СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок страны Азии: Япония и Китай

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок страны Азии: Япония и Китай предназначен для студентов 2 курса СПО. Цель урока - определить причины и особенности экономического развития Японии и Китая. 

Просмотр содержимого документа
«Урок страны Азии: Япония и Китай»

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

« Ярославский автомеханический колледж »



Методическая разработка


урока истории для обучающихся 2 курса

по теме

«азиатский регион: япония, китай»


для всех специальностей


базовая подготовка

среднего профессионального образования


2016




ОДОБРЕНА И

РЕКОМЕНДОВАНА

предметно-цикловой комиссией

общих гуманитарных дисциплин,

экономики и управления


Разработана

на основе Федерального государственного

образовательного стандарта по специальности

среднего профессионального образования

Протокол №________________

от «____»______________2016

Председатель ПЦК

____________________________

Гансбургская И.А.

Рекомендована Методическим советом колледжа

Протокол №____________________________

от «_______»_______________________2016



Зам. директора по учебно-методической работе и информационным технологиям

___________________ О.В.Кузнецов


Разработчик:

Ведмедь О.Н., преподаватель ГПОУ ЯО «Ярославский автомеханический колледж»


150054, г. Ярославль, ул.Автозаводская, 1-а,

Тел/факс (4852) 73-26-43; E-mail: avtomeh@bk.ru

Проект УВЗ

  1. Специальность: для всех специальностей технического профиля

  2. Курс обучения: 2

  3. Учебная дисциплина (УД) объем учебного времени: макс. 48 часов аудиторной нагрузки

  4. Место УД в учебном плане: общеобразовательный

  5. Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный

  6. Форма итоговой аттестации по УД: дифференцированный зачет

  7. Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме): Раздел 2 «Россия и мир в конце ХХ – начале XXI века»», тема 13 «Азиатский регион: Япония, Китай гг.».

  8. Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные) связи: история

1 курс: тема «Научно-технический прогресс во второй половине ХХ века», тема 1.2 «СССР в период перестройки»

2 курс: тема 1.1 «Внешняя политика СССР. Взаимоотношения с Западом, странами ОВД, государствами «третьего мира»,

обществознание тема «Типы экономических систем», тема «Функции государства в экономике», тема 6.2 «Политические режимы. Формы государства», тема 2.3 «Многовариантность общественного развития, особенности современного мира».

  1. Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК, ПК)-

ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп

  1. Цели: определить причины и особенности экономического развития Японии и Китая.

Продолжить формирование умения работать в паре, в команде, с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.

Образовательная: сформировать представление о причинах и особенностях экономического развития Японии и Китая.

Развивающая: продолжать развивать информационно-коммуникативные навыки (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, перевод информации из одной знаковой системы в другую, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на примерах, работать в группе).

Воспитательная: способствовать воспитанию познавательного интереса к данной проблеме

  1. Задачи:

На основе изучения нового материала систематизировать знания о факторах, способствовавших экономическому развитию Японии и Китая;

Формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать); умение анализировать;

Продолжить формирование коммуникативных компетенций.

  1. Критерии (показатели) достижения целей: (брать на конкретное занятие)

- Способность изучать и систематизировать информацию из различных источников

- Способность характеризовать и анализировать источник исторической, визуальной информации

- Способность перечислить основные политические и экономические события в Японии и Китае в 1950-1990 гг.

- Способность указывать хронологические рамки этапов политического и экономического развития Японии и Китая 1950-1990 гг.

- Способность отделения основной информации от второстепенной

- Способность правильно объяснять причинно-следственные связи между историческими явлениями и процессами

- Умение передавать содержание текста в сжатом виде в соответствии с целью учебного задания

  1. Тип урока: комбинированный урок.

  2. Методы и формы оценки образовательного результата по теме: выполненные

  3. Учебный материал:

Учебники: 1) Самыгин П.С., и др. История учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. 

2) Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ-начало ХХI века 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 10-е изд., М.: Мнемозина, 2013.

