Урок № 12 по биологии 6 класс в рамках ФГОС «Соцветия»
Тема урока: Соцветия.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии, технология групповой деятельности.
Цель: изучение нового материала с использованием технологий критического мышления на примере изучения соцветий растений
Задачи:
Образовательные:
создавать условия для активного повторения строения цветка;
формировать знания о соцветии, его биологической роли;
познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого;
научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия;
воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.
Развивающие:
развивать память, внимание;
развивать у учащихся интерес к изучению биологии;
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;
развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать что такое соцветие и какова его биологическая роль;
- иметь представление о разнообразии соцветий;
- уметь работать со схемами соцветий;
- уметь определять вид соцветия по фотографиям и гербарным материалам.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
- принимать решения в проблемной ситуации;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы;
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
коммуникативные:
- уметь получать информацию от одноклассников;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
- познавательные:
- уметь получать информацию из учебника;
- уметь составлять определения;
- уметь читать схемы;
- осуществлять сравнение разных соцветий на основе анализа их строения;
- осуществлять классификацию соцветий;
- сопоставлять гербарные образцы со схемами соцветий.
ИКТ - компетентности: уметь получать информацию из презентации, электронных ресурсов
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- формирование адекватной позитивной самооценки;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация с материалом урока, электронное приложение к учебнику, гербарные материалы, модель цветка яблони, инструктивная карточка урока.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа в группах.
Основные термины и понятия: соцветие, простые и сложные соцветия.
Подробный конспект урока
I. Организационный момент.
Учитель: - Добрый день всем! Приветствую вас на нашем сегодняшнем уроке. Давайте постараемся настроиться на учебный лад и пожелаем друг другу удачи!
II. Повторение пройденного.
На прошлом уроке мы изучили строение цветка, давайте посмотрим , что вы усвоили .
Откройте листочки на которых мы работали на прошлом уроке, и покажите как вы выполнили домашнее задание.
Цветоножка А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.
Цветоложе Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.
Чашелистики В) Мужской орган размножения.
Лепестки Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.
Тычинки Д) Прикрепляет к стеблю.
Пестик Е) Располагаются чашелистики, пестики, тычинки и пестик.
Каждый из вас получил карточки, с которыми вы будете работать в течение урока.
Задания в карточках разделены на два варианта.
1 вариант дописывает определения, 2 вариант обозначения частей цветка.
1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. (ЦВЕТОК)
2. Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в различные цвета (ВЕНЧИК)
3. Венчик, как правило , окружен окрашенной в зеленый цвет (ЧАШЕЧКОЙ)
4. Вокруг тычинок и пестика расположен…. (ОКОЛОЦВЕТНИК)
5. Если у цветка присутствует и чашечка, и венчик, такой околоцветник называют (ДВОЙНЫМ)
6. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называют (ПРОСТЫМ)
7. Главные части цветка (ПЕСТИК и ТЫЧИНКИ)
8. Цветки растений, в которых имеются как тычинки , так и пестики (ОБОЕПОЛЫЕ)
9. Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных особях (ДВУДОМНЫЕ)
2. Физкультминутка
А теперь пришло время немного отдохнуть….
Поблагодарим себя!!!!!
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята у вас на столах лежат инструктивные карты. Они помогут разобраться, что мы будем сегодня изучать.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мне бы хотелось начать его с рассказа сказки, но не простой, а биологической. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – выявить, что в этой сказке вымысел, а что правда. Помогут Вам в этом следующие вопросы. (на слайде появляются вопросы)
- О каком царстве-государстве говорится в сказке? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Какие заморские гости прилетели в это царство? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
IV. Актуализация знаний
Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди этих жители знатные представители – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может, вместе они заметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней, чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке вымысел, а что правда? (В результате беседы, отвечая на вопросы, учащиеся определяют тему урока.
На экране появляется слайд-тема урока - «Соцветия»)
Слайд Цель сегодняшнего урока: изучение нового материала с использованием технологий критического мышления на примере изучения соцветий растений
Вопросы у изучению:
Что же такое – соцветие?
С какой целью природа создала их?
Почему цветки сгруппированы в соцветие?
Какое биологическое значение имеют соцветия?
Вот на эти ключевые вопросы вы должны ответить в конце урока. (Вопросы у вас указанны в инструктивной карте, которая лежит на ваших столах)
Откройте классные тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Соцветия». Сегодня 5 декабря 2022 г
V. Открытие нового знания.
Большинство современных растений имеют мелкие цветки. Это оказалось более выгодно (быстрее развиваются, меньше затрат органических веществ)
Но возникает проблема, маленький цветок плохо заметен.
- Как растения смогли решить эту проблему?
(Группы цветков, расположенные близко, образуют соцветие.)
1. Откройте учебник на странице 64_Прочитайте определение соцветия, о чем мы еще не сказали? (….в определенном порядке)
2. У разных растений свои правила расположения цветков. Поэтому существуют разные соцветия. Посмотрите на рис. 51_ на стр.65 учебника, где представлена схема соцветий.
- Что изображено красными кружочками? (виды соцветий)
Самое распространенное соцветие в природе, это – кисть. Достаточно редкое – колос.
- Что общего у этих соцветий? Чем отличаются? (Общее- цветки образуют соцветия, отличаются- расположением на стебле)
3. В зависимости от степени разветвления оси соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё (сидячие).
Для того, чтобы лучше понять, какие из изображенных соцветий простые, а какие сложные посмотрим видеоматериал.
Просмотр видеофрагмента из электронного приложения к учебнику
-Попробуйте объяснить, чем простое соцветие отличается от сложного. (У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё)
А теперь давайте запишем в своих карточках определения сложного и простого.
А теперь давайте мы вместе с вами распределим соцветия по группам.
Составляют кластер
Простые соцветия - цветки располагаются на главной оси (кисть, колос,
зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток).
Сложные соцветия - цветки располагаются на главной и боковых осях (сложная кисть – метелка, сложный зонтик, сложный колос).
- Какие сложные соцветия здесь изображены? (сложный зонтик, сложный колос)
- Какое еще сложное соцветие есть, но не подписано, что оно сложное? (метелка)
- На какое простое соцветие оно похоже? Метелка по-другому называется – сложная кисть.
В качестве итога нашего занятия ответьте пожалуйста на вопрос Какое биологическое значение имеют соцветия? (Биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок)
VIII. Домашнее задание
Параграф 12 , по желанию: нарисовать на альбомном листе схему соцветия и с обратной стороны растение, имеющее данное соцветие.
IХ. Итог урока, рефлексия деятельности
- Что узнали сегодня для себя нового?
- Чему удивились?
- Что понравилось?
Оценки