СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе на тему "Именительный и винительный падежи имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Именительный и винительный падежи имен существительных" представляет собой поэтапный ход урока с подробным содержанием каждого этапа в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проводится с опорой на презентацию . Нацелен на подведение учащихся к пониманию способов различия существительных в именительной и винительном падежах с одинаковыми вопросами в контексте предложения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе на тему "Именительный и винительный падежи имен существительных"»


Урок русского языка в 4 классе .Программа «Школа России».

26.11.2020 год

Автор: Дышлевая Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского района Саратовской области»


Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных.

Цели:актуализировать знания об именительном и винитель­ном падежах; познакомить со способами различения имён суще­ствительных в именительном и винительном падежах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации;р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание ка­чества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, компьютер, проекционный экран, сигнальные карточки-смайлы, тетради по русскому языку, учебник «Русский язык. 4 класс» авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.


Ход урока

  1. Организационный момент.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

-Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

-Для того, чтобы наш урок прошел успешно, какими мы должны быть? (активными, внимательными, помогать друг другу).

  1. Каллиграфическая минутка.

  1. Актуализация знаний:

Словарный диктант

Шестнадцать учеников, килограмм яблок, столичный вокзал, гость издалека, календарь путешественника, пассажирский вагон, прекрасный пейзаж, портрет директора, хозяй­ственный человек, , беседа по телефону.

(Взаимопроверка, самооценка.)

— Разберите слово столичныйпо составу.

— Разберите слово (по) телефону как часть речи. (Два ученика работают у доски.)


  1. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.

— Что общего в этих предложениях? (Слово корабль.)

— На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предло­жении?

— Определите его падеж.

— На какой вопрос отвечает слово корабль во втором предло­жении?

— Определите его падеж.(Учитель выставляет карточки с названиями падежей.)


5. Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именитель­ный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

— Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос что?)

— Сформулируйте задачу урока. (Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном па­дежах.)


6. Работа по теме урока

6.1. Наблюдения над признаками именительного и винительного падежей

— Научим придворных различать близнецов. С чего мы начнём наше исследование? (Разберём предложения по членам.)-коллективно

— Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово ко­рабль главный член предложения, во втором второсте­пенный.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном.)

— В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (В винительном.)

- Как связано существительное корабль с главным словом во втором предложении? (С помощью предлога.)

— Имеет ли предлоги существительное в именительном паде­же? (Нет, не имеет.)

(Учитель выставляет карточки.)

6.2. Чтение стихотворения об именительном и о винительном падежах.

– Я – именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

6.3. Составление и запись в тетрадь таблицы.(Опорные схемы)

Именительный падеж

кто? что?

Нет предлогов

(подлежащее!)




6.4.Чтение стихотворения.

– А я – винительный падеж, Кого позвать, во что играть,

И я во всём виню невежд. Готов ребятам подсказать.

Зато отличников люблю, Не прочь с предлогами дружить,

Для них «пятёрки» я ловлю. Но и без них могу прожить.


6.5. Составление и запись таблицы.

Винительный падеж

Кого? Что?

(Куда?Где?)

в, на, за, про, через, под

(Второстепенный член предложения)


6.6.Работа по учебнику

Упр. 185 (с. 105).

— Сравните наше исследование с выводом в таблице на с. 105 учебника.

— В каком склонении и у каких имён существительных окон­чания в данных падежах одинаковые? (У неодушевлённых имён существительных 2-го склонения и у имён существи­тельных 3-го склонения.)


— В каком склонении и у каких существительных оконча­ния в данных падежах разные? (У имён существительных 1-го склонения и у одушевлённых имён существительных.)


Упр. 186(с. 105).(Устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных. Запись четверостишия по памяти. Самопро­верка по учебнику. Далее самостоятельный разбор слова ночь как части речи. Взаимопроверка, самооценка.)


  1. Физкультминутка


  1. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику

Упр. 187 (с. 106).(Коллективное выполнение.)

— Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания? (Имена существительные 1-го склонения и одушевлённые имена суще­ствительные 2-го склонения.)+ СЛАЙД-ПОДСКАЗКА со словом ЛИСА


Упр. 189 (с. 106—107) — программный уровень.(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают словосочетания. Самооценка.)


Упр. 188 (с. 106) — уровень повышенной сложности.(Самостоятельное выполнение.Проверка, самооценка.)


  1. Рефлексия Работа по карточкам

— Укажите падеж имён существительных.


(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.( работа с карточками-смайлами)


  1. Подведение итогов урока( беседа)

Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

У каких существительных окончания в винительном и име­нительном падежах одинаковы, а у каких различны?

Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Что показалось вам трудным?


11.Домашнее задание.

Упр. 190 (с. 107).-выполнить в соответствии с условием.



5