Дополнительная литература:

Источники:

Электронные ресурсы:

tsput.rures/hist/rodovitch/Rod07.htm

ru.history.wikia.com/wiki

ekoslovar.ru›684.html

  1. Ведущие методы, технологии, методики:- анализ источников, сравнение, обобщение, проблемная беседа; системно-деятельностный подход.

  2. Форма предъявления учебного материала учащимся: тексты источников с вопросами и заданиями, фотодокументы, видео, презентация

  3. МТБ, ТСО, расходные материалы: мультимедийное оборудование, учебники, презентация, раздаточный материал (письменные источники с вопросами и заданиями для групп),



Этапы и временные рамки

УВЗ

Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся


Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

1)Организационный момент

3 мин.

Организация готовности и внимания

Готовность всей группы к работе

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

фронтальная

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку. Проверка готовности помещения и оборудования, определение структуры занятия.

2) Актуализация знаний

10 мин


Проверить полученные на предыдущем занятии знания и отработать умение сопоставлять

Устные ответы на предложенные вопросы

Называют основные принципы политики консерваторов





фронтальная

Предлагаются вопросы:

1.Назовите основные принципы тэтчеризма и его результаты.

2.Почему политика неоконсерваторов оказалась успешнее политики социалистов





3) Мотивация учащихся

2 мин.

Пробудить интерес к теме занятия

Выполнение задания

Работают с текстом.

Называют государство.



Работа в парах с текстом

Фронтальная беседа, ответы на вопросы








Предлагается задание: текст

Предлагаются вопросы: О каком государстве идет речь?

Какое государство в Азии также добилось выдающихся экономических успехов?


- Какой путь прошли эти страны, прежде чем достичь имеющегося уровня развития?

- Какие факторы способствовали достижению успеха?

- Сравнить методы достижения цели.

- Почему Япония и Китай смогли достичь таких выдающихся экономических успехов?


4) Усвоение новых знаний

50 мин.

Знает причины, особенности и итоги экономического

развития Японии и Китая.


Приводит примеры из истории и современности, анализирует тексты, различать мнения и факты, организуют совместную деятельность.


Заполнение таблицы





.









Изучают документ определяют причины, особенности и итоги экономического

развития Японии.

Выделяют главные причины успешного развития экономики.


Заполняют таблицу



Слушают рассказ, выделяют особенности развития Китая в 1950-1970 гг.





Определяют эффективность «большого скачка»


Анализируют визуальные и видео источники, отвечают на вопросы.







Заполнение таблицы

Фронтальная,






Работа в парах. Работа с текстом документа, учебника.









Фронтальная беседа

Беседа-лекция, показ презентации, Предлагаются вопросы:

- Какие реформы были проведены в Японии в послевоенный период?




Организация работы студентов:

Работа с текстом документа.



Беседа- лекция об особенностях развития Китая в 1950-1970 гг.







Показ фотодокументов

Предлагается задание:

Определить по фото эффективность деятельности коммун

Показ видеофрагмента «Кампания по уничтожению воробьев»

Предлагаются вопросы:

-Что происходит на экране?

-Почем истребляют воробьев?

-К чему привела эта кампания?



Предлагается задание:

-На основе анализа текста учебника заполнить таблицу об экономических и социальных реформах Китая



5) Осмысление и закрепление знаний

15 мин.


Умеет высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать в группе.

Умение


Обсуждение вопросов, поставленных в начале занятия

Защищает точку зрения критически высказываются, делает выводы


Выполняют задания теста

Групповая работа



Работа в паре

Опрос понятий по теме,

Обсуждение проблемного вопроса и выработка общего мнения о причинах и методах достижения экономического успеха в странах Азии.

Выполнение теста на закрепление знаний по теме

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7 мин.


Оценивает критически результат собственного труда


оценивает значимость знаний, умений, навыков деятельности, полученных на занятии

индивидуальная

Подведение итогов урока, обсуждение и выставление оценок.


7) Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

3 мин.


Составить развернутый план ответа по теме.


Выдвигает гипотезы, планирует работу


Составляет индивидуальная развернутый план ответа по теме




Урок истории 2 курс

«Страны Азии: Япония, Китай»

Актуализация знаний:

Вопросы:

-Тема нашего предыдущего занятия? (Страны Западной Европы в середине и второй половине ХХ века)

Задание: (слайд)

  1. Назовите основные принципы тэтчеризма и его результаты.

