружающие люди, характер человека, собственная сила воли.

  • Судьба каждого человека зависит не столько от наследственности, сколько от того, как он распорядится собственной жизнью.







Тезис

Автор прав, я тоже считаю, что многое наследуется с генами, но вклад среды в формирование личности действительно очень велик.

Логический переход

Подтверждение этой мысли можно найти в научной литературе.

Иллюстративная часть

  В популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.

Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами, значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении окружение

Микровывод

Этот пример показывает, что жизнь человека во многом зависит от его среды.



Тезис

Я согласен с мнением автора. Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.

(почему?)

Логический переход

(Потому что) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе.

Иллюстративная часть

 Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».

Микровывод

(Поэтому) Этот пример иллюстрирует способность любого человека изменить свою судьбу.



Автор прав, я тоже считаю, что в человеке всё на сто процентов определяется окружением, обстоятельствами, его собственной силой воли (почему?).


(Потому что) В правильности такой позиции убеждает мой читательский опыт.

Пример из публицистической литературы


Иллюстративная часть

В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком Н.Бочковым «Замысел природы». Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.

Микровывод

Значит, человек сам является хозяином своей судьбы.


Домашнее задание

Самостоятельно дописать сочинение, включив комментарий

(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

(7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевског

(18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

(21) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (22)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (23) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (24) А человеческое в себе создаем мы сами. (25)На все четыре четверти. (26) На все сто процентов.

(По Л.Жуховицкому






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!