СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему "Прямая речь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит в себе порядок работыс прямой речью в 5 классе, расширяет кругозор учащихся,воспитывает  речевую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему "Прямая речь"»

Урок в 5 классе. Тема: «Прямая речь»

Цели урока:

Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить предложения с прямой речью; выделять прямую речь на письме знаками, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование предложений с прямой речью;

Развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способности обучающихся

Воспитательная:

- формировать интерес к русскому языку;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

I. Организационный момент.

 II Актуализация знаний.

-Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Примеры.

- Какими бывают предложения по интонации?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Какие предложения называются сложными?

- Как разделяются на письме простые предложения в сложном?

III. Изучение нового материала

1.Постановка проблемы.

Ученик работает на доске. (расставляет пропущенные знаки препинания в предложениях)

  1. Федя ты выучил правило

2) Приплыла к нему рыбка, спросила

Чего тебе надобно старче

-Проверим работу, выполненную …….

-Ребята, все ли знаки препинания расставил…

- Из скольких частей состоит предложение? …

- Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (предложениями с прямой речью).

2.Формулирование темы и задач урока.

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений, правильно ставить знаки препинания при прямой речи)

План

  • Что такое «прямая речь».

  • Из чего состоят предложения с прямой речью.

  • Как на письме отделяются слова автора от прямой речи.

  • Схемы предложений с прямой речью.

-Какова тема нашего урока? (Прямая речь) (Тему записываю на доске)

- Запишите в тетрадях тему урока.

3.Поиск решения проблемы.

1)Работа с правилом. Прочитайте в учебнике на стр.98, что такое прямая речь?

- Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

- Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени писателя?

- В каком предложении прямая речь?

2) Исследование построения предложений с прямой речью.

Слайд №2

-Прочитайте предложение: (на слайде: «Здравствуй, Пятачок!» – сказал Вини Пух своему другу.

- Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового вы увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки)

- Где стоят слова автора? (после прямой речи.)

- Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки, написана c большой буквы; после прямой речи стоит тире.)

- Изменятся ли знаки препинания, если части предложения поменяем местами?

Вини Пух предложил Пятачку: «Пойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд!»

- Где стоят слова автора? (перед прямой речью.)

- Знаки сохранились?

- От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (В каком порядке идут прямая речь и слова автора)

-Какие слова вводят прямую речь? (сказал, предложил)

-Прямая речь может присоединяться  к словам автора различными словами «говорения» : сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть…

- Составим схемы предложений, обозначив прямую речь буквой П , слова автора- А.

-Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги. (Объяснить, как пишутся кавычки на письме, табличку вешаю на доске; дети пишут 2 схемы на доске)

-Обратите внимание на интонацию: слова автора после прямой речи произносятся несколько убыстрённо и с понижением голоса. «Здравствуй, Пятачок!» – сказал Вини Пух своему другу.

Между словами автора и прямой речью обычно делается пауза. Вини Пух предложил Пятачку: «Пойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд!»

- Что является опознавательным признаком для употребления знаков препинания при прямой речи? (Чёткое разграничение прямой речи и слов автора)

Физминутка. Игра на внимание

3) Составление схем предложений. Работа в группах.

Прочитайте предложения из упражнения 236. Где стоит прямая речь? (После слов автора)

- Составьте схемы предложений.

1. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». А: «П».

2. И заплакали блюдца: «Не лучше ль вернуться?» А: «П?»

3. И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» А: «П!»

(дети пишут на листах, по одной схеме прикрепляется на доске)

Слайд №3 открывается 1 половина схем  А: «П». А: «П?» А: «П!»

Микроитог-: Итак, прямая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. В каждом из приведённых случаев прямая речь стоит после слов автора, поэтому ставится двоеточие.

-Прямая речь может содержать предложения с разной интонацией: восклицательные и невосклицательные, разные по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. Вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед кавычками. Точка за кавычками.

4) Соотнесение предложений со схемами. Работа в группах. Найти в упр.237 предложения, соответствующие схемам. Таблички прикрепляю на доске ( 1гр. к схеме №1, 2- №2, 3гр. -№3) Проверим…

«П», - а. «П?» - а. «П!» - а. Микро итог…

открывается 2 половина схем

5) Сравнение схем

4. Решение проблемы. (Возвращение к проблемному заданию)

IV. Закрепление изученного.

Игра «Собери предложение»

Работа в группах.

- Кто быстрее и правильно? Из какой сказки эти предложения? Как речь героев характеризует их? Как следует обращаться к людям?

Должны получиться следующие предложения:

- «Кто взял мою ложку?» - спрашивает Мишутка.

- «Я никого не боюсь!» - хвастает заяц.

- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

- Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля!»

- Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка».

Слайд №4 1) Игра Употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи:

Устно составить предложения с прямой речью в парах ( 1 ученик читает слова автора, 2-прямую речь)

Слайд №5 2) Переделайте предложение так, чтобы прямая речь следовала за словами автора. (Пишут в тетрадях) «Где же река?» – спросил я у дедушки. ( проверяем на слайде)

Слайд №6 3) В словах автора выделены глаголы. При списывании подчеркните тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание. Поставьте пропущенные знаки препинания.

  • Саша посм..трел на друга и сказал Всё будет хорошо

  • Лена отв..ла Машу в стор..ну и спросила Ты почему опоздала?

  • Катя подб..жала к маме и прош..птала Мамочка я скучала по тебе.

Слайд №7 4) Проверим работу, выполненную Незнайкой

1)          А: «П»!           2)            А: «П.»       3)        А: «П?» 
4)        «П», – А.         5)         «П?» а.         6)        «П!» – а. 

V. Домашнее задание.

Самостоятельно сост. 3-5 предложений с прямой речью. параграф 48

VI. Итог

1.Что такое прямая речь?

2.Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

3.Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?

4.Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после
слов автора? Перед словами автора? Приведите примеры.

- Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью? (Точка, вопросительный, восклицательный знак, двоеточие, запятая, кавычки, тире).

Слайд №8. Рефлексия.

Продолжите одну из фраз:

Я научился (лась)…

Мне было интересно… 

Мне было трудно…

Мне понравилось…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!