СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме «Части речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме «Части речи»»

4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»






Урок русского языка в 3 классе

по теме «Части речи»







Составители:

Уладаева Маргарита Владимировна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории,

[email protected]

Лубсанова Дулма Жимбеевна,

учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории,

[email protected]




Улан-Удэ

2020

Методические комментарии метапредметного урока:

Данный урок проводится в 3 классе по УМК «Школа России», в соответствии с календарно – тематическим планированием.

При подборе учебного материала учитывались психологические особенности детей.
Дидактическим стержнем данного урока является преобразующая деятельность детей. Дети осуществляют умственную деятельность – наблюдение, сравнение, обобщение, делают выводы, умозаключения. На уроке осуществляется принцип «Идти от детей», с учетом, что и как они выполняют и могут ли выполнить.
Тип урока рефлексии был выбран потому, что необходимо проверить глубину и прочность знаний учащихся, изученных на прошлых уроках, с использованием современных педагогических технологий. Этот урок имеет гибкую и подвижную структуру, такой урок дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной задачи, степени активности детей и творческого подхода к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют и переходят друг в друга.
Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.
Данный урок осуществляет личностно – ориентированный подход в обучении;
- мотивация учащихся к получению новых знаний (настрой на урок, постановка проблемных вопросов)
- создается среда для развития мыслительных способностей учащихся (работа с текстом, сравнение знаний полученных на уроке с учебником)
- на уроке используется субъект – субъектный характер взаимоотношений, используется работа в парах;
- создается психологический комфорт ученика и возникновение «ситуации успеха» ;

- на уроке используются проблемные методы обучения (создание коллизий, поисковый характер добывания знаний), рефлексивные методы (анкета для самоанализа, самоконтроль)
Урок проводится с использованием ИКТ. Урок сопровождается презентацией, что способствует развитию зрительного восприятия, зрительной памяти, поддерживается интерес к изучаемому материалу, развиваются такие процессы как анализ, синтез, наблюдение, воображение.
На уроке осуществлялся деятельностный подход в обучении, так как дети проводят практическую работу. Физминутка связана с изучаемым материалом.

«Положительные эмоции увеличивают возможности интеллекта». На уроке представлен эмоционально насыщенный речевой материал (стихотворение, приметы, отрывки из художественного и научного текста) позволяющий влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Результативность данного урока можно было проследить при проверке домашнего задания ( дистанционного тестирования). Дети хорошо усвоили материал изученный на уроке, получили удовлетворение от проделанной работы, оценили свой вклад в урок, обдумали, что еще можно изучить по данной теме.



Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель: закрепление и осмысление изученного материала.

Задачи:

- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);

- формировать умения различать слова по значению и вопросам;

- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;

- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;

- формирование умения аргументировать своё мнение.

Технологии: методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения, проблемного обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • осознание практической важности определения морфологических признаков разных частей речи;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

  • осознание учащимися практической значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия,

  • умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,

  • умение провести рефлексию своих действий.

Предметные:

  • знание о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;

  • умение применять знания на практике.

Методы обучения:

  • Групповая мозговая атака

  • Практический метод: построение кластера

  • беседа


Ход урока

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Организационный момент

- С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем наш урок!

- В конце урока на волшебном дереве распустятся цветы. Красные, желтые, синие. Для этого надо потрудиться. Желаю удачи!

Актуализация знаний учащихся

- Верно ли, что эти слова все части речи? На экране слова:

имя прилагательное,

приставка,

имя существительное

-Нет, среди этих частей речи есть приставка(часть слова).

-Каких частей речи не хватает, назовите.

- Давайте вспомним, какие части речи мы изучили.

- Узнайте по визитной карточке, о чем идет речь?

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- Назовите имена сущ., которые спрятались на картинке.

- Узнайте:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Подберите к имени существительному прилагательные.

- Кошка какая?

Дерево какое?

Гриб какой?

-А кто же у нас третий гость?

- Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду –

Все в действие придет.

-Подберите к этим существительным глаголы.

- Какое общее название можно дать всем гостям?

-Части речи.


Постановка проблемы:

- Сформулируйте тему урока и цель урока.


Обобщение и систематизация знаний

- Вставьте пропущенные буквы

в следующие слова:

адр…с,

..бед

р…бота,

м…роз

- Чем похожи все слова?

- Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол.

- Как можно определить каждую часть речи? ( по вопросу, грамматическому значению, морфологическому значению)

-Это есть три основных признака, т.е. «три кита».

