Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Криничненская средняя школа»
Белогорского района, Республики Крым
Повторение и обобщение
по теме «Глагол»
(урок русского языка)
4 класс
Разработчик: Егоркина Лилия Николаевна
учитель начальных классов
Тема: Повторение и обобщение по теме «Глагол»
Цель урока: - повторить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках глагола, правописании глаголов; развивать коммуникативные навыки учащихся, творческие и речевые способности;
Планируемые результаты:
- предметные: знать и уметь определять морфологические признаки глаголов, его синтаксическую роль в предложении; уметь применять полученные знания на практике;
- метапредметные:
- познавательные УУД: Ориентироваться в учебном материале: Определять круг своего незнания; Осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока. Работать по заданиям, обобщать, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания; совершенствовать навык распознавания глагола среди других изученных частей речи
- регулятивные УУД: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
- коммуникативные УУД: Участвовать в работе пары:, осуществлять поиск и сбор информации, владение различными видами речевой деятельности;
- личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Тип урока – урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
Оборудование: карточки для работы в паре, презентация
1. Мотивационный этап.
2. Актуализация знаний.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, поработаем в парах, отвечая на вопросы и заполняя кроссворд.
Вопросы к кроссворду
1. Часть речи, которая не изменяется по родам.
2. Часть речи, которой командует имя существительное
3. Часть речи, которая употребляется во избежание повторов в рядом стоящих предложениях.
4. Часть речи, которую можно “упорядочить”.
5. Часть речи, которая не изменяется по падежам.
Отгадать слово в красной полосе.
3. Формулирование темы и цели урока.
Он всегда в движении, на месте не сидит.
Он прыгает и бегает, смеётся и шалит.
То красит, то рисует, то песенки поёт.
Как маленький ребёнок спокойно не живёт.( глагол.)
Ребята, а по каким признакам вы узнали глагол?
Какие задачи поставим перед собой на уроке
Мозговой штурм Что вы знаете о глаголе?
4. Повторение и обобщение
Синий, синька, посинел, пробежка, пробежал, бег, убегал, убегающий, сбежал, учит, учитель, ученик, выучил, проучили.
- Запишите их в тетрадь. Докажите, что это глаголы. Что обозначают данные слова?
1. Мать и сын теперь на воле
Видят холм в широком поле…
2. Старик не осмелился перечить.
Не дерзнул поперек слова молвить…
3. И к царевне наливное
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит.
Пес как прыгнет, завизжит.
- 3 человека морфологический разбор у доски глаголов: видят, завизжит, осмелился
Сейчас вы будете редакторами. Предстоит важная работа ,найти ошибки, исправить их, у глаголов определить спряжение.
Марос спадаит. Меркнит ястность синева неба. Наступаят зимние длинные сумерки. Зима баюкаит махнатый лес.
Проверка
- Русский язык богат фразеологическими оборотами- устойчивыми выражениями. Они вносят в нашу речь разнообразие, украшают её, делают яркой, образной. Употребление фразеологизмов уместно в различных жизненных ситуациях. Но, чтобы не попасть впросак, нужно точно знать , что обозначает тот или иной фразеологизм.
Объяснить фразеологизмы, записать значение фразеологизма одним словом.
Водить за нос- обманывать Бить баклуши – бездельничать
Зарубить на носу- запомнить Знать как свои пять пальцев
Дрожит как осиновый лист Держать в ежовых рукавицах
Выводить на чистую воду
5. Физминутка
6. Обобщение полученных знаний
Затопили печь, чтобы пироги печь. Снежное покрывало все поле покрывало. Была Танюша запевала, она все песни запевала. Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.
Выпишите пословицы, в которых есть глаголы - антонимы.
Не угадаешь, где найдешь, где потеряешь. Бедность учит, а богатство портит. Глупый завяжет, и умный не скоро развяжет. Любишь браниться, люби и мириться. Любишь брать, любишь отдавать
Вместо точек поставь, где надо, мягкий знак, объясни орфограмму
Ему нужно лечит..ся, но он не лечит..ся. Ему нельзя купат..ся, а он купает..ся.
7. Итог урока. Тест.
1. Глагол – это : а) часть речи, б) член предложения
2. Глагол выступает в предложении: а) подлежащим б) сказуемым
3. Глагол обозначает: а) признак предмета б) действие предмета
4. Если у глагола окончание –у (-ю), -ёшь (-ешь), -ем (-ёте), то это глагол
а) первого спряжения б) второго спряжения
5. Какую букву нужно вставить?
Мальчик игра.т на скрипке. а) и б) е
6. В глаголах удивляет?ся, добивает?ся мягкий знак а) пишется б) не пишется
7. Напишет ученик в тетради.
Глагол стоит в: а) настоящем времени б) будущем времени
8. Рефлексия урока.
- Чем запомнился тебе урок?
Используйте незаконченное предложение
Для меня было важным и интересным…
По этому вопросу я получил разъяснение…
Мне было трудно ( почему)……
Для меня было недостаточно…