Урок в 5 классе. Тема: «Прямая речь»
Цели урока:
Обучающая:
- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить предложения с прямой речью; выделять прямую речь на письме знаками, в устной речи – интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование предложений с прямой речью;
Развивающая:
- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать способности обучающихся
Воспитательная:
- формировать интерес к русскому языку;
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта
I. Организационный момент.
II Актуализация знаний.
-Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Примеры.
- Какими бывают предложения по интонации?
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
- Какие предложения называются сложными?
- Как разделяются на письме простые предложения в сложном?
III. Изучение нового материала
1.Постановка проблемы.
Ученик работает на доске. (расставляет пропущенные знаки препинания в предложениях)
Федя ты выучил правило
2) Приплыла к нему рыбка, спросила
Чего тебе надобно старче
-Проверим работу, выполненную …….
-Ребята, все ли знаки препинания расставил…
- Из скольких частей состоит предложение? …
- Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (предложениями с прямой речью).
2.Формулирование темы и задач урока.
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений, правильно ставить знаки препинания при прямой речи)
План
Что такое «прямая речь».
Из чего состоят предложения с прямой речью.
Как на письме отделяются слова автора от прямой речи.
Схемы предложений с прямой речью.
-Какова тема нашего урока? (Прямая речь) (Тему записываю на доске)
- Запишите в тетрадях тему урока.
3.Поиск решения проблемы.
1)Работа с правилом. - Прочитайте в учебнике на стр.98, что такое прямая речь?
- Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
- Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени писателя?
- В каком предложении прямая речь?
2) Исследование построения предложений с прямой речью.
Слайд №2
-Прочитайте предложение: (на слайде: «Здравствуй, Пятачок!» – сказал Вини Пух своему другу.
- Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового вы увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки)
- Где стоят слова автора? (после прямой речи.)
- Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки, написана c большой буквы; после прямой речи стоит тире.)
- Изменятся ли знаки препинания, если части предложения поменяем местами?
Вини Пух предложил Пятачку: «Пойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд!»
- Где стоят слова автора? (перед прямой речью.)
- Знаки сохранились?
- От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (В каком порядке идут прямая речь и слова автора)
-Какие слова вводят прямую речь? (сказал, предложил)
-Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения» : сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть…
- Составим схемы предложений, обозначив прямую речь буквой П , слова автора- А.
-Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги. (Объяснить, как пишутся кавычки на письме, табличку вешаю на доске; дети пишут 2 схемы на доске)
-Обратите внимание на интонацию: слова автора после прямой речи произносятся несколько убыстрённо и с понижением голоса. «Здравствуй, Пятачок!» – сказал Вини Пух своему другу.
Между словами автора и прямой речью обычно делается пауза. Вини Пух предложил Пятачку: «Пойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд!»
- Что является опознавательным признаком для употребления знаков препинания при прямой речи? (Чёткое разграничение прямой речи и слов автора)
Физминутка. Игра на внимание
3) Составление схем предложений. Работа в группах.
Прочитайте предложения из упражнения 236. Где стоит прямая речь? (После слов автора)
- Составьте схемы предложений.
1. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». А: «П».
2. И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» А: «П?»
3. И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» А: «П!»
(дети пишут на листах, по одной схеме прикрепляется на доске)
Слайд №3 открывается 1 половина схем А: «П». А: «П?» А: «П!»
Микроитог-: Итак, прямая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. В каждом из приведённых случаев прямая речь стоит после слов автора, поэтому ставится двоеточие.
-Прямая речь может содержать предложения с разной интонацией: восклицательные и невосклицательные, разные по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед кавычками. Точка за кавычками.
4) Соотнесение предложений со схемами. Работа в группах. Найти в упр.237 предложения, соответствующие схемам. Таблички прикрепляю на доске ( 1гр. к схеме №1, 2- №2, 3гр. -№3) Проверим…
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а. Микро итог…
открывается 2 половина схем
5) Сравнение схем
4. Решение проблемы. (Возвращение к проблемному заданию)
IV. Закрепление изученного.
Игра «Собери предложение»
Работа в группах.
- Кто быстрее и правильно? Из какой сказки эти предложения? Как речь героев характеризует их? Как следует обращаться к людям?
Должны получиться следующие предложения:
- «Кто взял мою ложку?» - спрашивает Мишутка.
- «Я никого не боюсь!» - хвастает заяц.
- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
- Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля!»
- Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка».
Слайд №4 1) Игра Употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи:
Устно составить предложения с прямой речью в парах ( 1 ученик читает слова автора, 2-прямую речь)
Слайд №5 2) Переделайте предложение так, чтобы прямая речь следовала за словами автора. (Пишут в тетрадях) «Где же река?» – спросил я у дедушки. ( проверяем на слайде)
Слайд №6 3) В словах автора выделены глаголы. При списывании подчеркните тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание. Поставьте пропущенные знаки препинания.
Саша посм..трел на друга и сказал Всё будет хорошо
Лена отв..ла Машу в стор..ну и спросила Ты почему опоздала?
Катя подб..жала к маме и прош..птала Мамочка я скучала по тебе.
Слайд №7 4) Проверим работу, выполненную Незнайкой
1) А: «П»! 2) А: «П.» 3) А: «П?»
4) «П», – А. 5) «П?» а. 6) «П!» – а.
V. Домашнее задание.
Самостоятельно сост. 3-5 предложений с прямой речью. параграф 48
VI. Итог
1.Что такое прямая речь?
2.Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
3.Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?
4.Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после
слов автора? Перед словами автора? Приведите примеры.
- Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью? (Точка, вопросительный, восклицательный знак, двоеточие, запятая, кавычки, тире).
Слайд №8. Рефлексия.
Продолжите одну из фраз:
Я научился (лась)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…