ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Учителя начальных классов
школы № 61
Яшнабадского района города Ташкента
ТЕМА: ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ I СКЛОНЕНИЯ ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА.
ЦЕЛИ УРОКА:
* Дать понятие о существительных I склонения предложного падежа .
* Развитие навыков грамматического письма.
* Воспитание трудолюбия и аккуратности.
ТИП УРОКА:
- Урок объяснения нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Компьютер, мультимедийный проектор
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Объявление новой темы.
- Повторение .
Я сегодня молодец,
На уроке удалец,
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.
Все прекрасно напишу .
Что называется именем существительным?
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? И Что? Обозначает предмет.
Как изменяются имена существительные?
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Все это мы сегодня рассмотрим на уроке …
Так что же такое склонение?
Склонение это:
изменение имен существительных по вопросам или изменение по падежам:
кто? ученик, кого? ученика
что? школа, чему? школе
КОГДА У ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПИШЕТСЯ «Ь»?
У существительных ж.р.- мышь, дочь, вещь, печь
У существительных м.р. -
борщ, плащ, мяч, «Ь» -
не пишется.
Как определяется род имен существительных?
СР.р. – отвечает на вопрос
учительница
оно чьё? МОЁ
бизнесмен
Ж.р. – отвечает на
М.р. – отвечает на вопрос он чей? МОЙ
солнце
вопрос она чья? МОЯ
Докажи, что имена существительные
изменяются
по числам.
Девочки
мн.число
Девочка
Ед.число
Тринадцатое декабря.
Классная работа.
П.П.
ПЕНАЛ
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
О КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ МЫ СЕГОДНЯ ГОВОРИЛИ?
(об имени существительном)
Знакомы ли Вы с предложным падежом?
Имена существительные I склонения.
1 склонение
М.р. – а. я
Дедушка
дядя
1 склонение
Ж.р. – а, я
Ёлка
земля
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ I СКЛОНЕНИЯ
Думать о ком? О чем?
О фабрик
О крыш
е
е
е
О школ
Ж.р.
Ж.р.
Ж.р.
2
В предложном падеже имена существительные имеют окончание Е
ЧТО ЗНАЕМ О ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ?
О КОМ? О ЧЁМ?
ДУМАЮ
ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ
Работа в группах
Поставить слова в предложный падеж
1 группа 2 группа 3 группа
Птица Снежинка Земля
Сова Зима Планета
О птице О снежинке О земле
О сове О зиме О планете
В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ Е
Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами
О В НА ПРИ
Добавьте предлоги О или ОБ к существительным
Если существительное начинается с согласной буквы, то в предложном падеже употребляется предлог О
Если существительное начинается с гласной буквы, то в предложном падеже употребляется предлог ОБ
Имя
Зима
Школа
Подруга
Книга
Обложка
Самостоятельная работа
Стр. 86, 214 – 1,2 предл. – 1 ученик
3,4 предл. – 2 ученик
Работа в парах
И.п.
Сущ. 1 ск. Глаг.
В небе звёздочки горят
В речке струйки говорят
П.п.
И.п.
Сущ. Мн.ч. Глаг.
Сущ. 1 ск.
И.п.
Сущ. 1 ск. Глаг.
Лист качается узорный в
синей луже на воде.
П.п.
Сущ. 1 ск
И.п.
Сущ. Мн.ч.
Две пестрые букашки
.
уселись на ромашке.
П.п.
глаг. Сущ. 1 ск.
В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ Е
ФИЗМИНУТКА
К сказке в гости мы пришли,( шагаем на месте )
Сундучок с замком нашли.( руки разводим в стороны )
Справа заглянули, ( наклон вправо )
Слева заглянули, ( наклон влево )
И присели, и привстали,( сели, встали )
И зайчонком поскакали.( прыжки на месте )
Ручки наши разомнем, («замочек» закрываем )
И замочки отопрем! («замочек» раскрываем )
У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей. Они проходят чередой, За слово в бой готов любой!
Именительный падеж
Кто?Что?
- Я – именительный падеж ,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто .
Подлежащее
Кто?
Что?
11
Родительный падеж
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до , и у , и из –
До неба вверх и с неба вниз .
