Урок русского языка в 5 классе
Тема. Согласные твёрдые и мягкие
Цель урока: систематизация сведений о твердых и мягких согласных звуках.
Задачи: развитие УУД
- личностные УУД: продолжить работу по определению сильной и слабой позиции согласного звука в словах, познакомить учащихся с понятием «твёрдые и мягкие согласные»;
- регулятивные УУД: формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения в словах твёрдых и мягких звуков; целеполагание, выбор образовательного маршрута;
- коммуникативные УУД: воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;
- личностные УУД: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Ход урока.
1.Оргмомент. Настрой на урок.
- С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите солнышко, если у вас хорошее настроение, облачко, если вас что-то тревожит.
Ободряющие слова, пожелание успехов. Сегодня мы продолжим наше путешествие.
II. Повторение изученного ранее.
1. Работа с карточками. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка. Самопроверка выполнения заданий на карточках. (Один делает у доски). (Приложение №).
III. Подготовка к восприятию темы урока.
Первая останова «Невидимки». На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова: олень, снаряд, экран, клещ, град, мель, смех. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех) Взаимопроверка.
- Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А чем различаются слова «мел» и «мель»? От чего зависит перемена лексического значения данных слов? (твердым и мягким звуком оканчивается слово).
О таких звуках мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
IV. Объявление темы урока. Запишем тему урока в тетрадях.
Выход на проблему. - Ребята, а это что за конверт? На нем написано: Коммунарская средняя школа №3, улица Просвещения, 1, 5а классу от согласных. Давайте прочитаем? Читает письмо.
- Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Мы узнали, что вы изучаете тему «Твердые и мягкие согласные». У нас давно идет спор: какие согласные звуки важнее: твердые или мягкие. Помогите нам разобраться. С уважением, согласные звуки.
- Ребята, запишите свой ответ согласным звукам. (Важны мягкие и твердые звуки)
- Предлагаю отправиться в путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков. На чем отправимся в путешествие? Можно отправиться в одиночку по маршрутному листу, а можно пойти вместе. Выбирайте. Раздаю индивидуальные маршрутные листы желающим. (Приложение №2). По окончании работы ученики проверяют свои работы по листу ответов ( Приложение №4).
Инструктаж обучающихся.
Система само-и взаимооценки:
2 балла - задание выполнено без ошибок;
1 балл - допущены 1-2 ошибки;
0 баллов – задание не выполнено. (на стенде)
V. Работа над новой темой.
1. Работа с информацией. Наблюдение по таблице на стр. 127. Запись согласных, не имеющих пары по мягкости и твердости». Все ли согласные имеют пары? ( Ж, Ш, Ц –всегда твердые, Ч,Щ,Й- всегда мягкие). На полях !
2. Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков.
1) Выполним устно упражнение, в котором сможете понаблюдать над различением значений слов и их звуковым составом, - №277 (с. 128). Ответы по образцу. 3 ученика. Вывод: Сигнал мягкости согласного Ь.
Слово учителя: Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова смысл слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки.
2) Работа над предложением Дарю трём свиристелям по шишке на ели (на доске). Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Какие буквы стоят рядом с мягкими согласными? Выпишите их (И,Е, Ё, Ю, Я) – это сигналы мягкости ( обозначают мягкость согласных).
Сигнал мягкости согласного И, Е,Ё,Ю, Я.
Записываем вывод: Сильная позиция: перед буквами Ь и И, Е,Ё,Ю, Я.
3. Физкультминутка. (Дети встают возле своих мест.)
Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный , выделаете поворот направо, если в слове нет мягких согласных, то налево. Слова: мгла, Мила, мама, мел, мёл, Кот, крот, мять, заяц.