Начинается построение кластера.

Обучающиеся обозначают в кластере 3 части речи и для каждой из них указывают опознавательные признаки: вопросы и грамматическое значение каждой части речи.

- Вставьте пропущенные буквы и распределите следующие слова по строчкам, в зависимости от частей речи:

Т…тра…ь, пр…лес…ный,

улыбат…ся, уч…ник, п…нал, кла…ный, б…лить, в…сёлые, б…ж…шь, к…р…ндаш…, м…лч…т, м…лоч…ный.


Физкультминутка

Учитель называет глагол – дети показывают действие, имя прил. – изображают «волну» рукой, имя сущ. – хлопок в ладошки.


- Чтобы узнать, какое название носит «второй кит», нужно выполнить следующее задание:

- Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом.

Присяпала колявая калуша.

- Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы:

- На какой вопрос отвечает слово?

- На что указывает окончание?


- Сейчас вы незаметно для себя рассказали о признаке «второго кита».

Открывается запись «Морфологические признаки».

- На какие группы можно разделить все имена сущ.?

- Как изменяются имена сущ.?

Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи.

Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером.

- Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?

- Как вы думаете, почему?

- А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи?

- Прочитайте записанные слова:

медведь

из

весна

вылез

берлога

- Какой частью речи является каждое слово?

- Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение.

- Докажите, что получилось предложение.

- Найдите основу предложения и второстепенные члены.

- Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть «третий кит».

Обучающиеся дополняют кластер.

- Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи.

Применение знаний и умений в новой ситуации


Задание по рядам:

- Из полученного предложения найдите слова и разберите как часть речи.

1 ряд – имя сущ.

2 ряд – имя прил.

3 ряд – глагол


- Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу.


Придумайте устно предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи (работа в парах):

печь

пила

больной

Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Задание по выбору с последующей проверкой

1. Определить часть речи следующих слов: рожь, мощный, друзья, скучает, черный, быстро.

- Как определяли часть речи?

2. В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи:

  • береза, пчела, легкий, малина;

  • зелёная, сочная, живёт, праздничный;

  • ползет, жалеет, ученик, качает.

- Как вы находили лишнее слово?

3. От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы:

Веселье,…, ….

Шум, …, ….

Скука, …, ….

Контроль и оценка

- Подведем итоги нашего урока.

- Какова была цель нашего урока?

- Какие знания мы открыли?

- На что мы будем опираться при разборе слов как части речи?

Мини тестирование

  1. Какая часть речи обозначает людей и животных?

А) прилагательное Б) глагол В) имя существительное

  1. На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?

А) что делает? Б) что сделает? В) что делать?

  1. Что обозначает имя прилагательное?

А) признак предмета Б) действие предмета В)предмет

  1. Назовите времена глаголов?

А) прошедшее, будущее, настоящее; Б) прошлое, настоящее, будущее В) прошедшее, современное, будущее.


  1. Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее?

А) да Б) нет В) не знаю

  1. Какое слово не является именем сущ. в женском роде: речь, рожь, грач?

А) рожь Б) грач В) речь

  1. Как определить падеж имени прилагательного?

А) по глаголу Б) по союзу В) по существительному

8. Каким членом предложения чаще всего является глагол?

А) подлежащим Б) второстепенным членом В) сказуемым

Проверка в парах. Учитель называет правильные ответы.

- Оцените словами «молодец», «хорошо», «постарайся» работу своего соседа.

Рефлексия

- Какое задание было самым трудным? Почему?

- Как вы думаете, над чем нам надо будет еще поработать?

- Оцените свою работу на уроке:

желтый цветок – если поняли тему и самостоятельно можете справиться с заданиями

красный цветок – поняли тему, но справиться с заданиями можете с помощью взрослых

синий цветок – не понял тему

Прикрепите соответствующий цветок на общее «Рефлексивное дерево»

- Я благодарю вас за урок.



Домашнее

задание

https://multiurok.ru/uladaeva/tests/

Пройти дистанционный тест по теме «Части речи».





























Список литературы:

  1. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с.

  2. https://nsportal.ru/shkola/mat

  3. https://easyen.ru/index/katalog/0-95

  4. https://infourok.ru/fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoli-423701.html

  5. http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Nachalnaya.html

  6. https://infourok.ru/konstruktor-uroka-po-fgos-priyomi-i-tehniki-uroka-572326.html

  7. https://multiurok.ru/uladaeva/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!