- Вставьте пропущенные буквы в следующие слова: адр…с, ..бед р…бота, м…роз - Чем похожи все слова? - Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол. - Как можно определить каждую часть речи? ( по вопросу, грамматическому значению, морфологическому значению) -Это есть три основных признака, т.е. «три кита». Начинается построение кластера. Обучающиеся обозначают в кластере 3 части речи и для каждой из них указывают опознавательные признаки: вопросы и грамматическое значение каждой части речи. - Вставьте пропущенные буквы и распределите следующие слова по строчкам, в зависимости от частей речи: Т…тра…ь, пр…лес…ный, улыбат…ся, уч…ник, п…нал, кла…ный, б…лить, в…сёлые, б…ж…шь, к…р…ндаш…, м…лч…т, м…лоч…ный. Физкультминутка Учитель называет глагол – дети показывают действие, имя прил. – изображают «волну» рукой, имя сущ. – хлопок в ладошки. - Чтобы узнать, какое название носит «второй кит», нужно выполнить следующее задание: - Спишите предложение и укажите часть речи над каждым словом. Присяпала колявая калуша. - Давайте подумаем, какими частями речи могут быть эти непонятные слова. Учитель, в случае затруднения ответов детей, задает наводящие вопросы: - На какой вопрос отвечает слово? - На что указывает окончание? - Сейчас вы незаметно для себя рассказали о признаке «второго кита». Открывается запись «Морфологические признаки». - На какие группы можно разделить все имена сущ.? - Как изменяются имена сущ.? Обучающиеся дополняют кластер, включая в него морфологические признаки частей речи. Аналогично разбираются глаголы и имена прил. Продолжается работа над кластером. - Какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий? - Как вы думаете, почему? - А какой же третий общий признак, объединяющий все части речи? - Прочитайте записанные слова: медведь из весна вылез берлога - Какой частью речи является каждое слово? - Поставьте слова в определенной форме, чтобы получилось предложение. - Докажите, что получилось предложение. - Найдите основу предложения и второстепенные члены. - Определить член предложения – значит узнать, какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении. Это и есть «третий кит». Обучающиеся дополняют кластер. - Расскажите с опорой на кластер порядок разбора слова как части речи. |