СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: "Самостоятельные и служебные части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Самостоятельные и служебные части речи"»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК «Школа России»

Нарыжной Инны Николаевны

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи».

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельных частей речи от служебных.

Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:

- научиться употреблять самостоятельные и служебные части речи в тексте;

Метапредметные:

познавательные:

- проводить целенаправленные наблюдения за признаками самостоятельных и служебных частей речи и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- устанавливать связь между самостоятельными и служебными частями речи;

регулятивные:

- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

коммуникативные:

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

предметные

- называть характерные признаки самостоятельных и служебных частей речи;

- знать роль самостоятельных и служебных частей речи в предложении.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, тест, слайды

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Улыбнемся друг другу, пожелаем удачи.

- Садитесь.

-Откройте тетради, запишите число и классная работа.

2. Актуализация знаний и умений

1). Минутка чистописания.

-Ребята, с какой целью мы проводи минутку чистописание

На доске и в тетрадях записано предложение.

- Прочитайте:

К первому под.езду быстро под.ехал легковой автомобил. .

- На какое правило пропущены буквы в словах?

- Какую « работу» может выполнять в слове буква мягкий знак? твердый знак?

- Пропишите предложение, выделите орфограммы.

- Над словами укажите части речи.

-Проверим.

2). Знакомство с новым словарным словом.

дв.надц.ть (на доске карточка)

- Объясните значение слова. Часть речи.

- Назовите художественное произведение в названии, которого есть это слово («Двенадцать месяцев»). Автор? (С.Я. Маршак)

- Устно составь предложение с этим словом.

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

- Вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем...

- Догадались, какова тема нашего урока?

Правильно. Тема нашего урока – части речи.

- Почему слова делят на части речи?

- На какие две группы делят части речи? (самостоятельные и служебные)

- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

Дети ставят цели, учитель фиксирует на доске. (Выяснить какие части речи относятся к самостоятельным? Служебным? В чем их отличие? Уметь их находить и обозначать в предложениях. Знать их роль в предложении)

4. Решение учебной задачи


Какие части речи вы знаете? Назовите части речи о которых не говорилось в стихотворении ?

На доске карточки с частями речи перевернуты. По мере называния частей речи, карточки открываются (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, предлог, наречие, частица, союз).

Работа в парах.

- Ребята, подумайте какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным?

- Вспомните алгоритм, по которому мы изучали части речи.

Идет работа в парах.

- Итак, кто готов?

Ответы детей.

По ответам детей заполняется таблица на доске:

Самостоятельные Служебные

Отвечают на вопросы

+

-

Обозначают

+

-

В предложении бывают

+

-

Имеют лексическое значение

+

-


Вывод: к самостоятельным частям речи можно задать вопросы, они что то обозначают, имеют определенную роль в предложении, имеют лексическое значение, а к служебным частям речи нельзя задать вопросы и т.д.

- Какие части речи вы отнесли к самостоятельным частям речи? А какие к служебным?

Продолжаем заполнять таблицу.

Имя существительное Предлог

Имя прилагательное Частица

Глагол Союз

Имя числительное

Местоимение

Наречие

- Молодцы.

-Похлопайте друг другу.

                          Физкультминутка

А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли

Наклонялись, собирали

По дороге потеряли.

 4. Закрепление учебного материала.

- Мы продолжаем наш урок. Проверим, умеете вы определять части речи.

1). Работа с учебником

Стр. 67 упр.111 выполняем самостоятельно

Проверка.

- Какую роль в предложениях выполняют предлоги и союзы?

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

2). Загадки

- Какое домашнее животное состоит из двух предлогов (ко-за) ?

- С помощью каких 5 предлогов можно погулять с собакой (по-во-до-к)?

- Какое слово получится, если к предлогу прибавить загородный дом (за-дача)?

О каких частях речи шла речь.

3). Работа в парах.

Слайды. Смотри приложение.

4). Тест.

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Взаимопроверка.

Ключ к тесту:

1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 – б

Выставление оценок за тест:

нет ошибок – «5»

 1-2 ошибки – «4»

3 -4 ошибки – «3»

Обсуждение результатов выполненной работы.

5. Рефлексия.

- Чему научил вас сегодняшний урок?

- Оцените свою работу, употребив фразеолигизм ( работал непокладая рук, изо всех сил и т.д.).

6. Домашнее задание.

Стр.67 упр.112




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!