СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроок обобщения знаний о составе слова по программе "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях слова"»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Состав слова »

Предмет: Русский язык. Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»

Класс: 2

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, в группах.


Цель: Обобщение знаний учащихся о составе слова.


Задачи:

- совершенствовать умение находить и выделять части слова;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

- обогащать словарный запас учащихся;

- закрепить умение проводить морфемный анализ слов и образовывать слова из морфем;

- закрепить умение проверять безударный гласный в корне слова;

- развивать память и орфографическую зоркость;

- развивать интерес к языку, используя занимательные задания;

- активизировать познавательную деятельность через групповую и парные формы работы, элементы соревнования;

- воспитывать чувство коллективизма, активность и аккуратность у учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: ученик научится проводить морфемный анализ слов, образовывать слова из морфем; научиться выделять значимую часть слова; выделять части, которые служат для образования новых слов, связи слов в предложении; научится писать: орфограммы в корне слова.

  • Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование:


  • Презентация «Состав слова», авт. Лисовская Е.Ю.

  • СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина

  • Мультимедийная установка

  • Карточки с заданиями для групповой и парной работы.



















Этап (элемент) урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I Организационный момент

Эмоциональный настрой














II Самоопределение к деятельности

Настроить детей на работу

















– Ребята, что такое ярмарка?


– Узнаем толкование слова “ярмарка” в толковом словаре.

Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

– Наша ярмарка необычная. Послушайте стихотворение.

  • Слово делится на части

  • Ах, какое это счастье!

  • Может каждый грамотей

  • Составить слово из частей!

- Что это за части, ребята?


(Под песню В. Леонтьева выходят 2 ученика – скомороха.)

Добрый день, гости званные, желанные!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите вы сюда!
Эй, не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей!

Всем, кто приходит, всем, кто есть,
Объявляем важную весть:
Приехали к нам купцы заморские
Из далекой сторонушки
Части слова продавать!



Ответы детей





















Это части слова

Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.













III Актуализация знаний




-Назовите тему урока.

- Итак, ярмарка будет частей слова.

- С какой целью мы сегодня будем проходить эту тему?

- Что нам нужно знать по теме урока?



- Сейчас ваша задача: вспомнить определения частей слова и в группе составить их, приклеить названия.

Состав слова






Закрепление знаний




Что такое корень, приставка, суффикс, окончание




Работа в группе

( проверка в группах по слайду: дети по кругу передают свои работы другой группе на проверку)

Регулятивные УУД:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.





Коммуникативные:

































Личностные УУД :

- осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

- принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

- появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.





IV Применение знаний и умений












.










– Отправляемся в лавку окончаний. Нас встречает купец.









– Для чего служит окончание?

Всех на ярмарк… зовем
Мы товар… продаем!

На платочк… посмотрите,
Обязательно купите.

- Чего не хватает в предложениях?

- Запишите предложения в тетрадь. Выделите окончания.

- Отправляемся к следующей лавке – лавке корня.











– Но в лавке корня произошла беда.

Беда!
Провалились в колодец слова!
Их достать – нелегкое задание:
Надо знать тех слов правописание!







– Какую же орфограмму нужно знать? Как проверить безударную гласную?

– А если в словах есть гласные, которые нельзя проверить, как быть? Как называются эти слова?

- Давайте найдём слова, которые нужно запомнить в наших предложениях.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

– Отправляемся в лавку приставок.













- Лавка Приставок встретить вас рада.
Дамы Приставки здесь посмотри:
Пишутся слитно с корнем они.

Игра “Приставка или нет”.

– Обсудите в парах. Выпишите только те слова, в которых есть приставка. Приставки выделите.

Списать, улететь, запеть, читать, написать, прочитать, лететь, петь.



ФИЗМИНУТКА

– Отправляемся к следующей лавке– лавке суффиксов. Нас здесь встречает купец.





- отгадайте загалку:



Она удобна и легка,

Ее название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Ее не тяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как ее зовут?

- – Образуйте родственные слова от слова корзина, добавив суффиксы.

Запишите и выделите суффиксы.








На конце у слова – окончание.

Прилагает и оно свое старание.

Чтобы слова в предложении

Были связаны крепко,

Чтоб держались они

Друг за друга цепко.


Для связи слов










Окончаний



Проверка по слайду




В корне слова смысл упрятан

Это помните, ребята,

От него растут всегда быстро новые слова

Лес – лесник, лесной, лесок,

Дружный- друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава,

Это корень слова. Да!





На слайде записаны слова:

Сн.жок

х.лодный

з.мовать

дв.рей

бл.ны

Дети пишут проверочные слова. Выделяют корни.






Ярмарку, товары, платочки







А приставка перед корнем

Любит место занимать,

Впереди его проворно

Норовит всегда вставать.

У приставки дело важное-

Изменяет слова каждое,

Новый смысл дает словам:

Делал, сделал, переделал,

Ехал, въехал и заехал,

Вертит слово так и сяк

И работа не пустяк.












Дети выписывают слова с приставками

Проверка по слайду





Рад и я вам помочь,
После корня встать не прочь,
Ну и что ж, что после корня,
Всё равно я всех проворней!









корзина








Корзина, корзинка, корзиночка, корзиночный, корзинщик, корзинный, корзинщица

Познавательные УУД:

—определять значение слова «состав» и обосновывать своё мнение;

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;


IV Обобщение и систематизация знаний.



Игра « Светофор»

- Послушайте утверждения.

Поднимите красную карточку, если утверждение неверно, зелёную – если оно верно.

- части слова – это приставка, корень, предлог, окончание.

- суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем.

- приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем.

- в слове рука окончание –а-

Слова лепить, вылепленный, липкий однокоренные.






Познавательные УУД:

—определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение;







Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

Познавательные УУД:

- искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

V. Физкультминутка.


Выполняйте только те действия, где есть приставки:

Дружно все попрыгали,

Ручками мы двигали,

Ножками затопали,

Глазками не хлопали,

Посмотрели все налево,

Вправо посмотрели,

И тихонько, аккуратно

Все за парты сели.






Прыгают


Топают




Смотрят налево


Смотрят вправо

Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления


VI Применение знаний и умений в новой ситуации



Шарады. Разгадываем, записываем, разбираем по составу.

1 группа

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ

2 группа

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ

3 группа

Его корень в слове « лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк».

Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц».

Корень – придорожный, суффикс – низенький, окончание – рука.



Корень – безрогий, суффикс- крылатый, окончание- жёлтый.








Работают в группах

Подснежники















Молодцы











Загородка







Дворовый









Перелесок















Подорожник





Дороженька







рогатый

Познавательные УУД:

—находить в словах необходимую морфему , отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение;

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Личностные УУД :

- осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;



VII Рефлексия



Нарисуйте смайлики


Я собой доволен -


Я выполнил задание, но допустил ошибки -



Самооценка

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;

Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;


VIII Итог урока



- Чем был полезен урок?

- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!



Личностные УУД :

- положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, - принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

- появление желания умело пользоваться языком.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

IX Домашнее задание

Карточки для домашней работы. Дифференцированный подход.

Приложение 2 к уроку










Укажи части слов.

 

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка

 

 

 

 

Приложение 2

Отметь, какие из данных слов являются родственными слову “вода”.

водичка

водица

водяной

водитель

водоем

проводить

водянистый

водокачка

водопровод

заводной













Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

 

 

 

 
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс