СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с использованием ЭФУ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием ЭФУ по физике 7 класс "Плотность вещества"

Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием ЭФУ»

Заветинский район село Заветное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1








Урок

по физике для 7 класса

с использованием ЭФУ


ТЕМА

«Плотность вещества»













Составитель: Коновалов Р.С., учитель физики, МБОУ Заветинская СОШ №1












2016г.


Предмет: физика

УМК: Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская «Физика. 7 класс»

Тема: Плотность вещества

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: доска, мел, RAY book, проектор, ареометр, измерительный цилиндр, вода.


Цели

Цель учителя: обеспечить формирование и использование учащимися понятия «Плотность вещества»; умение находить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях.

Цель учащихся: выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл; охарактеризовать плотность вещества как физическую величину; определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать личностное значение изучения темы;

Метапредметные:

- регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- познавательные УУД: находить информацию из разных источников; умение экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

- коммуникативные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе; умение грамотно выражать речью свои мысли.

Предметные: понятие «Плотность вещества», формула определения плотности вещества, единицы измерения плотности вещества, буквенное обозначение плотности вещества.

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.



Мотивационный


Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую  вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде:

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались – корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много –
Сколько нужно – в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон:
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон
Сиракузец Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
Гиерон:
Вот корона, Архимед.
Золотая или нет?
Архимед:
Чистым золотом сверкает.
Гиерон:
Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что–то:
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить…

Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить,  из чего сделана корона?

Я выслушал все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышал. Хватает вам знания для ответа на вопрос?  Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.














































Дискутируют, выдвигают гипотезы

ЛУУД: осознавать личностное значение изучения темы











































ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

Актуализация знаний

Ответьте на такие вопросы:

1. Из чего состоят все вещества?

2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
3.Чем отличаются агрегатные состояния друг от друга?
4. Как определить объем тела правильной формы; неправильной формы?
5.Какими способами можно определить массу тела?
6. Что тяжелее атом или молекула?



Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга

РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Изучение нового материала


Посмотрите на экран и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.





Какой вывод можно сделать?



Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ

.





Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок на экране и сделайте вывод.


А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?




Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?



Отчего зависят различия веществ?






Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.






Запишем тему урока: «Плотность вещества».

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества.


Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.












Постараемся выполнить его.

От чего зависит плотность вещества?

Для этого давайте откроем электронный учебник, выберем параграф 18 и на странице 58 нажмем на кнопку для просмотра эксперимента.






Давайте запишем физический смысл плотности вещества, откройте стр. 59:

Плотность показывает, чему равна масса единицы объема вещества.


Так же запишем формулу для определения плотности на стр. 59 и в электроном учебнике сделаем закладку, чтобы обратиться к этой формуле, если она нам понадобиться сегодня на уроке.




Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?

Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?




Следовательно, что специфично для плотности вещества?











Теперь,  выясним,  каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр.  Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.


- Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их

масса и цвет.


- Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы


- У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете.


Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.


- Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.

Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ –  массой.

- Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.


- От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.



Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.






1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Способы измерения

6. Типичный признак



1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.



Ученики просматривают эксперимент.

Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?










- Плотность будет одинаковая.

- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.


- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.


Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли


ПУУД: умения делать выводы








ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли


ПУУД: умения делать выводы






ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли


ПУУД: умения выдвигать гипотезы



ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли



ПУУД: умения делать выводы






ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли







РУУД: определять и формулировать цель урока











ПУУД: умения анализировать






ПУУД: находить информацию из разных источников

КУУД: организовать учебное взаимодействие в группе

РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль








ПУУД: умения сравнивать, анализировать



КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли


ПУУД: умения делать выводы









ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать

ПУУД: умения сравнивать

ПУУД: умения делать выводы

Первичное закрепление знаний


Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить,  из чего сделана корона?








Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:

1. Что показывает плотность вещества?

2. От чего зависит плотность вещества?

3. Какими способами можно определить плотность вещества?
4. Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

- Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным.


РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его







КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

Закрепление




























Контроль

Откройте стр. 60 – 61 электронного учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей.




Почему даны три таблицы, а не одна?


Давайте и здесь сделаем закладку, что бы при решении задач быстро обратиться к данным таблицам.










Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3?





Зависит ли плотность воды от её объёма?







В электроном учебнике на стр. 62 Задание 12 решить задачи 2, 5 на определение плотности вещества


- Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний.

- В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием.


- Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути.


- Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения



Решают задачи в тетради. Сравнивают проделанную работу в парах. Делают выводы.

Вызывается один ученик и записывает решение задачи на доске.

ПУУД: находить информацию из разных источников


ПУУД: умения анализировать


ПУУД: умения делать выводы








РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его









РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

ПУУД: умения делать выводы

Домашнее задание

Домашнее задание разделено на три вида.  Выбор типа д\з остается за учеником.

§ 18, ответы на вопросы в конце параграфа. Задание 12 (1,3)

§ 18, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр»

§ 18, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара-песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.

Спасибо за урок! Удачи!


ЛУУД: осознавать личностное значение изучения темы












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!