  2. Почему политика неоконсерваторов оказалась успешнее политики социалистов?

Время выполнения– 10 минут 1)

-Ответы обучающихся.

Мотивация

Сегодня нам предстоит узнать об особенностях экономического и политического развития двух государств, которые прошли сложный путь развития и добились выдающихся экономических успехов.

Сейчас вы получите текст, из которого вы должны понять, о каком государстве идет речь.

Время выполнения – 3 минуты, работа в парах.

Приложение 1

Задание: прочитать и определить, о каком государстве рассказывается в тексте:

Одной из основ развития этой страны стали ее уникальные обычаи и традиции, на которых базируется свой тип государственного устройства и свои методы хозяйствования. Опыт, накопленный за многие поколения, породил свою уникальную систему моральных устоев, которые влияют на все сферы жизни любого жителя страны. В том числе большое влияние они оказали и на становление экономики. Чем характеризуется современное государство? Это страна высоких технологий, на которых в основном и строится вся экономическая система государства. Автомобили, сотовые телефоны, роботы, станки, машины… Очень многое из всего этого создается в этой стране или по их образцу. Потребителями продукции этой страны является огромная часть населения земного шара. товары ценят и уважают, а бизнесменов считают сильными игроками на многих мировых рынках. Уже в двадцатом веке страна стала активным участником мировых экономических и политических событий. Но поражение во Второй мировой войне отбросило ее далеко назад, в те времена, когда она еще практически ничего не представляла на мировой арене. Хозяйство было разрушено, а политическое положение в мире расшатано. Никто больше ее не признавал ни как сильного политического соперника, ни как надежного торгового партнера, способного не только что-то предложить, но и очень хорошо купить. Казалось, для восстановления утраченных позиций потребуется не меньше столетия. Но страна сумела доказать всему миру, что можно в буквальном смысле восстать из пепла и сделать это в очень небольшие, с точки зрения истории, сроки. Такое быстрое восстановление хозяйства и выведение его на мировой рынок с такими конкурентными способностями было небывалым событием. Его стали называть чудом. __________ экономическим чудом.


-О каком государстве идет речь? (слайд)

- Япония.

-Приведите примеры из текста, подтверждающую вашу точку зрения

- А какое еще государство в Азии также добилось выдающихся экономических успехов?

- Китай.

Наща задача сегодня – определить причины, особенности и итоги экономического развития Японии и Китая.

Мы должны найти ответы на следующие вопросы:

- Какой путь прошли эти страны, прежде чем достичь имеющегося уровня развития?

- Какие факторы способствовали достижению успеха?

- Сравнить методы (пути) достижения цели.

- Почему Япония и Китай смогли достичь таких выдающихся экономических успехов?

4) Усвоение новых знаний 50 мин.

Работа с текстом: (слайд)

Задание: На основе текста приложения №2

определить и выписать в таблицу реформы, способствовавшие восстановлению экономики.

Приложение №2 Работа с текстом:

Задание: На основе текста определить и выписать в таблицу реформы, способствовавшие восстановлению экономики.

После Второй мировой войны, в которой Япония потерпела поражение, у нее было разрушенное производство, разоренное сельское хозяйство, отсутствие топливно-сырьевых ресурсов. Какие же реформы были проведены в Японии для того, чтобы восстановить экономику?

1945 – 1952 - Япония была оккупирована американскими войсками

1946 - проведены первые парламентские выборы

1947 –   принята новая Конституция Японии, разработанная американцами

1952 – заключен договор безопасности между Японией и США (согласно которому США размещает свои войска в Японии, а Японии разрешалось иметь силы самообороны – 75 тысяч человек)

В 1946 - 1949 гг. проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на землю. Крестьяне стали владельцами 80% всей арендной земли. В результате реформы повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок. Типичным стало частное крестьянство на своей земле. Также земельная реформа высвободила значительные трудовые ресурсы.

