СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе "Эти разные слова. Повторение о частях речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Урок-рефлексия "Эти разные слова. Повторение сведений о частях речи".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Эти разные слова. Повторение о частях речи"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

«Школа-интернат №4 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти»










Открытый урок по русскому языку в 3 классе

«Эти разные слова».

Повторение сведений о частях речи. 








Учитель: Яковлева Галина Владимировна







2018

Цели урока:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить умение различать самостоятельные и служебные части речи;

Правильно называть изученные грамматические признаки частей речи.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение работать по инструкции;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

Развивать умение грамотно, полно давать ответы на вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать личностно значимые качества: усидчивость, уверенность в своих возможностях, аккуратность, ответственность, любознательность, интерес к предмету;

Воспитывать социально значимые качества: умение работать в группе, умение правильно оценить работу и принять оценку своего товарища.

Оборудование:

Карточки с заданиями (для индивидуальной, групповой работы), на доске слова для классификации слов по частям речи (см. Приложение)



                                                    ХОД УРОКА:

 

1 Организационный момент.

- Ребята, сейчас у нас будет урок русского языка. Садитесь на свои места те, чьё полное имя начинается с гласной буквы (Ольга П., Анастасия П., Андрей С., Александр Ш.), а теперь те, чья фамилия начинается со звонкого согласного звука (Герасимова В., Голенков Д., Донцов Д., Миняева М.), а теперь те у кого фамилия состоит из 1 слога (Ким М.), В чьём имени есть удвоенная согласная (Кирилл У.), , в чьём полном имени третий звук х (Михаил К.)

- Молодцы. Ребята, наш урок называется «Эти разные слова»

 «Ах,  как  нам  добрые  нужны  слова!  

        Не  раз  мы  в  этом  убеждались  с  вами.

         А  может  не  слова-  дела  нужны?

         Дела-делами,  а  слова  словами.» 

-Какими добрыми делами можно заниматься на уроках русского языка?(внимательно слушать, правильно отвечать, красиво писать, размышлять…)

 

2. Работа над темой

- Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в коробочку. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы.

     Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, одиннадцать, пятый, снежный, он, она, из, в, через, и, с.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Я вам предлагаю эти слова разделить.

- Может разделить их на родственные слова?

-Давайте попробуем разделить.

Медведь - медвежий, даль – удаляться, веселье - повеселиться, выбегать - беговой, снег - снежный, пятый-……

-Что-то не получается. Давайте попробуем разделить как-то по- другому.

-Разделить на части речи. Потому что мы сейчас изучаем тему ЧАСТИ РЕЧИ.

Послушайте сказку, про то, как слова нашли своё место.

1) Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, догадайтесь сами. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо - невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и  спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

-А на какой вопрос они отвечали? (Кто? Что?)   Медведь, снег, даль, веселье.

-Что они обозначают?  (Предмет).

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имя существительное). Выходи, имя существительное.

- Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Я, имя существительное, -

самая представительная часть речи.

- Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Я наиболее самостоятельная часть речи. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи.

Имя существительное предлагает вам выполнить упражнение 1

Сначала запишите число.

Классная работа.

Упр. 1. Выпиши из предложений, все имена существительные в той форме, в которой они записаны. Со словом берёзка составь одно предложение. Обозначь части речи.

Под кудрявой березкой спрятался зайчик – листопадничек.

Проверка.


2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.

-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром  не нужны.

 -Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: удаляться, повеселиться, выбегать.

-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Что они обозначают. (Действие).

- Как зовут жителей этого домика? (Глаголы) Выходи, глагол.

- Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб растет.

Я – настоящий богатей среди частей речи.

Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан.

Дружу с существительным, местоимением, числительным. заданием)

- Глагол приготовил вам упр.2

В тексте обозначить все глаголы.Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.

Проверка.


5.Работа над темой урока

3)И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (Беговой, снежный, медвежий).

Как зовут жителей этого домика, знаете?  (Имя прилагательное). Выходи, имя прилагательное.

- Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Родилось я с очень покладистым характером и хочу иметь новых друзей.


- Сущ.: С удовольствием, я буду дружить с тобой. Очень радо иметь новых друзей.

Вместе – дружба, вместе – служба.

- Имя прилагательное приготовило упр.3.

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Запиши предложения. Наступила … осень. Льют … дожди. По … небу двигались … облака.

Разбери по составу. Придорожный, желтенький.

Проверка.

Физминутка

Давайте отдохнём. Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.».

- Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное

женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода,

поднимите руки.

Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо,

озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце,

дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело


4) Ну, наши слова помогли Маше – растеряше и пошли дальше. Подошли они к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

-Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени. Поэтому мы их и называем …..  (МЕСТОИМЕНИЕМ).

Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают.

                                             

      Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их в этот дом. Он, она, оно.

(Указывают на предмет).    

         

5) А другие слова пошли дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят там слова, как солдаты, строгими рядами маршируют: раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают. Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают. – «Пустим тех, кто считать умеет».

Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать. (Одиннадцать, пятый).

-А как звали жителей этого домика.  (Имя числительное).

-Что они обозначают? (Счёт).

-Придумайте числительное, которое будет отвечать на вопрос, КОТОРЫЙ? (Первый, шестой, двадцатый).

7) Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников  никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели таких же слов, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

-А вы кто? – спросили наши слова.

-А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Какие  из этих слов можно отнести к предлогам?  (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).

-Какой союз нам встретился?  (И).

