План-конспект открытого урока по теме: «Теорема косинусов»
Учитель : Калинина Евгения Геннадьевна, МОУ «СОШ №33» Г. Саранск
-
Доказать теорему косинусов и показать ее применение при решении задач
-
Способствовать усвоению всеми учащимися стандартного минимума по теме;
-
Формировать и совершенствовать надпредметные умения обобщать путем сравнения, постановки и решения проблем, оперированием уже знакомыми геометрическими понятиями и фактами, рассуждением по аналогии;
-
развивать тригонометрический аппарат как средство решения геометрических задач;
-
развивать психические свойства: память, вербальную и образную, произвольное внимание, воображение.
Ход урока
-
Новый материал
Историческая справка: Впервые теорема косинусов была доказана учёным –математиком аль-Бируни (973-1048 г.г.). С помощью данной теоремы и теоремы синусов , можно будет полностью решить задачу: «Решить треугольник», т.е. как зная одни из основных элементов треугольника (их 6: 3 угла и 3 стороны), найти другие.
Теорема: Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
Дано:
Треугольник АВС.
Доказать:
1.
;
2.
;
3.
.
Доказательство.
Одно из самых красивых и простых доказательств теоремы косинусов является доказательство её в координатной плоскости.
Внесём в координатную плоскость произвольный треугольник ABC так, чтобы точка А совпала с началом координат, а прямая АВ лежала на прямой ОХ. Введём обозначения AB=c,AC=b,CB=a, a угол CAB=α(пока будем считать что α≠90°).
Тогда точка A имеет координаты (0;0), точка B(c;0). Через функцию sin и cos, а также сторону АС=b выведем координаты точки С. С(b×cosα;b×sinα). Координаты точки С остаются неизменными при тупом и остром угле α.
Зная координаты С и B, а также зная, что CB=a, найдя длину отрезка, мы можем составить равенство:
Так как
(основное тригонометрическое тождество), то
Теорема доказана.
Стоит отметить, что для прямого угла α, теорема также работает cos90°=0 и a²=b²+с² - известная всем теорема Пифагора.
-
Закрепление материала:
Задачи по готовым чертежам. Чертежи проектируются при помощи кодоскопа. При решении задач учащиеся каждый раз проговаривают формулировку теоремы.
Задача 1
Ответ:
.
Задача 2
Ответ: 4.
Задача 3
Ответ: 60°.
3.Итог урока
Проводится тест
-
Если квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:
а) тупого угла
б) прямого угл
в) острого угла
-
В
АВС известны длины сторон АВ и ВС. Чтобы найти сторону АС, необходимо знать величину:
а) угла А
б) угла В
в) угла С
-
Треугольник со сторонами 5, 6 и 7 см:
а) остроугольный
б) прямоугольный
в) тупоугольный
-
Если в
АВС
А=48°;
В=72°, то наибольшей стороной треугольника является сторона:
а) АВ
б) АС
в) ВС
-
Если квадрат стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:
а) острого угла
б) прямого угла
в) тупого угла
Самопроверка. Ответы:
4.Домашняя работа: п. 98 №1025(б, в, г).