СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме «Именительный и винительный падежи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе по теме «Именительный и винительный падежи».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме «Именительный и винительный падежи».»



Урок

русского языка в 4 классе

по теме «Именительный и винительный падежи».

Тема урока : именительный и винительный падежи.

Тип урока : ОНЗ

Основные цели:

1) Познакомить с различиями имен существительных в именительном и винительном падежах.

2) Отрабатывать прием распознавания падежей.

3) Развивать орфографическую зоркость.

Демонстрационный материал:

Презентация


Ход урока:


1. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 минуты).

Цель:

1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

2) Определить содержательные рамки урока.


Организация учебного процесса на этапе 1.


-Я очень рада всех вас видеть на уроке. Желаю вам точных обдуманных ответов.

-Чему мы научились на предыдущем уроке русского языка?

-Изменять по падежам имена существительные в единственном и множественных числах.

-Какие падежи вы знаете?

-Чем мы сегодня будем заниматься?

-Будем работать над падежами.

-Вы правильно определили содержание урока.

-Какими надо быть, чтобы все понять на уроке и правильно выполнить все задания?

-Надо быть внимательными.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 минут).

Цель:

1) Актуализировать материал предыдущих уроков, необходимый и достаточный для изложения нового материала.

2) Создать затруднения в индивидуальной деятельности.

3) Зафиксировать индивидульные затруднения в деятельности, демонстрируя на личностно- знаачимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на этапе 2.

-Сейчас вам предстоит проверить знания словарных слов.

(Ребята на нетбуках выполняют работу).

-А сейчас я вас разделю на 2 группы:

1 группа - надо составить с одним из словарных слов предложение, чтобы оно стояло в именительном падеже.

2 группа – надо составить предложение с одним из этих слов, чтобы оно стояло в винительном падеже.

-Чем отличались слова, стоящие в именительном падеже от слов, стоящих в винительном падеже?

-Слова в винительном падеже могут менять окончания и иметь предлоги.

-А я составила предложение «Любит дочь мать» (слайд 1)

и засомневалась, в каком же падеже стоят существительные

«дочь» и «мать»

3.Постановка учебной задачи (3 минуты).

Цель:

1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого надо выявить и зафиксировать необходимость нового способа определения падежей.

2) Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение.

3) Сформулировать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе3.

-Как же определить в каком падеже стоит слово «дочь»?

-В именительном падеже.

-Почему?

-Оно является подлежащим.

-А в каком падеже стоит слово «мать»?

-В винительном падеже, так как является второстепенным членом предложения и отвечает на вопрос:КОГО?

-Какова же тема урока?

-Мы будем различать именительный падеж от винительного падежа.


4.Построение проекта выхода из затруднения (9 минут)

Цель:

1)Организовать коммуникативное взаимодействие для поиска нового способа определения падежа.

2) Зафиксировать новое правило в вербальной форме.


Организация учебного процесса на этапе4.

-Когда существительное «дочь» будет в именительном падеже?

-Когда оно будет подлежащим.

-От чего это зависит?

-От порядка слов в предложении.

-Составьте предложение, в котором слово «мать» будет в именительном падеже.

- «Мать любит дочь».

-А теперь прочитаем правило на стр. 105


5. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 минут).

Цель:

1) Зафиксировать новое содержание во внешней речи.

2) Использовать выведенное правило на практике.

Организация учебного процесса на этапе 5.

-Мы с вами узнали, как нужно отличать именительный падеж от винительного падежа.

-Как это нужно сделать?

-А сейчас посмотрите на интерактивную доску.

(На доске написаны предложения:)

Маша чертит круг.

Даша пишет букву.

Яна поливает цветы.

Гриша моет доску.

-Назовите слова, стоящие в именительном падеже.

-Маша, Даша, Яна, Гриша.

-Почему вы так решили?

-Назовите слова, стоящие в винительном падеже.

-круг, букву, цветы, доску.

-Почему вы так решили?

-Отвечают на вопрос: ЧТО? Являются в предложении второстепенными членами предложения.


6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут).

Цель:

1) Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися на новый способ определения падежей.

2) Создать ситуацию успеха.

3) Зафиксировать и исправить ошибки, допущенные учащимися в ходе выполнения задания.

Организация учебного процесса на этапе 6.

-А сейчас самостоятельно выполните упражнение135.

Назовите слова, стоящие в винительном падеже.

-Как вы это определили?

7. Включение в систему знаний и повторение(4-5 минут).

Цель:

1) Проверить, как учащиеся усвоили новый способ различия в определении именительного падежа от винительного.

2) Тренировать способность ребят в определении падежей в тексте.

(слайд 3)

-Найдите лишнее словосочетание.

1) Положили в коробку, подъехала машина, кот бродил, чайник закипел.

-«Положили в коробку», потому что в этом словосочетании существительное стоит в винительном падеже, а остальные в именительном.

2) Срывает без жалости, выехал из дома, свалился с горы, перелетел через дорогу.

-«Перелетел через дорогу». В этом словосочетании существительное стоит в винительном падеже, а остальные в родительном падеже.

3) Встретился по дороге, подкрался к двери, прыгнул в воду, полетели по квартире.

-«Прыгнул в воду». В этом словосочетании существительное стоит в винительном падеже, а остальные в дательном падеже.

-Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями.

8. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты).

Цель:

1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2) Оценить собственную деятельность и деятельность класса.

3) Зафиксировать неразрешенные затруднения, как направления будущей учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 8.

-Чему вы научились на уроке?

-Мы учились у существительных определять падежи и отличать именительный падеж от винительного падежа.

-Посмотрите в учебник на стр.106.

-На какие вопросы отвечает именительный падеж?

-Кто? Что?

-Есть ли предлоги у существительных в именительном падеже?

-Нет.

-На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже?

-Кого? Что?

-Какие они имеют предлоги?

-В, через, сквозь.

-Как, по-вашему мнению, работали все ребята?

-Ребята работали дружно, правильно старались отвечать на вопросы.

-А сейчас постарайтесь оценить свою работу.

1)Если вам пока трудно справиться с определением падежей, то раскрасьте звездочку зеленым цветом.

2) Если вы научились определять падеж у существительного и можете научить своего товарища, то закрасьте красным цветом.

3) Если вы научились сравнивать именительный падеж от винительного падежа, но вам еще нужна помощь учителя, то закрасьте звездочку желтым цветом.

-Покажите свои звездочки.

-Я очень рада, что большинство ребят усвоило новую тему.

Не отчаивайтесь, у кого это получается не совсем хорошо. У нас еще впереди будут уроки, где мы будем закреплять эти правила. Я думаю, что у вас ни у кого не будет ошибок.

-Молодцы! Всем спасибо!

-А домашнее задание будет такое- упр.136.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!