Урок
русского языка в 4 классе
по теме «Именительный и винительный падежи».
Тема урока : именительный и винительный падежи.
Тип урока : ОНЗ
Основные цели:
1) Познакомить с различиями имен существительных в именительном и винительном падежах.
2) Отрабатывать прием распознавания падежей.
3) Развивать орфографическую зоркость.
Демонстрационный материал:
Презентация
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 минуты).
Цель:
1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.
2) Определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1.
-Я очень рада всех вас видеть на уроке. Желаю вам точных обдуманных ответов.
-Чему мы научились на предыдущем уроке русского языка?
-Изменять по падежам имена существительные в единственном и множественных числах.
-Какие падежи вы знаете?
-Чем мы сегодня будем заниматься?
-Будем работать над падежами.
-Вы правильно определили содержание урока.
-Какими надо быть, чтобы все понять на уроке и правильно выполнить все задания?
-Надо быть внимательными.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 минут).
Цель:
1) Актуализировать материал предыдущих уроков, необходимый и достаточный для изложения нового материала.
2) Создать затруднения в индивидуальной деятельности.
3) Зафиксировать индивидульные затруднения в деятельности, демонстрируя на личностно- знаачимом уровне недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на этапе 2.
-Сейчас вам предстоит проверить знания словарных слов.
(Ребята на нетбуках выполняют работу).
-А сейчас я вас разделю на 2 группы:
1 группа - надо составить с одним из словарных слов предложение, чтобы оно стояло в именительном падеже.
2 группа – надо составить предложение с одним из этих слов, чтобы оно стояло в винительном падеже.
-Чем отличались слова, стоящие в именительном падеже от слов, стоящих в винительном падеже?
-Слова в винительном падеже могут менять окончания и иметь предлоги.
-А я составила предложение «Любит дочь мать» (слайд 1)
и засомневалась, в каком же падеже стоят существительные
«дочь» и «мать»
3.Постановка учебной задачи (3 минуты).
Цель:
1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого надо выявить и зафиксировать необходимость нового способа определения падежей.
2) Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение.
3) Сформулировать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе3.
-Как же определить в каком падеже стоит слово «дочь»?
-В именительном падеже.
-Почему?
-Оно является подлежащим.
-А в каком падеже стоит слово «мать»?
-В винительном падеже, так как является второстепенным членом предложения и отвечает на вопрос:КОГО?
-Какова же тема урока?
-Мы будем различать именительный падеж от винительного падежа.
4.Построение проекта выхода из затруднения (9 минут)
Цель:
1)Организовать коммуникативное взаимодействие для поиска нового способа определения падежа.
2) Зафиксировать новое правило в вербальной форме.
Организация учебного процесса на этапе4.
-Когда существительное «дочь» будет в именительном падеже?
-Когда оно будет подлежащим.
-От чего это зависит?
-От порядка слов в предложении.
-Составьте предложение, в котором слово «мать» будет в именительном падеже.
- «Мать любит дочь».
-А теперь прочитаем правило на стр. 105
5. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 минут).
Цель:
1) Зафиксировать новое содержание во внешней речи.
2) Использовать выведенное правило на практике.
Организация учебного процесса на этапе 5.
-Мы с вами узнали, как нужно отличать именительный падеж от винительного падежа.
-Как это нужно сделать?
-А сейчас посмотрите на интерактивную доску.
(На доске написаны предложения:)
Маша чертит круг.
Даша пишет букву.
Яна поливает цветы.
Гриша моет доску.
-Назовите слова, стоящие в именительном падеже.
-Маша, Даша, Яна, Гриша.
-Почему вы так решили?
-Назовите слова, стоящие в винительном падеже.
-круг, букву, цветы, доску.
-Почему вы так решили?
-Отвечают на вопрос: ЧТО? Являются в предложении второстепенными членами предложения.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут).
Цель:
1) Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися на новый способ определения падежей.
2) Создать ситуацию успеха.
3) Зафиксировать и исправить ошибки, допущенные учащимися в ходе выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 6.
-А сейчас самостоятельно выполните упражнение135.
Назовите слова, стоящие в винительном падеже.
-Как вы это определили?
7. Включение в систему знаний и повторение(4-5 минут).
Цель:
1) Проверить, как учащиеся усвоили новый способ различия в определении именительного падежа от винительного.
2) Тренировать способность ребят в определении падежей в тексте.
(слайд 3)
-Найдите лишнее словосочетание.
1) Положили в коробку, подъехала машина, кот бродил, чайник закипел.
-«Положили в коробку», потому что в этом словосочетании существительное стоит в винительном падеже, а остальные в именительном.
2) Срывает без жалости, выехал из дома, свалился с горы, перелетел через дорогу.
-«Перелетел через дорогу». В этом словосочетании существительное стоит в винительном падеже, а остальные в родительном падеже.
3) Встретился по дороге, подкрался к двери, прыгнул в воду, полетели по квартире.
-«Прыгнул в воду». В этом словосочетании существительное стоит в винительном падеже, а остальные в дательном падеже.
-Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями.
8. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты).
Цель:
1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2) Оценить собственную деятельность и деятельность класса.
3) Зафиксировать неразрешенные затруднения, как направления будущей учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 8.
-Чему вы научились на уроке?
-Мы учились у существительных определять падежи и отличать именительный падеж от винительного падежа.
-Посмотрите в учебник на стр.106.
-На какие вопросы отвечает именительный падеж?
-Кто? Что?
-Есть ли предлоги у существительных в именительном падеже?
-Нет.
-На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже?
-Кого? Что?
-Какие они имеют предлоги?
-В, через, сквозь.
-Как, по-вашему мнению, работали все ребята?
-Ребята работали дружно, правильно старались отвечать на вопросы.
-А сейчас постарайтесь оценить свою работу.
1)Если вам пока трудно справиться с определением падежей, то раскрасьте звездочку зеленым цветом.
2) Если вы научились определять падеж у существительного и можете научить своего товарища, то закрасьте красным цветом.
3) Если вы научились сравнивать именительный падеж от винительного падежа, но вам еще нужна помощь учителя, то закрасьте звездочку желтым цветом.
-Покажите свои звездочки.
-Я очень рада, что большинство ребят усвоило новую тему.
Не отчаивайтесь, у кого это получается не совсем хорошо. У нас еще впереди будут уроки, где мы будем закреплять эти правила. Я думаю, что у вас ни у кого не будет ошибок.
-Молодцы! Всем спасибо!
-А домашнее задание будет такое- упр.136.