Кого? Чего?
(Откуда? Где? Куда?)
от, до, из, без, у, для, около, через, кроме, после, с, вокруг, возле
Второстепенный член предложения
Из книги
Вокруг города
вокруг
из (газет)
19
Дательный падеж
Работаю старательно.
Кому отдать?
К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Кому? Чему?
(Куда? Где?)
к, по
К кому?
По чему?
Иду куда?
20
Винительный падеж
- А я – винительный падеж ,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
Кого? Что?
(Куда? Где?)
в, на, за, про, через, под
Второстепенный член предложения
Через что?
На что?
21
Творительный падеж
Кем? Чем?
(Где? Куда?)
с, за, над, под, между
Второстепенный член предложения
- А я – творительный падеж ,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад .
Перед чем?
За чем?
21
Предложный падеж
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком, о чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о , и в , и при -
Ты их случайно не сотри;
Тогда могу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять .
О ком? О чём?
(Где?)
О, об, в, во, на, при
Второстепенный член предложения
На чем? Где?
В чем? Где?
23
Вот такие падежи. А ты с ними подружи, Будешь грамотно писать И пятерки получать.
падежи
вопросы
именительный
предлоги
Кто? Что?
родительный
Кого? Чего?
дательный
Откуда? Где? Куда?
винительный
От, до, из, без, у, с, для, около, после, через, кроме,вокруг,
Кому? Чему?
Кого? Что?
(Куда? Где?)
к, по
творительный
(Куда? Где?)
В, на, за, про, через, под
Кем? Чем?
предложный
(Где? Куда?)
О ком? О чем?
С, за, над, под, между
(Где?)
О, об, в, во, на, при
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТРЕХ СКЛОНЕНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ?
1-е склонение Имена существительные женского и мужского рода с окончанием - а , - я
Что?
Кто?
Кто?
Проверь себя!
Падеж
Падежный вопрос
И.п.
(слова-помощники)
мужской и женский род
Кто? Что?
Р.п.
(есть)
Девочк а , дедушк а , З емл я
Д.п.
Кого? Что?
В.п.
Кому? Чему?
(нет)
Девочк и , дедушк и , З емл и
(дам, рад)
Девочк е , дедушк е , З емл е
Кого? Что?
Т.п.
(вижу)
Девочк у , дедушк у , З емл ю
Кем? Чем?
П.п.
О ком? О чём?
(горжусь, любуюсь)
Девочк ой , дедушк ой , З емл ёй
О девочк е , о дедушк е , о З емл е
(думаю)
2-е склонение Имена существительные среднего рода с окончанием – е , - о и мужского рода с нулевым окончанием
Что?
Что?
Кто?
Что?
Проверь себя!
Падеж
Падежный вопрос
И.п.
(слова-помощники)
мужской и средний род
Кто? Что?
Р.п.
Д.п.
(есть)
Конь , стул , окн о , солнц е
Кого? Что?
В.п.
Кому? Чему?
Кон я , стул а , окн а , солнц а
(нет)
Т.п.
(дам, рад)
Кон ю , стул у , окн у , солнц у
Кого? Что?
П.п.
Кем? Чем?
Кон я , стул , окн о , солнц е
(вижу)
(горжусь, любуюсь)
Кон ём , стул ом , окн ом , солнц ем
О ком? О чём?
(думаю)
О кон е , о стул е , об о кн е , о солнц е
3-е склонение Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце
Что?
Что?
Кто?
Проверь себя!
Падеж
Падежный вопрос
И.п.
Р.п.
(слова-помощники)
женский род
Кто? Что?
Д.п.
Кого? Что?
(есть)
Мышь , ночь , соль
(нет)
Мыш и , ноч и , сол и
В.п.
Кому? Чему?
Т.п.
Кого? Что?
Мыш и , ноч и , сол и
(дам, рад)
Мышь , ночь , соль
Кем? Чем?
П.п.
(вижу)
О ком? О чём?
(горжусь, любуюсь)
Мышь ю , ночь ю , соль ю
(думаю)
О мыш и , о ноч и , о сол и
СПАСИБО
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Веселой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки –
Как я! В добрый час!