СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе. "В мире словообразования"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе. "В мире словообразования" (Урок обобщения изученного)

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе. "В мире словообразования"»

Открытый урок русского языка  в 6 классе В мире словообразования... Учитель русского языка и литературы высшей категории Москвина Марина Александровна 10.12.2022г.

Открытый урок русского языка в 6 классе

В мире словообразования...

Учитель русского языка и литературы высшей категории

Москвина Марина Александровна

10.12.2022г.

Кроссинг  (англ. пересечение)

Кроссинг (англ. пересечение)

Словообразование   Десятое дек а бря Кла сс ная работа В мире словообразования... (Обобщение изученного материала)

Словообразование

Десятое дек а бря

Кла сс ная работа

В мире словообразования...

(Обобщение изученного материала)

Словообразовательная разминка  Определите, как образованы следующие слова Премилый Чайник Подоконник Поиск Луноход Спецкор МГУ (Школьная) столовая

Словообразовательная разминка

Определите, как образованы следующие слова

Премилый

Чайник

Подоконник

Поиск

Луноход

Спецкор

МГУ

(Школьная) столовая

Работа в парах (по рядам)  Замените словосочетания сложным словом, запишите слово, вспомните правило , графически обозначьте орфограмму Пить чай помогать взаимно любить труд люди одной фамилии любить свободу тот, кто ходит пешком

Работа в парах (по рядам)

Замените словосочетания сложным словом, запишите слово, вспомните правило , графически обозначьте орфограмму

Пить чай

помогать взаимно

любить труд

люди одной фамилии

любить свободу

тот, кто ходит пешком

Выполните морфемный и словообразовательный разбор   Прибежать 2 Тепловоз 2  Подсвечник 2

Выполните морфемный и словообразовательный разбор

Прибежать 2

Тепловоз 2

Подсвечник 2

Определите способ образования слов, запишите ответ цифрой, через запятую в строчку 1 - приставочный  - суффиксальный  - приставочно-суффиксальный  - бессуффиксный  - сложение основ (с соед. гласной и без соединительной гласной) 6. - Сложение слов 7. - Переход из одной части речи в другую 8. - Сложносокращённые слова Летчик, птицефабрика, юнкор, сотрудник, парашютист, расстелить, подбежать, ТЮЗ, синь, наушник, березовый, зарасти, полевод, школа-интернат, снежинка.   КОД: 2,5,8,3,2,1,1,8,4,3,2,1,5,6,2

Определите способ образования слов,

запишите ответ цифрой, через запятую в строчку

1 - приставочный

  • - суффиксальный
  • - приставочно-суффиксальный
  • - бессуффиксный
  • - сложение основ (с соед. гласной и без соединительной гласной)

6. - Сложение слов

7. - Переход из одной части речи в другую

8. - Сложносокращённые слова

Летчик, птицефабрика, юнкор, сотрудник,

парашютист, расстелить, подбежать, ТЮЗ, синь, наушник, березовый, зарасти, полевод, школа-интернат, снежинка.

КОД: 2,5,8,3,2,1,1,8,4,3,2,1,5,6,2

Физминутка Поднимает руки класс – это «РАЗ». Повернулась голова – это «ДВА». Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ». Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ». Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ». Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

Физминутка

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

Разминка «Верные и неверные утверждения» Прочитайте предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-». 1. Правописание корней лаг-лож, кас-кос зависит от ударения. 2. Слова Ростов, росток, ростовщик, отрасль, Ростислав являются словами-исключениями. 3. Выбор гласной в корнях скак-скоч зависит от последующей согласной корня. 4. В корнях гор-гар в безударном положении пишется только А. 5. Чередование о-а в корнях равн-ровн зависит от лексического значения. 6. В корне слова пол…жить пишется буква А, так как за корнем следует суффикс И. 7. В корне –ращ- перед Щ пишется буква А. Взаимопроверка (обменяйтесь тетрадями и проверьте у своего соседа по парте, оцените) 1 2 3 4 5 6 7 - + + - + - + Критерии оценивания 0-3 б-------------« 2 » 4 б---------------« 3 » 5-6 б------------« 4 » 7 б------------- « 5 »

Разминка «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».

1. Правописание корней лаг-лож, кас-кос зависит от ударения.

2. Слова Ростов, росток, ростовщик, отрасль, Ростислав являются словами-исключениями.

3. Выбор гласной в корнях скак-скоч зависит от последующей согласной корня.

4. В корнях гор-гар в безударном положении пишется только А.

5. Чередование о-а в корнях равн-ровн зависит от лексического значения.

6. В корне слова пол…жить пишется буква А, так как за корнем следует суффикс И.

7. В корне –ращ- перед Щ пишется буква А.

Взаимопроверка (обменяйтесь тетрадями и проверьте у своего соседа по парте, оцените)

1 2 3 4 5 6 7

- + + - + - +

Критерии оценивания

0-3 б-------------« 2 »

4 б---------------« 3 »

5-6 б------------« 4 »

7 б------------- « 5 »

Корни с чередованием

Корни с чередованием

Классификация Распределите слова по колонкам. Как вы назовёте эти колонки? Вставьте пропущенные буквы. В каких словах нет корней с чередованием -кос- — -кас- и -гор- — -гар-? Поясните свой ответ графически. К..сательная прик..снуться прик..сновение к..солапый нак..сить к..снувшийся г..рняк приг..реть г..ревать заг..рать г..релый

Классификация

Распределите слова по колонкам. Как вы назовёте эти колонки? Вставьте пропущенные буквы. В каких словах нет корней с чередованием -кос- — -кас- и -гор- — -гар-? Поясните свой ответ графически.

