Мотивационный | Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде: Жил в Сиракузах мудрец Архимед. Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались – корона! Захотелось Гиерону Сделать новую корону. Золота отмерил строго. Взял не мало и не много – Сколько нужно – в самый раз. Ювелиру дал заказ. Через месяц Гиерону Ювелир принес корону. Взял корону Гиерон, Оглядел со всех сторон: Чистым золотом сверкает… Но ведь всякое бывает, И добавить серебро Можно к золоту хитро, А того и хуже – медь (Если совесть не иметь)… И царю узнать охота: Честно ль сделана работа? Не желал терпеть урон Сиракузец Гиерон. И позвал он Архимеда… Началась у них беседа. Гиерон: Вот корона, Архимед. Золотая или нет? Архимед: Чистым золотом сверкает. Гиерон: Но ты знаешь, все бывает! И добавить серебро Можно к золоту хитро. А того и хуже – медь, Если совесть не иметь. Сомневаться стал я что–то: Честно ль сделана работа? Можно ль это, ты скажи, определить? Но корону не царапать, не пилить… Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Я выслушал все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышал. Хватает вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем. | Дискутируют, выдвигают гипотезы | ЛУУД: осознавать личностное значение изучения темы ПУУД: умения выдвигать гипотезы КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли |
Изучение нового материала | Посмотрите на экран и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке. Какой вывод можно сделать? Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ . Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок на экране и сделайте вывод. А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются? Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме? Отчего зависят различия веществ? Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов. Запишем тему урока: «Плотность вещества». Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества. Постараемся выполнить его. От чего зависит плотность вещества? Для этого давайте откроем электронный учебник, выберем параграф 18 и на странице 58 нажмем на кнопку для просмотра эксперимента. Давайте запишем физический смысл плотности вещества, откройте стр. 59: Плотность показывает, чему равна масса единицы объема вещества. Так же запишем формулу для определения плотности на стр. 59 и в электроном учебнике сделаем закладку, чтобы обратиться к этой формуле, если она нам понадобиться сегодня на уроке. Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность? Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз? Следовательно, что специфично для плотности вещества? Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр. Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод. | - Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их масса и цвет. - Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы - У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете. Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем. - Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними. Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – массой. - Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно. - От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы. Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества. 1. Определение 2. Обозначение 3. Формула 4. Единицы измерения 5. Способы измерения 6. Типичный признак 1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой. Ученики просматривают эксперимент. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности? - Плотность будет одинаковая. - Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело. - Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради. Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод. | ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения делать выводы ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения делать выводы ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения выдвигать гипотезы ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения делать выводы ПУУД: умения выдвигать гипотезы КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли РУУД: определять и формулировать цель урока ПУУД: умения анализировать ПУУД: находить информацию из разных источников КУУД: организовать учебное взаимодействие в группе РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль ПУУД: умения сравнивать, анализировать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения делать выводы ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать ПУУД: умения сравнивать ПУУД: умения делать выводы |
Первичное закрепление знаний | Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы: 1. Что показывает плотность вещества? 2. От чего зависит плотность вещества? 3. Какими способами можно определить плотность вещества? 4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом? | - Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным. | РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли |
Закрепление Контроль | Откройте стр. 60 – 61 электронного учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна? Давайте и здесь сделаем закладку, что бы при решении задач быстро обратиться к данным таблицам. Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3? Зависит ли плотность воды от её объёма? В электроном учебнике на стр. 62 Задание 12 решить задачи 2, 5 на определение плотности вещества | - Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний. - В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием. - Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути. - Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения Решают задачи в тетради. Сравнивают проделанную работу в парах. Делают выводы. Вызывается один ученик и записывает решение задачи на доске. | ПУУД: находить информацию из разных источников ПУУД: умения анализировать ПУУД: умения делать выводы РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль ПУУД: умения делать выводы |