Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Три склонения имён существительных»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Учебно-познавательные: дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость
Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать типы склонения существительных
Формируемые УУД
Личностные результаты :
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения их признаков;
синтез;
подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формирование умения слаженно работать в паре;
Формы организации познавательной деятельности: (фронтальная, индивидуальная)
Ход урока
1. Организационный момент
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
Чистописание
- Запишите сочетания букв по образцу в тетради.
- Спишите предложение с доски, выполните разбор по членам предложения и частям речи.
В альбоме Алёна нарисовала речку, дом и дерево.
Назовите однородные члены предложения. Какой частью речи они являются? В каком падеже они стоят? Как вы думаете, почему у них разные окончания?
2. Словарная работа.
Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите. Какие слова являются лишними? Почему? (Витя, Ванюша)
В.кзал, г.зета,б.гаж, Витя, ж.лание, к.стрюля, с.рень, б.гатство, к.лыбель, Ванюша
Спишите слова, вставляя попущенные буквы, определите род.
3. Изучение нового материала
- Назовите сущ. женского рода с окончаниями –а, -я ( газета, кастрюля,)
- Назовите сущ. мужского рода с окончаниями –а, -я (Витя, Ванюша)
Какие ещё сущ. мужского рода есть? ( вокзал, багаж) Какое окончание у этих слов?( нулевое)
-Назовите сущ. среднего рода (желание, богатство) Какие окончания у этих слов? (-о, -е)
Какие слова у нас осталось? (Сирень, колыбель) К какому роду оно относится? Какое окончание имеет? (ж.р., нулевое окончание)
Сущ. ж.р. | Сущ. м.р. | Сущ. м.р. | Сущ ср.р. | Сущ. ж.р. |
газета, кастрюля | Витя, Ванюша | вокзал_, багаж_ | желание, богатство | сирень_, колыбель_ |
– По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
- А может кто-то сможет объяснить, почему так?
Откройте учебник на с. 17, прочитайте, о чём нам рассказывает Иван Иванович Пивоваров.
Что узнали? Давайте заполним таблицу.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
м.р., ж.р. -а, -я | м .р. – ср. р. –о, -е | ж .р. - |
4. Закрепление знаний
С. 18 упр. 25
Задание выполняется у доски и в тетрадях.
Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
– Что мы делали, чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
С. 18 Хитрый вопрос от Ивана Ивановича, алгоритм действий, если существительное стоит в косвенном падеже.
5.Разноуровневая самостоятельная работа.
– Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, конь, погода, поляна, лошадь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
Проверка по образцу, самооценивание.
6. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие сущ. относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?
- Как определить склонение у сущ. в косвенном падеже?
- Зачем нужно знать склонение существительных?
- Оцените свою работу на уроке смайликом.
7. Домашнее задание.
С. 20 Упражнение 29, выучить правило