Серьезные изменения претерпела и промышленность. В 1947 г. вступил в силу закон, по которому запрещалось образование монополистических объединений. В 1946 - 1947 гг. было введено новое трудовое законодательство. Были установлены 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся имели право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д. Эти реформы ограничивали произвол предпринимателей, побуждали к поиску форм эксплуатации, связанных с внедрением новых технологий.

Реформа школьного образования помогла подготовить квалифицированные кадры рабочей силы. Был создан Фонд восстановления, который осуществлял финансовую поддержку ведущих отраслей промышленности, и многие фирмы смогли построить современные предприятия, приобрести новое оборудование и внедрить в производство ноу-хау. Заводы и фабрики приобрели современный вид.

В соответствии с новой Конституцией власть в государстве больше не принадлежала императору, она перешла к выборным органам. Япония превратилась из неограниченной монархии в монархию парламентскую, ограниченную, что не могло не сказаться и на экономической жизни страны. Новая Конституция также закрепляла положения о том, что Япония больше не будет достигать своих интересов с помощью военных способов. Поэтому в борьбе с иностранными конкурентами японские предприниматели могли рассчитывать только на «мирные» средства, что побуждало их поиску новых бизнес-стратегий и путей развития. Это стимулировало развитие капиталистической системы. Планы США укрепиться на азиатском пространстве провалились, и одним из самых «удобных» союзников была Япония. Америка начала вместо притеснений покровительствовать Японии, а та в свою очередь смогла воспользоваться этим покровительством, умело передавая США большую часть задач обеспечения национальной безопасности, сосредоточившись в свою очередь на вопросах внутренних.. Покровительство США позволило выйти на мировые рынки, пусть и частично. Японские промышленники приступили к коренной реконструкции производственного аппарата.

Большую роль сыграл и японский менталитет- подчиненный отдает работе все свои силы, а начальник заботится о своих подчиненных.

( История Японии (1945-1975): Главная редакция восточной литературы, изд-во «Наука», 1978. с. 186)


Учитель: восстановившись после войны, Япония не остановила свой экономический рост. Доля японской промышленности в индустриальном производстве капиталистического мира возросла до 1,7% в 1950 году и до 10,1% в 1970 г. С 1975 года Япония захватила первенство в темпах прироста валового национального продукта.

И это при том, что территория Японии в 25, а население в два раза меньше чем у США. Показатель действительно впечатляет.

Да, конечно далеко не японцы создали автомобиль, фотоаппарат, телевизор, телефон... Но они делают их гораздо качественнее, нежели другие производители. Надпись Made in Japan и сейчас является тем брендом, который гарантирует качество товара. В этом секрет того, почему за японские товары платят больше чем за товары других производителей. Во всем мире известно, что они совершенствуют все, за что берутся.

Преподаватель:

- Какие реформы были проведены в Японии в послевоенный период?

-Земельная реформа, собственники земли – крестьяне.

-Антимонопольное законодательство.

-Социальные преобразования – трудовое законодательство.

-Фонд восстановления – средства для развития предприятий.

-Конституция – парламентская монархия, демилитаризация.


Задание:

Работа в парах.

Самостоятельная работа с текстом и оформление таблицы:

Критерии сравнения

Япония

Китай

Особенности экономического развития

Земельная реформа – крестьяне – собственники земли

Высокие темпы роста промышленного производства

Применение научных открытий и новейших технологий

«Фонд восстановления»

Широкие экономические связи

«Экспорт прежде всего»

Корпоративные отношения на производстве

Эффективное сочетание плановой и рыночной экономик


Социальные

Поддержка среднего и высшего образования

Трудовое законодательство, защищающее права рабочих


Внутренняя политика особенности

Монархия – как символ государства и единства нации

Многопартийная парламентская демократия


Внешняя политика

Демилитаризация страны, небольшая доля военных расходов

Покровительство США


Итоги развития

Япония выбрала экономическую политику, которая учитывала как национальные ценности, так и восприимчивость к зарубежным достижениям. Высокая приспособляемость к меняющейся обстановке в мире.

С 1975 года Япония захватила первенство в темпах прироста валового национального продукта.



