СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме "Роль прилагательных в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме "Роль прилагательных в речи"»

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе


Дата проведения: 27.02.2019 г.


Тема

Роль прилагательных в речи.

Цели


Образовательные: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формировать умения использовать в речи имена прилагательные.

Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в группе.

Формировать УУД:

Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные УУД: - готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

-находить имена прилагательные в тексте; использовать имена прилагательные в речи.

Личностные:
-Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах и группах, следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, интернет. (Познавательные УУД).

Основные понятия

Прилагательное, часть речи

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

«Русский язык» 3 класс («Школа России»), автор: В.П.Канакина


- учебная презентация

-электронное приложение к учебнику

- тетрадь

- карточки с заданием

-белые листы для рисования

-цветные карандаши

Оборудование

Экран, компьютер

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная, групповая



























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

I. Мотивация.


-Доброе утро!(слайд 1)

-Сегодня у нас с вами очень интересный урок русского языка, нам предстоит узнать много нового и интересного.

- Надеюсь, что у вас такое же настроение, как у солнышка на слайде.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте порадуем  их хорошей работой.

- Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

-Запишите в тетрадях число и классная работа

Настраиваются на работу.






Нужно уметь передавать знания друг другу, слушать других


Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей.


- нацеливание на успешную работу.

- оформлять свои мысли в устной форме;


-умение слушать и слышать друг друга;


- высказывать свои мысли.


II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

.

1. Прочитайте слова.

Слова: март, апрель, май, месяцы (слайд 2)


- Что объединяет эти слова?

-Давайте составим из этих слов предложение.

-Добавьте это слово и составьте предложение.

-Запишем это предложение. Исследуем это предложении. Найдем и объясним орфограммы.

- Проверьте написание предложения


Март, апрель, май - весенние месяцы.(Слайд №2)


-Во время беседы учащиеся приходят к выводу, что это существительные, нарицательные, неодушевленные, мужского рода, название весенних месяцев.

-Учащиеся пытаются составить предложение и приходят к выводу, что не хватает слова – весенние.

-Записывают предложение, находят орфограммы

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;

-уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других


III.Создание проблемной ситуации. Поиск решения учебной задачи.

1) Совместное исследование проблемы.


- А теперь можно ли утверждать, что все слова этого предложения – существительные?

- Почему?

- Почему мы не смогли обойтись без имени прилагательного?

- Сделаем вывод: зачем в речи имена прилагательные?


-Послушайте отрывок из книги Татьяны Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное» и объясните, какую роль играют имена прилагательные в речи.


Имя прилагательное взяла кисть в палитру и принялась за работу. Все, к чему прикасалась её волшебная кисточка, удивительным образом преображалось. Каждый предмет становился каким-нибудь особенным.

Было, например, дерево. (слайд 3)Прикоснулась к нему кистью художница.

- Смотрите, какое стало дерево! Зелёное, высокое! Ветвистое! (слайд 4)

Была просто кошка. Ничего особенного – кошка как кошка. (слайд 5)Имя Прилагательное разрисовала и её.

- Ух, какая кошка! – завопила Катюша. – Какая красивая, пушистая, толстая! (слайд 6)

…И тут художница принялась раскрашивать гриб. (слайд 7)

- Какой стал гриб? – спросила Светлана Даниловна. (

- Красный, нарядный, весёлый! – ответил Женька.

- Но зато ядовитый, несъедобный, страшный! – предупредила Юлька.

- О каком грибе рассказала девочка Юля?( слайд 8)

- Как вы это определили?

-Учащиеся анализируют, доказывают,


- Чтобы речь была понятной, более точной.


























- Мухомор

- Красный, красивый, но ядовитый.

-умение слушать, делать выводы;

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;


-формулирование проблемы и

нахождение пути решения проблемы.


Физминутка

-А сейчас встанем и немного отдохнем

Делают зарядку


IV.Формулирование темы урока, целей.

- Какие части речи помогли нам понять это?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?


- В связи с этим давайте попробуем сформулировать тему урока, поставить цели.

-Итак, мы должны узнать что-то новое, расширить наши знания, и поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о роли прилагательных в речи. Давайте тему цель урока мы сформулируем в виде вопроса: 

-Зачем нужны прилагательные?(слайд 9)

-Имена прилагательные

-Делают речь понятной, образной, красивой.

- Тема урока: Роль имен прилагательных в речи.

(слайд 9)

уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других;

-стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;

- анализ материала; выбор оснований для

составления задания.

-формулирование проблемы и

нахождение пути решения проблемы.

VI. Открытие нового знания.

1) Работа в парах. Дифференцированная работа

-Прочитайте текст. Что заметили?

-А теперь я предлагаю стать авторами текста, исправить текст о весне, украсив его именами прилагательными.

1. Дополните текст своими прилагательными.

Пришла ………..… весна. Ярко светит ……………. солнышко. ……………..облака украшают …………….небо. Слышны ……….. трели птиц.


2.Дополните текст прилагательными, выбрав их из предложенных.

Пришла ………..… весна. Ярко светит …………….солнышко. ……………..облака украшают …………….небо. Слышны ……….. трели птиц.

Слова для справок:долгожданная, ранняя, весеннее, яркое, пушистые, лёгкие, ясное, голубое, чудесные, звонкие


3. Вставьте в предложения по порядку указанные имена прилагательные

Пришла ………..… весна. Ярко светит …………….солнышко. ……………..облака украшают …………….небо. Слышны ……….. трели птиц.

Слова для справок:ранняя, весеннее , лёгкие, голубое, чудесные


-Давайте прочитаем получившиеся тексты.

