СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени"»

Урок русского языка в 7 классе Страдательные причастия настоящего времени. Подготовила Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска Иркутской обл.

Урок

русского языка

в 7 классе

Страдательные причастия настоящего времени.

Подготовила Шевчук А.П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Братска

Иркутской обл.

Готовимся к ВПР Поставьте знак ударения в следующих словах: Газопровод, звонят, кухонный, прибыла 2. Выпишите предложение, в котором надо поставить одну запятую: 1.Девочка накинув плащ выбежала из комнаты. 2.Из-за темнеющего леса медленно выползает луна 3.Весна пробуждающая землю ото сна приносит в сердце радость. 4.Укрывшись шинелью солдат лежал в подводе и вспоминал о родном доме.

Готовимся к ВПР

  • Поставьте знак ударения в следующих словах:

Газопровод, звонят, кухонный, прибыла

2. Выпишите предложение, в котором надо поставить одну запятую:

1.Девочка накинув плащ выбежала из комнаты.

2.Из-за темнеющего леса медленно выползает луна

3.Весна пробуждающая землю ото сна приносит в сердце радость.

4.Укрывшись шинелью солдат лежал в подводе и вспоминал о родном доме.

Актуализация  знаний Прочтите выразительно и скажите, о какой части речи говорится ?                                                                      Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – всё в действие прид ё т: Лет и т ракета, люди стро я т здания, И рожь в полях раст ё т.  (В. Кондрашов.)

Актуализация знаний

Прочтите выразительно и скажите, о какой части речи говорится ?                                                                     

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – всё в действие прид ё т:

Лет и т ракета, люди стро я т здания,

И рожь в полях раст ё т.

(В. Кондрашов.)

Актуализация  знаний Какие глаголы относятся к 1 спр.? - Ко 2 спр.? - На что ещё необходимо обратить внимание, чтобы правильно определить спряжение? - Определяем спряжение глаголов   Стонет,  зависит,  пилит, крошит, пенится, смотрит, жалит, хлещет, реет, стелет, любит, бросает, блистает  

Актуализация знаний

Какие глаголы относятся к 1 спр.?

- Ко 2 спр.?

- На что ещё необходимо обратить внимание, чтобы правильно определить спряжение?

- Определяем спряжение глаголов

  Стонет,  зависит,  пилит, крошит, пенится, смотрит, жалит, хлещет, реет, стелет, любит, бросает, блистает  

фронтальный опрос -Вернёмся к нашему стихотворению. Какие из данных глаголов сочетаются с сущ. в В. п. без предлога?   Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – всё в действие прид ё т: Лет и т ракета, люди стро я т здания, И рожь в полях раст ё т.  (В. Кондрашов.)

фронтальный опрос

-Вернёмся к нашему стихотворению. Какие из данных глаголов сочетаются с сущ. в В. п. без предлога?  

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – всё в действие прид ё т:

Лет и т ракета, люди стро я т здания,

И рожь в полях раст ё т.

(В. Кондрашов.)

- А какие глаголы являются непереходными? - При каких ещё условиях глаголы являются переходными? - Как называются глаголы, которые сочетаются, могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в В. п. без предлога?

- А какие глаголы являются непереходными?

- При каких ещё условиях глаголы являются переходными?

- Как называются глаголы, которые сочетаются, могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в В. п. без предлога?

Осложнённое списывание Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение, как это показано в образце .                                     ОБРАЗЕЦ:   встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.) Возводят электростанцию, строят плотину, видят кирпич, наливают бензин, решают задачу .

Осложнённое списывание

Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение, как это показано в образце .                                    

ОБРАЗЕЦ:   встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)

Возводят электростанцию, строят плотину, видят кирпич, наливают бензин, решают задачу .

По следам ошибок В (не)ровном свете к_стра шалаш? сложенный  из камыша был похож? на огромную задремавшую птицу - Выполнить орфографический и пунктуационный разбор Выписать действительное причастие. В каком времени оно стоит? Какой суффикс, что можете сказать о правописании суффикса? Есть еще причастие? Какое оно? Как определили?

По следам ошибок

В (не)ровном свете к_стра шалаш? сложенный

из камыша был похож? на огромную

задремавшую птицу

- Выполнить орфографический и пунктуационный разбор

Выписать действительное причастие.

В каком времени оно стоит? Какой суффикс, что

можете сказать о правописании суффикса?