Преподаватель:

Следующее государство, о достижениях которого нам сегодня предстоит узнать – Китайская народная республика.

Какой путь прошло это государство?

Задание: прослушать рассказ преподавателя и выписать в тетрадь главные направления политики Мао Цзэдуна.

Рассказ преподавателя:

В послевоенный период Китай встал на путь социалистического развития. 1 октября 1949 года Мао Цзэдун (слайд) провозглашает образование Китайской Народной Республики. Сам Мао становится председателем правительства новой республики. В первой половине 1950 гг. компартия приняла курс на построение социализма по советскому образцу. Чтобы быстрее поднять огромную страну из разрухи и бедности устанавливались жесткие темпы коллективизации и индустриализации. После ХХ съезда КПСС, осудившего культ личности И.В.Сталина, Мао Цзэдун прервал контакты с руководством нашей страны.

(слайд) В 1958 году был провозглашен курс «трех красных знамен» («новая генеральная линия», «большой скачок» и «народные коммуны»).

«Новая генеральная линия» - «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше, экономнее».

В это время Китай представлял собой на 90 % аграрную страну, которой была остро необходима модернизация.  Была уверенность, что за короткий срок можно «догнать и перегнать» ведущие страны, если заменить мелкие коммуны крупными и затеять глобальные преобразования, начиная с производства стали.

В соответствии с директивами Партии, повсюду стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень. К осени 1958 года по всему Китаю действовало более 700 тыс. кустарных доменных печей, на работу по производству металла было мобилизовано до 100 млн. человек.

(слайд) Просмотр фото –

- Определите по фото эффективность деятельности коммун.

Ещё в 1959 году, после изучения проблемы и первых опытов, стало ясно, что хорошего качества сталь можно производить только в крупных печах на больших фабриках, однако проект продолжался, население организовывало на местах добычу угля и пыталось модернизировать печи. Результатом был низкокачественный чугун, требующий для превращения в сталь дополнительной обработки и непригодный для широкомасштабного использования сам по себе. Он мог использоваться преимущественно для изготовления плугов и мотыг и расходовался в пределах коммуны. Экономические потери в результате «битвы за сталь» достигли 2 млрд юаней.

Реформы сельского хозяйства также были неэффективны. Для повышения урожайности использовались нетрадиционные методы обработки земли – глубокая запашка и загущенные посадки риса. Это приводило к гниению риса на полях.

Один из примеров новаций вы сейчас увидите на экране.

-Просмотр видео «кампания по уничтожению воробьев».

-Что происходит на экране? Почему истребляют воробьев? К чему привела эта кампания?

-Ответы обучающихся.

Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток. По подсчётам китайского научно-исследовательского института зоологии, от воробьёв за год терялся такой объём зерна, которого бы хватило, чтобы прокормить 35 миллионов человек. Призвал к этому Мао Цзэдун в 1958 на VIII съезде Коммунистической партии Китая.

Воробей не может пробыть в воздухе больше определённого промежутка времени, около 15 минут. Все крестьяне, а также привлечённые к кампании школьники и горожане должны были кричать, бить в тазы, барабаны и прочее, размахивать шестами и тряпками, стоя на крышах домов — чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво, чего и добивались полные энтузиазма участники действия. Напоказ выставлялись фотографии с горами мёртвых воробьёв высотой в несколько метров.

- Кампания по уничтожению воробьёв привела к тяжёлым нарушениям экологического баланса, в результате которых резко увеличилась популяция насекомых, истреблявших урожаи. Через два года благодаря прежде накопленной популяции вредителей, урожаи резко уменьшились,  в стране наступил голод, в результате которого погибло от 10 до 30 миллионов человек. Так опытным путём было доказано, что агротехническая польза воробьёв существенно выше наносимого вреда. Результатом кампании стали закупка и завоз в страну живых воробьёв из Советской России и Канады.

Следствием Большого скачка 45 миллионов китайцев погибли от голода между 1958 и 1962 годом.


(слайд) Следующая кампания была провозглашена в 1966 году – «великая пролетарская культурная революция» (1966-1976 гг.)

(слайд) Просмотр подборки фотографий.