- К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?

- Запишем в тетрадь 3-4 предложения.

-Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Назовите имена прилагательные

-Найдите в каждом предложении грамматическую основу.

-Определите падеж всех имен существительных


2) Установление связи между словами-синонимами (электронной приложении к уроку)


-А сейчас немного поиграем. Поможем лыжнику спуститься с горы, образовав пары синонимов.


-Какие пары слов мы образовали? Синонимы.

-Что такое синонимы?

-Какими частями речи выражены слова-синонимы ?

-Зачем в речи имена прилагательные-синонимы?

3)Прочитайте предложение о русском языке К.Г.Паустовского(слайд 10)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».


-Как писатель говорит о языке? С какими чувствами?)

- Слова, какой части речи использует, чтобы показать своё отношение к русскому языку, свое настроение, свои чувства?

- Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Наш язык таит в себе много секретов. Мы с вами в очередной раз прикоснулись к тайнам русского языка.

-Зачем нужны в речи имена прилагательные?


Работают в парах на карточках.

Карточки разного уровня.



























-Прилагательные украшают нашу речь.


-Определяют грамматическую основу.

-Находят и подчеркивают имена прилагательные.

-Определяют падеж имен существительных





-Синонимы делают нашу речь более точной, богатой








-Читают высказывание


- С гордостью, любовью


-Имена прилагательные



-Для того, чтобы передать чувства, настроение

-отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

-осуществлять анализ учебного материала;

-слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;

-уметь работать в парах, слушать мнение другого, принимать верное совместное решение


-совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им

































-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

VI. Первичное закрепление.

1) Работа по учебнику. Стр.68 упр 119 Выразительные средства языка. Эпитеты.


-Прочитаем первый текст в упр 119

-Это стихотворение. Назовите эпитеты в нем.

-Что такое эпитеты?

-Эпитеты это какие части речи?


-Читаем второй текст.

-Какой это текст? Почему?

-Где можно встретить подобный текст?

(в справочной или художественной литературе)

-Какой текст описывает ромашку более точно, а какой боле образно?

-С какой целью употребили имена прилагательные в данных текстах?


2) Словарная работа.

Ромашка – это новое словарное слово. (вешаю его)

-Запишем в тетрадь 1 предложение из стихотворения со словом «ромашка».

-Поставим в лове ударение, подчеркнем букву безударного непроверяемого гласного звука О.


3)Редактирование текста.

-А сейчас давайте представим себя в роли редакторов и попробуем отредактировать текст ( исправить ошибки в употреблении слов)

-Читаем текст и думаем, что нужно исправить, где слова употреблены неточно. (слайд 11)


Наступила сильная зима. Земля покрылась волнистым покрывалом. В лесу намело продолговатые сугробы. На верхушках сосен лежат тёплые шапки снега.

-А сейчас прочитайте, что же получилось?(слайд 12)

-Какие части речи мы заменили?

-Эпитеты – это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.


-Это образное выражение, чаще всего выражено прилагательным.


-Главная функция эпитета – усиление образа.


- Это текст-описание. К нему можно поставить вопрос КАКАЯ?

-Первый текст описывает более образно, а второй – более точно.


-Прилагательные в тексте помогают представить ромашку, как бы увидеть ее.




-Читают текст, пытаются его отредактировать.


-Заменили прилагательные.


-Текст стал более точным и понятным.


- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий

- отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

- осуществлять анализ учебного материала;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Включение в систему знаний и повторений.

1)Релаксация.


-У вас на столах лист белой бумаги. Возьмем простой карандаш, нарисуем солнце, травку, цветочки, дерево, бабочку .

- Нравится рисунок? Почему?

- А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.

- Что скажите теперь?

- Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте?

-Ребята быстро по образцу учителя выполняют наброски на своем листочке, а учитель на доске.

-Не очень нравится, неяркий

-Теперь яркий, красивый


-Как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь

- осуществлять анализ учебного материала;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


VIII.Рефлексия.

-Вот и подходит к завершению наш урок. Назовите тему урока(слайд 13)

-Сцелью урока мы справились? Подведем итог урока

(слайд 14)

1) Прием «Незаконченное предложение»


  • Имена прилагательные делают нашу речь … понятной, образной, красивой,более точной, богатой, украшают нашу речь

  • Имена прилагательные помогают нам … описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроении. 

  • Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…наша речь будет неяркой, некрасивой.

2) Оцените свою работу на уроке. (слайд 15)

  • Самым интересным на уроке для меня было…

  • Я научился)-ась)…

  • Я хотел –а) бы еще узнать…

  • Мне понравилось….

  • Мне не понравилось…

  • Мне было трудно…

-Оцените свою работу смайликом. Нарисуйте его на полях.


3) Прием «Опорные слова»

-Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные. На доске есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок.


ИНТЕРЕСНЫЙ

НЕИНТЕРЕСНЫЙ

СКУЧНЫЙ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

УМНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

КРАСИВЫЙ

РАЗВИВАЮЩИЙ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ

ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ

- Молодцы, хорошо поработали!

-Домашнее задании: составить текст-описание о зиме из 5 – 7 предложений, употребив в каждом предложении имена прилагательные.

-Оценки за урок…

- Я надеюсь ваше настроение сейчас совпадает с моим? (слайд 16)

- Учащиеся называют тему урока, цель.


-Учащиеся делают вывод, опираясь на вопросы учителя и информацию на слайде.












-Анализируют и оценивают свою работу.

-Рисуют смайлик на полях тетради.












-Дают характеристику урока, используя имена прилагательные

-осуществлять самоконтроль, самооценку.