-Посмотрите, кого мы забыли назвать? Кто ещё жил в доме? Вы знакомы с одной частицей, которая поссорилась с глаголом. Это частица НЕ.

-А почему поссорилась?  (Потому что пишется всегда отдельно).

 

- Ребята, как вы думаете, как можно назвать эти слова по-другому, если мы знаем, что они служат для связи слов в предложении?

-Служебными словами.

-А тогда как же назовём эти слова, которые живут в этих домах? Какими словами можно их назвать?

-Самостоятельными словами.

                                                                                                                                                         -Ну вот, наш многоэтажный дом заполнен, мы славно поработали.

-Кто догадался, как называется этот город?

ЧАСТИ РЕЧИ.

Самостоятельные

Служебные

Имя существительное

Предлоги

Имя прилагательное

Союзы

Имя числительное

Частицы

Местоимение


Глагол


- Хорошо ли вы знаете части речи. Проверьте себя. Поработайте в группе. Отгадайте кроссворд.

1.Часть речи, обозначающая предмет

2.Часть речи, обозначающая признак предмета.

3.Служебная часть речи, служит для связи слов.

4.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.

5.Часть речи, обозначающая действие предмета.

6.Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении


Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Проблемная ситуация 
Даны слова: печь, пила, мысли. 
- Какими частями речи являются данные слова? Докажите. 
- Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.
- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно.

-Давайте поиграем. Игра «Мои друзья». У вас карточки со словами. Мои друзья …имена существительные женского рода,(поднимите карточки)

Имена прилагательные во множественном числе

Глаголы настоящего времени

Глаголы прошедшего времени мужского рода

Одушевлённые имена существительные

Глаголы будущего времени множественного числа

- Молодцы.

У меня слово дерево. Я возьму вас с собой, если скажите, чем на меня похожи ( слово, 3слога, имя сущ, ср. р., ед.ч., начинается с согл., есть буква е… и т.д.) На доске числа 6, 3, 5, 1. Задайте вопросы, чтобы ответом было данное число.

Самостоятельная работа

Разноуровневые задания (карточки)

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
веселье – … , … . 
шум – … , … . 
лес - … , … .

Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова, 1-й ряд записывает имена существительные и глаголы, 2-й - имена прилагательные и предлоги. (Ручка, русский, строят, по, класс, голубая, через, пять, прочитал, радость, морские, приходит, над, и.

  • Назовите глаголы. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

  • Назовите прилагательные. На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

  • Назовите существительные. Что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают?

  • Назовите предлоги. Для чего служат предлоги?

  • Какие слова не вошли в эти группы, к какой части речи они относятся?

Ответы.

Устно:

1 задание: определить часть речи

1. Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2. Снежное покрывало покрывало все поле.

3. Ведро дало течь, и вода стала течь.

Задание 2: отгадать загадку и определить часть речи.

1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (Школа)

2. Одной рукой всех встречаю, другой всех провожаю (Дверь).

Задание 3: раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми

1. Рукой подать (Близко)

2. Через час по чайной ложке (медленно)

3. Морочить голову (Обманывать)

4. Во весь дух (Быстро)

5. Склонять по падежам (Ругать)

6. Бить баклуши (бездельничать)

Задание 4: отгадать слова. (написать слова на маленькой доске)

1.  Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (завязка)

2.  Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.(подснежники)

Закрепление знаний о роли частей речи в предложении

Ведущий. Ребята, мы много говорили о частях речи. Хорошо знаем их. А они сидят грустные, отдельно друг от друга. Почему? Давайте послушаем их.

Сценка.

Глагол. Я должен обязательно приносить какую-нибудь пользу.

Ведущий. И пошел он по белу свету счастья искать. Шел, шел, видит: сидит Существительное и плачет.

Глагол. Что ты так пригорюнилось?

Существительное. Да вот живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.

Глагол. Пойдем вместе счастья искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Вед. Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое.

Существительное. Что ты кручинишься, Прилагательное, почему одиноко тут сидишь?

Прилагательное. Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

Глагол. Идем с нами счастья искать.

Вед. Долго ли, коротко ли шли они – вдруг оказались в огромном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Их пригласили работать в Предложении.

Как вы думаете, кем их взяли работать? (членами предложения)

 Разберите предложение по членам и частям речи. (пользоваться памяткой: члены предложения) Диктую.

Один ученик работает у доски.


Над березами закружились майские жуки.

- На какие две группы можно разделить все члены предложенияКакие главные члены предложения вы знаете? Какие второстепенные члены предложения вам известны? Зрительная гимнастика.

Физкультурная минутка «Котенок».

  • Котенок умывается (круговые движения рук вокруг лица).

  • Котенок ловит бантик (взмахи поочередно левой и правой рукой).

  • Котенок выгибает спинку (потягивания с вытянутыми вперед руками, прогибание назад).

  • Котенок следит за мышкой (гимнастика для глаз: влево-вправо – 4 раза, вверх-вниз – 4 раза, по кругу 2 в одну сторону, 2 в другую).

  • Котенок засыпает (ложимся на парту, глазки закрыли, спим).

Упражнение 5. Работа в группах.

Письмо от имени одной из частей речи у группы на столе. Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.

  1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?

  2. Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?

  3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?

  4. Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное, имя Прилагательное и Глагол. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

-Итак, ребята, слова такие разные, но и похожие. Подберите однокоренные слова к слову дружно (друг, подруга, подружиться, дружок, дружный). И мне бы хотелось, чтобы вы были друзьями-сущ, дружили-гл., были дружными-прил. Все молодцы. (вручаю наклейку-солнышко).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!