Ответить на вопросы:

-Кто был действующей силой?

-Какими методами проводилась кампания?

-Кого считали врагом?

-Зачем Мао потребовалась эта кампания?


После провала «большого скачка» позиции Мао в стране сильно пошатнулись. Поэтому в ходе «культурной революции» Мао Цзэдун ставил перед собой две главные задачи: уничтожить оппозицию, у которой начали появляться мысли о реформах экономики с частичным внедрением в неё рыночных механизмов, и, в то же время, занять чем-то бедствующие народные массы.

Власть, отданная в руки масс, превратилась в элементарное безвластие. Её захватили те, кто был попросту сильнее: банды молодых «бунтарей» — хунвейбинов (из школьников и студентов) и цзаофаней (из молодых рабочих), которым позволили действовать фактически безнаказанно.

Хунвейбины сами определяли, кого считать преступником и врагом Мао. Ими становились преподаватели вузов, деятели культуры, интеллигенция. Во время публичных шествий на «преступников» надевались шутовские колпаки, их заставляли идти с опущенной головой, лаять по – собачьи, подвергали другим унижениям. В тюрьмах «врагов народа» пытали, избивали, кололи иглами, вынуждали часами стоять под палящим солнцем. Были закрыты все книжные магазины с запретом на продажу любых книг, кроме одной: цитатника Мао. Цитатник выпускался во многих вариантах оформления: в одном из них обложка цитатника была выполнена из твёрдой пластмассы, на которой не оставались следы крови. Такими цитатниками были забиты до смерти многие видные деятели партии, когда из их губ «выбивали буржуазный яд». Количество жертв Культурной революции исчисляется миллионами убитых, доведенных до самоубийства и репрессированных. Хунвэйбины громили и жгли храмы и монастыри, снесли часть Великой китайской стены, употребив вынутые из неё кирпичи на постройку «более необходимых» свинарников.

Культуре были нанесены тяжелейшие последствия, зато были пресечены всякие проявления инакомыслия и недовольства режимом и экономическим положением.

Смерть Мао в 1976 году остановила эту кампанию.

Перед новым руководством встал вопрос о выборе дальнейшего пути. С 1979 года под руководством Дэн Сяопина (слайд) под лозунгом «социалистической модернизации» началось проведение экономических и социальных реформ.

Задание: рассмотреть карикатуру «Балансирование Дэн Сяопина» (стр.221 учебника) и объяснить смысл карикатуры.

-Кто балансирует на канате?

-Что находится в корзинах?


Задание: работа в парах с учебником, с.221

(Алексашкина Л.Н. - Всеобщая история. ХХ- начало ХХI века, 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 10-е изд., М.: Мнемозина, 2013)

На основе прочитанного материала заполнить таблицу:


Критерии сравнения

Япония

Китай

Особенности экономического развития

Земельная реформа – крестьяне – собственники земли



Высокие темпы роста промышленного производства

Применение научных открытий и новейших технологий

«Фонд восстановления»



Широкие экономические связи

«Экспорт прежде всего»










Корпоративные отношения на производстве

Эффективное сочетание плановой и рыночной экономик

Дворовый подряд на селе, право аренды, разрешение покупки техники, использование наемной рабочей силы


В промышленности - расширение самостоятельности предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции

Уменьшены военные расходы, сокращена армия


Политика «открытых дверей» во внешнеэкономических связях

Разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику

Создание свободных экономических зон (льготные экономические условия)


Закупались иностранные патенты и лицензии, повышалась наукоемкость производства

Жесткое централизованное руководство экономикой заменено рыночными отношениями




Социальные

Поддержка среднего и высшего образования





Трудовое законодательство, защищающее права рабочих




Уровень жизни и размер средней заработной платы превышает показатели большинства развитых стран

Введение обязательного 9 летнего образования

Увеличение ассигнований на развитие образования, на научные и проектно-конструкторские работы







Улучшилось благосостояние людей

Разбогатели крестьяне, мелкие предприниматели, торговцы.