К..сательная

прик..снуться

прик..сновение

к..солапый

нак..сить

к..снувшийся

г..рняк

приг..реть

г..ревать

заг..рать

г..релый

 « Лови ошибку». Найдите и исправьте ошибки в словах, объясняя свой выбор, запишите правильно слова.  1. Хоттабычу, который уснул в неудобном полажении, приснился ужасный сон.  2.Над лесом тихо разгарается зорька. 3. Дежурный по всей форме, как пологается, составил протокол. 4. Без удобрений не будет ростений. 5.Берег моря покрыт водораслями. 6.Лошади долго скокали по полю. 7.Мы выравняли площадку.

« Лови ошибку». Найдите и исправьте ошибки в словах, объясняя свой выбор, запишите правильно слова.

1. Хоттабычу, который уснул в неудобном полажении, приснился ужасный сон.

2.Над лесом тихо разгарается зорька.

3. Дежурный по всей форме, как пологается, составил протокол.

4. Без удобрений не будет ростений.

5.Берег моря покрыт водораслями.

6.Лошади долго скокали по полю.

7.Мы выравняли площадку.

Работа в парах Прочитайте текст. Над селом разг…ралась утренняя з…ря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик…снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Село, оз…ренное утренним светом, представляло собой удивительное сочетание красок. При взгляде на него душа освещается добром, теплом, светом. В сердце заг…рается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству. - О чем этот текст? Назовите основную мысль текста. - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? - Как называют человека, который любит Родину искренней любовью? Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы

Работа в парах

Прочитайте текст.

Над селом разг…ралась утренняя з…ря. Первые лучи, ярко бл…стая, прик…снулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. Село, оз…ренное утренним светом, представляло собой удивительное сочетание красок. При взгляде на него душа освещается добром, теплом, светом. В сердце заг…рается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.

- О чем этот текст? Назовите основную мысль текста.

- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?

- Как называют человека, который любит Родину искренней любовью?

Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы

Рефлексия

Рефлексия

Проверим   1. Хоттабычу , который уснул в неудобном по лож ении ,  приснился ужасный сон.   2. Над лесом тихо раз гор ается зорька  3. Дежурный по всей форме, как по лаг ается , составил  протокол.    4. Без удобрений не будет  раст ений .    5.Берег моря покрыт водо рос лями.  6.Лошади долго скак али по полю.  7.Мы вы ровн яли площадку.  8.Предоставьте твор ческий отчет.

Проверим

  1. Хоттабычу , который уснул в неудобном по лож ении ,

приснился ужасный сон.

  2. Над лесом тихо раз гор ается зорька

3. Дежурный по всей форме, как по лаг ается , составил

протокол.

   4. Без удобрений не будет раст ений .

   5.Берег моря покрыт водо рос лями.

6.Лошади долго скак али по полю.

7.Мы вы ровн яли площадку.

8.Предоставьте твор ческий отчет.

Составление кластера Корни с чередованием

Составление кластера

Корни с чередованием

В правый столбик выпишите слова с гласной –О, в левый - с гласной А. Обозначьте орфограмму:  Предл…гать, г…рят, р….стительность, разг…раться, заг….рать, прик…сновение, к…снуться, к….саться, заг….релый, перег….рать, соприк….саться, заг…реть, обг….рать, распол….гаться, отр….стать, р….сток, зар….сли.

В правый столбик выпишите слова с гласной –О, в левый - с гласной А. Обозначьте орфограмму:

Предл…гать, г…рят, р….стительность, разг…раться, заг….рать, прик…сновение, к…снуться, к….саться, заг….релый, перег….рать, соприк….саться, заг…реть, обг….рать, распол….гаться, отр….стать, р….сток, зар….сли.

Синтаксическая разминка 1. Выполните синтаксический разбор предложения  Белый дым таял в солнечных лучах и уходил в бирюзовое небо. 2.  Выпишите все возможные словосочетания. Выполните их разбор.  Белый дым  таял в лучах  в солнечных лучах  уходил в небо  в бирюзовое небо

Синтаксическая разминка

1. Выполните синтаксический разбор предложения

Белый дым таял в солнечных лучах и уходил в бирюзовое небо.

2. Выпишите все возможные словосочетания. Выполните их разбор.

Белый дым

таял в лучах

в солнечных лучах

уходил в небо

в бирюзовое небо

Работа с текстом.    (1) Обл..ко спрятал..сь и заг..релые х..лмы н..хмурились 4 . (2) Воздух п..корно з..стыл и только сле..ка к..сался моего лица 4 . (3) Г..лубым хруст..лём заг..ралась на з..ре Венера. Выполните задания 1. Выпишите слово(-а) с чередованием гласной в корне 4.Выпишите все возможные словосочетания из 2 предложения, выполните их разбор.  

Работа с текстом.

   (1) Обл..ко спрятал..сь и заг..релые х..лмы н..хмурились 4 . (2) Воздух п..корно з..стыл и только сле..ка к..сался моего лица 4 . (3) Г..лубым хруст..лём заг..ралась на з..ре Венера.

Выполните задания

1. Выпишите слово(-а) с чередованием гласной в корне

4.Выпишите все возможные словосочетания из 2 предложения, выполните их разбор.