Есть еще причастие? Какое оно? Как определили?

Вывод: - Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола - От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это  после знакомства с новым материалом. Только внимательный освоит хитрость образования страдательных причастий настоящего времени. Пар.20, стр.52

Вывод: - Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола

- От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это  после знакомства с новым материалом. Только внимательный освоит хитрость образования страдательных причастий настоящего времени.

Пар.20, стр.52

Глаголы    перех. несов. в. I Спряжение глагола Суффиксы страдательных причастий наст. вр. гонят (ю=йу) II вед ут - ем- (- ом-) Страдательные причастия настоящего времени спр. Чита ем ый (е=йэ) - им- Вед ом ый Гон им ый ЧИТАЮТ

Глаголы

 

перех. несов. в.

I

Спряжение глагола

Суффиксы страдательных причастий наст. вр.

гонят

(ю=йу)

II

вед ут

- ем- (- ом-)

Страдательные причастия настоящего времени

спр.

Чита ем ый (е=йэ)

- им-

Вед ом ый

Гон им ый

ЧИТАЮТ

Закрепление Упр. 117 (2 чел работают у доски) Упр. 120 (устно) Упр. 121 (с комментированием по цепочке

Закрепление

Упр. 117 (2 чел работают у доски)

Упр. 120 (устно)

Упр. 121 (с комментированием по цепочке

Стилистическая работа - Вспомните, кто из известных писателей интересно, живо, образно, описывает природу? М. Пришвин – это удивительный человек, писатель. Он не просто писатель, а писатель-натуралист, поэт. Он подмечал малейшие изменения в природе, учит нас любить её, наслаждаться ей. Природа пробуждает самые лучшие качества души человека. Вот почему для Пришвина берёзка – «не ботаническое живое существо, а человеческая живая берёзка».

Стилистическая работа

- Вспомните, кто из известных писателей интересно, живо, образно, описывает природу?

М. Пришвин – это удивительный человек, писатель. Он не просто писатель, а писатель-натуралист, поэт. Он подмечал малейшие изменения в природе, учит нас любить её, наслаждаться ей. Природа пробуждает самые лучшие качества души человека. Вот почему для Пришвина берёзка – «не ботаническое живое существо, а человеческая живая берёзка».

- Прочитайте небольшую зарисовку М. Пришвина о природе, взятую из его произведения «Жень - шень». 1.  Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен.                                                 2.  Тишина действовала успокаивающе. Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке.             - Что называется причастным оборотом? Назовите причастие в первом предложении.  Докажите, что это причастие.  Какая изученная орфограмма встретилась в причастиях? Объясните.  Запишите 1,2 предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Обоснуйте постановку знаков препинания. - Какие изученные орфограммы вам встретились ?

- Прочитайте небольшую зарисовку М. Пришвина о природе, взятую из его произведения «Жень - шень».

1.  Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе.

Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен.                                                

2.  Тишина действовала успокаивающе.

Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке.            

- Что называется причастным оборотом? Назовите причастие в первом предложении.  Докажите, что это причастие.  Какая изученная орфограмма встретилась в причастиях? Объясните.  Запишите 1,2 предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Обоснуйте постановку знаков препинания.

- Какие изученные орфограммы вам встретились ?

Осложнённое списывание                                          - Выпишите страдательные причастия настоящего времени, а рядом глагол, от которого оно образовано. ОБРАЗЕЦ: озаря ем ый – озаряют (1 спр.) Зацветающая рожь, ярко освещённые, чуть различимый, сильно любящий, изучаемый детьми, невидимые в сумерках.

Осложнённое списывание                                         

- Выпишите страдательные причастия настоящего времени, а рядом глагол, от которого оно образовано.

ОБРАЗЕЦ: озаря ем ый – озаряют (1 спр.)

Зацветающая рожь, ярко освещённые, чуть различимый, сильно любящий, изучаемый детьми, невидимые в сумерках.

Рефлексия - С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?  - От чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени ? - Какое задания для вас сегодня показалось трудным? - Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях оценку

Рефлексия

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

- От чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени ?

- Какое задания для вас сегодня показалось трудным?

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях оценку

Домашнее задание § 20,Упр. 118,122.

Домашнее задание

§ 20,Упр. 118,122.

Спасибо за работу! Желаю успехов!

Спасибо за работу!

Желаю успехов!