Внутренняя политика особенности

Монархия – как символ государства и единства нации

Многопартийная парламентская демократия

Следование учению марксизма-ленинизма

«Движение по пути к социализму с китайской спецификой»

Руководящая роль партии

Внешняя политика

Демилитаризация страны, небольшая доля военных расходов

Покровительство США

Расходы на оборону КНР резко увеличились в 2001—2009 годах с 17 млрд долларов до 71 млрд долларов.

Общая численность Народно-освободительной армии Китая составляет 1483 тыс. человек. Из них в армии служат 850 тыс. человек, во флоте — 235 тыс., в авиации — 398 тыс.  

(численность населения - 1 382 494 824)

Россия - 146 544 710 

Япония - 126 385 225 

Итоги развития

Япония выбрала экономическую политику, которая учитывала как национальные ценности, так и восприимчивость к зарубежным достижениям. Высокая приспособляемость к меняющейся обстановке в мире.

С 1975 года Япония захватила первенство в темпах прироста валового национального продукта.

Третья экономика в мире.


Передовые позиции в мире в области судостроения, машино- , приборостроения, автомобильной промышленности.

В конце 1980 гг. Китай вышел на первое место в мире по добыче угля, производству телевизоров, хлопчатобумажных тканей, кирпича.

Страна ликвидировала угрозу голода.

Рыночная система в экономике, сохранение социалистической идеологии.

Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства.

Вторая, после США, экономика в мире по объему НВП

(Россия 12)

Китай имеет ядерное оружие, запускает спутники, имеет долгосрочную космическую программу.



Закрепление:

Тест «Страны Азии» (Япония и Китай)

Вариант 1

А1. Причина японского «экономического чуда»: 
     1) высокие военные расходы             

  2) помощь Советского Союза
     3) наличие большого числа колоний 

4) заимствование зарубежного научно- технического опыта

А2. Особенностью японской экономики является:
    1) высокий уровень безработицы            

   2) высокая квалификация рабочей силы
    3) экстенсивный путь развития экономики

    4) мощный военно-промышленный комплекс

A3. Провозглашение Мао Цзэдуном Китайской Народной Республики произошло в:
    1) 1945 г.   2) 1949 г.        З) 1956 г.      4) 1959 г.

А4. Политика «большого скачка» в Китае предполагала:
    1) автоматизацию производства и внедрение роботов 
    2) создание сельскохозяйственных коммун
    3) развитие рыночных отношений
    4) вступление в ВТО


А5. Мероприятия, проведенные в КНР в 1958 году во имя перехода к коммунизму в кратчайшие сроки, вошли в историю под названием:

  1. «культурная революция»  

  1. новый курс

  2. стратегия большого скачка   

 4) прагматические реформы


Тест «Страны Азии» (Япония и Китай)


Вариант 2

А1. Причина японского «экономического чуда»:
    1) отсутствие расходов на оборону   

2) высокая стоимость рабочей силы
    3) большое количество природных ресурсов  

   4) отсутствие государственного регулирования экономики

А2. Особенностью японской экономики является:
    1) жестокая эксплуатация колоний    

  2) использование высоких технологий
    3) сохранение феодальных пережитков

4) преобладание аграрного сектора над промышленным

A3. Реформирование Китая под руководством Дэн Сяопина началось в:
    1) 1945 г.  2) 1949 г.         3) 1956 г.  4) 1978 г.

А4. «Культурная революция» в Китае при Мао Цзэдуне предполагала:
    1) борьбу с оппозицией            

    2) развитие высшего образования
    3) увеличение зарплаты преподавателям

    4) знакомство китайцев с культурой Запада

А5. Как называли в Китае молодежь, на которую в годы «культурной революции» Мао Цзэдун возложил задачу борьбы с «контрреволюционными» элементами:

1) «красные кхмеры»   

2) хунвейбины

3) ихэтуани     

 4) «красные бригады»



Ключ к тесту:

1 вариант: А1-4, А2-2, А3-2, А4-2, А5-3

2 вариант: А1-1 А2- 2, А3- 4, А4- 1,А5-2

Рефлексия: (слайд)

фразы из рефлексивного экрана, которые необходимо дополнить: (записать в тетради)

    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

Домашнее задание:

Составить план ответа по теме.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!