I Организационный момент Эмоциональный настрой II Самоопределение к деятельности | Настроить детей на работу – Ребята, что такое ярмарка? – Узнаем толкование слова “ярмарка” в толковом словаре. Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. – Наша ярмарка необычная. Послушайте стихотворение. - Что это за части, ребята? | (Под песню В. Леонтьева выходят 2 ученика – скомороха.) Добрый день, гости званные, желанные! На ярмарку! На ярмарку! Спешите вы сюда! Эй, не стойте у дверей! Заходите к нам скорей! Всем, кто приходит, всем, кто есть, Объявляем важную весть: Приехали к нам купцы заморские Из далекой сторонушки Части слова продавать! Ответы детей Это части слова | Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
III Актуализация знаний | -Назовите тему урока. - Итак, ярмарка будет частей слова. - С какой целью мы сегодня будем проходить эту тему? - Что нам нужно знать по теме урока? - Сейчас ваша задача: вспомнить определения частей слова и в группе составить их, приклеить названия. | Состав слова Закрепление знаний Что такое корень, приставка, суффикс, окончание Работа в группе ( проверка в группах по слайду: дети по кругу передают свои работы другой группе на проверку) | Регулятивные УУД: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Коммуникативные: |
IV Применение знаний и умений . | – Отправляемся в лавку окончаний. Нас встречает купец. – Для чего служит окончание? Всех на ярмарк… зовем Мы товар… продаем! На платочк… посмотрите, Обязательно купите. - Чего не хватает в предложениях? - Запишите предложения в тетрадь. Выделите окончания. - Отправляемся к следующей лавке – лавке корня. – Но в лавке корня произошла беда. Беда! Провалились в колодец слова! Их достать – нелегкое задание: Надо знать тех слов правописание! – Какую же орфограмму нужно знать? Как проверить безударную гласную? – А если в словах есть гласные, которые нельзя проверить, как быть? Как называются эти слова? - Давайте найдём слова, которые нужно запомнить в наших предложениях. - Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. – Отправляемся в лавку приставок. - Лавка Приставок встретить вас рада. Дамы Приставки здесь посмотри: Пишутся слитно с корнем они. Игра “Приставка или нет”. – Обсудите в парах. Выпишите только те слова, в которых есть приставка. Приставки выделите. Списать, улететь, запеть, читать, написать, прочитать, лететь, петь. ФИЗМИНУТКА – Отправляемся к следующей лавке– лавке суффиксов. Нас здесь встречает купец. - отгадайте загалку: Она удобна и легка, Ее название недлинно, В хозяйстве служит нам века, Есть в слове этом имя ЗИНА. С ней можно по грибы ходить, А можно ягоды собрать, Ее не тяжело носить, И очень запросто сломать! Из прутьев, лыка их плетут, Скажите, как ее зовут? - – Образуйте родственные слова от слова корзина, добавив суффиксы. Запишите и выделите суффиксы. | На конце у слова – окончание. Прилагает и оно свое старание. Чтобы слова в предложении Были связаны крепко, Чтоб держались они Друг за друга цепко. Для связи слов Окончаний Проверка по слайду В корне слова смысл упрятан Это помните, ребята, От него растут всегда быстро новые слова Лес – лесник, лесной, лесок, Дружный- друг, дружить, дружок. В этих семьях есть глава, Это корень слова. Да! На слайде записаны слова: Сн.жок х.лодный з.мовать дв.рей бл.ны Дети пишут проверочные слова. Выделяют корни. Ярмарку, товары, платочки А приставка перед корнем Любит место занимать, Впереди его проворно Норовит всегда вставать. У приставки дело важное- Изменяет слова каждое, Новый смысл дает словам: Делал, сделал, переделал, Ехал, въехал и заехал, Вертит слово так и сяк И работа не пустяк. Дети выписывают слова с приставками Проверка по слайду Рад и я вам помочь, После корня встать не прочь, Ну и что ж, что после корня, Всё равно я всех проворней! корзина Корзина, корзинка, корзиночка, корзиночный, корзинщик, корзинный, корзинщица | Познавательные УУД: —определять значение слова «состав» и обосновывать своё мнение; Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; |
IV Обобщение и систематизация знаний. | Игра « Светофор» - Послушайте утверждения. Поднимите красную карточку, если утверждение неверно, зелёную – если оно верно. - части слова – это приставка, корень, предлог, окончание. - суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем. - приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. - в слове рука окончание –а- Слова лепить, вылепленный, липкий однокоренные. | | Познавательные УУД: —определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение; |
VI Применение знаний и умений в новой ситуации | Шарады. Разгадываем, записываем, разбираем по составу. 1 группа 1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ 2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ 2 группа 1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА 2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ 3 группа Его корень в слове « лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк». Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц». Корень – придорожный, суффикс – низенький, окончание – рука. Корень – безрогий, суффикс- крылатый, окончание- жёлтый. | Работают в группах Подснежники Молодцы Загородка Дворовый Перелесок Подорожник Дороженька рогатый | Познавательные УУД: —находить в словах необходимую морфему , отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение; — определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение; Личностные УУД : - осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; |
VIII Итог урока | - Чем был полезен урок? - Какие орфограммы мы сегодня повторяли? Вот и солнце закатилось, Наша ярмарка закрылась. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям! | | Личностные УУД : - положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, - принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; - появление желания умело пользоваться языком. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; - понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. |