СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Сергей Есенин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети  должны знать историю соей страны, ее великих поэтов. Есенин - один из поэтов воспевавший в своем творчестве любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Урок Сергей Есенин»

Урок по теме: Творчество Сергея Есенина

Цель: Расширить знания детей о творчестве поэта. Познакомить в приемами написания стихов. Пополнить словарный запас обучающихся. Прививать любовь к Родине через творчество Есенина.

Слайд 1

- Сегодня праздник – и с утра
Я в ожидании добра:
И день мне кажется светлей,
И птичий гомон веселей,
И согревая небосклон,
Мне вторит солнце в унисон,
Что этот час и этот миг
Запомнит каждый ученик,
Стучат отважные сердца -
И нет у радости конца!

Слайд 2

Не случайно я начала наш урок этим стихотворением. У нас сегодня, действительно, праздник. И сегодня мы его посвятим замечательному русскому поэту Сергею Есенину.

Слайд 3-4

21 сентября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. (портрет родителей ) Село расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани.

Учитель:

О, край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.

Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире .

Серёжа был ещё небольшим мальчиком, когда родители уехали на заработки в Москву. С двухлетнего возраста мальчик воспитывался в доме Титовых - бабушки и деда со стороны матери. (портрет деда.)

Слайд 5

Учитель: впоследствии он писал:

Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.
Строен и бел, как берёзка , их внук
С мёдом волосьев и бархатом рук.

В семье жили ещё 3 дедовских сына – Серёжины дядья. Именно они в три с половиной года посадили мальчика на лошадь и пустили в галоп. Они учили Серёжу плавать, бросая его в воду с лодки на самой середине реки. Плавать он научился рано и вспоминал потом, как вместо охотничьей собаки плавал за подстреленными дядьками утками. Умел хорошо лазить по деревьям. Среди мальчишек был всегда лидером, драчуном и всегда ходил в синяках и царапинах.

Слайд 6

(Есенин среди крестьянских детей)

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

За озорство и драки бабушка ругала Сергея, а дед говорил: ”Ты его не трожь, он так будет крепче.

Бабушка очень любила внука Она учила Сергея молитвам, рассказывала сказки. Ей впоследствии посвятил стихотворение “ Бабушкины сказки”.

В 1904 году Серёжа Есенин, когда исполнилось 9 лет, начал ходить в школу. На уроках всегда отвечал хорошо, особенно когда читал наизусть стихи. Школу окончил с похвальным листом и был отправлен в церковно-учительскую школу.

Слайд 7

Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Сергей мечтал о литературе. Ведь стихи сочинять он начал лет с девяти.

Решив стать поэтом и связать свою жизнь с литературой, Сергей уехал в Москву. Здесь он нашёл место корректора в типографии. (Корректор проверяет текст будущей книги или статьи – чтобы не было ошибок). Он много читает, знакомится с произведениями русских и зарубежных поэтов. Чтобы продолжить образование, он в 1913 году поступает в народный университет Шанявского.

Немного позднее в начале 1914 года в детских журналах “Мирок” и “Проталинка” впервые появились стихи Есенина.

Творчество Есенина разнообразно. Если бы мы попытались символически представить поэзию Есенина, чтобы вы предложили в качестве символа?

дерево Слайд 8

Корнями такого дерева были бы ИСТОКИ ПОЭЗИИ

А ветвями? (темы)

Любовь к природе была очень велика. Сергей считал себя частью ее. Давайте сейчас посмотрим в окно – какое время года? Подберите несколько прилагательных, чтобы показать красоту осени.



Ответы детей

А вот как о разных временах года писал сам поэт:

«Нивы сжаты, рощи голы….. (Никитина Саша)

«Черемуха» (Дементьева Яна)

«Поет зима, аукает…» (Никитин Артур)

«С добрым утром» (Главатских Алина)

Как поэт точно подбирает слова, каждое слово проникнуто любовью ко всему, что его окружает.

Много стихов поэт посвятил животным. Он их очень любил. Среди стихов о животных у меня есть любимое стихотворение:

«Собаке Качалова» Читаю я.

. “Собаке Качалова” Из истории создания: (Качалов -народный артист). Однажды к нему пришли друзья и С.Есенин Он шёл домой после спектакля. Поднимаясь по лестнице, он услышал радостный лай Джима Ему было 4 месяца. Качалов вошёл и увидел Есенина и Джима. Они уже познакомились и сидели на диване, прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джина за шею, в другой держал лапу и приговаривал:”Что это за лапа, я сроду не видал такой… А вскоре он пришёл снова( Качалова не было дома). На голове у него был цилиндр. Он объяснил, что надел его для парада, что пришёл к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами. Но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придёт в другой раз.

«Ах, как много на свете кошек» (Веретенников Илья)

«Сорокоуст» (Дзюина Анна)

Это стихи о природе, в них С. Есенин воспевает красоту русской березки, зиму, рождение нового дня...

Ребята, вы прослушали сегодня стихотворения С. Есенина. Заметили ли вы, как они мелодичны, певучи, легко рифмуются, легко заучиваются, лиричны?
Мы можем сказать, что близки к песне. И это не случайно. Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню; грустную, задорную, старинную, современную, он понимал, а главное – чувствовал ее. Самой большой радостью было упросить мать Татьяну Федоровну спеть народную песню.
Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”. Давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи.





(Дети слушают романс в исполнении Н. Кадышевой ) видеоролик



Ребята, если Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихах и его оружие – слово, то великие русские художники выражали свое восхищение в полотнах, с помощью красок и кисти. Стихи С.Есенина полны звуков, запахов, красок. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан…”

Велика любовь поэта к Родине.

«Я покинул родимый дом» (Коньков Александр)

«Сторона моя, сторонка» (Шадрина Софья)

Жизнь Сергея Есенина была короткой (всего 30 лет), но несмотря на это, она была очень яркой и многогранной. В ней были и весёлость, и доброта, и беспечность, и дерзкая удаль. Никогда он не был одинок. К нему тянулись люди, и он отвечал им и был счастлив, когда мог или хотел ответить, помочь.

И закончить нашу встречу с Есениным мне бы хотелось стихотворением

«Гой, ты Русь моя родная» (Никитин Илья)

Исследовательская работа.

У. Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вчитаемся еще раз в стихотворения, определим их цветовую гамму.

Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет.

Я назову цвета, а вы дома постарайтесь найти строчки из стиха.

Белый цвет…

“Белая береза под моим окном…”

Голубой цвет…

“Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…”





Синий…

“Синий плат небес…”

“Стелется синею рясою

С поля ночной холодок…”

- “Только синь сосет глаза…”

Зеленый…

“Шелестят зеленые сережки…”

Красный, малиновый…

“Подымалась красна зорюшка…”

“Огоньки – лучи багровые…”

“В пруду лебедем красным

Плавает тихий закат…”

Желтый, золотой…

“Ветки золотистые,

Что кудри, завила…”

“Золотою лягушкой луна…”

“Задремали звезды золотые…”

Серебристый…

“И горят серебряные росы…”

“Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…”

У. Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов С.Есенина. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.
Звезды
Звездочки………., звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу….......?
Частые звездочки, звездочки……….!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания……….?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце……….
Звезды небесные, звезды……….?