4. Остановка «Родной город». (Презентация) Задание: Выписать из презентации слова, выделенные красны цветом: город, герб, флаг, школа, памятник, фабрика, центр, бассейн, комплекс, автобус. (Один ученик у доски)
- Подчеркните те слова, в которых все согласные твердые. Слова написаны на доске. Взаимопроверка
5. Деревня «Траскрипция».
Запись транскрипции слов. (1 ученик у доски) Солю, заяц, леска, просьба, мёд. Взаимопроверка.
6. Остановка «Внепарная». Выписать слова в которых есть внепарные Ч, Й, Щ (1 вариант); Ж, Ш, Ц (2вариант). Учитель читает текст.
Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Его широкополая шляпа сбилась в сторону, ноги запутались в полах кафтанчика. Он барахтался на дне сетки и беспомощно размахивал руками. (2 у доски).
Ответы: 1в. Сачок, пойманная, кафтанчика, беспомощно. 2в. Осторожно, широкополая, шляпа, цепляясь. - Молодцы, путешествуем дальше. Самопроверка.
7. Перевал «Текстовый». Самостоятельная работа. Текст напечатан на карточках. (Приложение №3). Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.
Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.
Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось , в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже. (И. Бунин) Самопроверка.
V. Домашнее задание. Выучить таблицу. Упр. 279
VI. Конечная остановка. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вернитесь к своей записи в тетради. Хотели бы вы ее изменить? Какие звуки твердые или мягкие важнее? Слушаем ответы учеников.
- Подтвердилось ваше предположение? Если «да» поставьте себе 1 балл.
-Проанализируйте, как вы работали на уроке.
- Выберите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению. Солнышко или тучку.
Оцените свою работу на уроке по шкале оценок (на доске).
Итоговая оценка:
9-10 баллов – «5»
7 -8 баллов -«4»
4-6 баллов – «3»
1-3 баллов – «2»
0 баллов –«1»
Приложение №1
Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.
Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.
Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.
Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.
Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.
Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.
Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.
Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.
Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.
Приложение №2
Маршрутный лист
Фамилия, имя_________________________________
Прочитай теоретические сведения на стр. 127 и выполни задания.
1. Запишите слова, обозначая квадратными скобками мягкие согласные звуки.
Птичка, речной, звенеть, нянчить. Количество баллов _____
2. Какие слова затранскрибированы? Запишите эти слова.
[буквар,], [дач,н,ик], [каз,ба], [р,эщ,ик], [й,ама], [й,ош]. Количество баллов _____
3. Превратите слово Лён - в цифру, слово Лей - в дерево, слово Ток - в домашнее животное, Лоб - в название покрытия. Запишите ответ.
Количество баллов _____
4 Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.
Кругом нас были п…ля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньск…г… дня. Стар …я б…льшая д…р…га, заросшая кудряв…й муравой, изрезанная заглохшими колеями, сл…дами давней жизни наших отцов и дедов, ух… дила пер…д нами в беск…нечную ру…кую даль. (И.Бунин)
Количество баллов _____
5. Приготовление салата
В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,
2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,
3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,
4 - в слове 4 слога.
Для приготовления салата хозяйка взяла _______________________________________________
Самооценка Количество баллов ______
2 балла - нет ошибок.
1 балл – допущены ошибки.
0 баллов – задание не выполнено.
Всего баллов: ________
Приложение №3
Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.
Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось , в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.
(И. Бунин)
Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.
Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось , в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.
(И. Бунин)
Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.
Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось , в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.
(И. Бунин)
Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.
Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось , в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже. (И. Бунин)
Приложение №4
Маршрутный лист
Ответы
1. Птичка, речной, звенеть, нянчить.
2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.
3. Ноль, ель, кот, пол.
4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга, заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)
5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ
Ответы
1. Птичка, речной, звенеть, нянчить.
2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.
3. Ноль, ель, кот, пол.
4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга, заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)
5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ
Ответы
1. Птичка, речной, звенеть, нянчить.
2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.
3. Ноль, ель, кот, пол.
4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга, заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)
5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ.