Воронокский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Крупецкая средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области.
Конспект урока по теме « Уравнения приводимые к квадратным»
по предмету « математика ( алгебра)»
9 класс
( 2017-2018 учебный год).
составила :
учитель математики и физики
Балыкина Татьяна Владимировна
д. Воронок,2017
Цели урока:
Образовательные: повторить способы решения уравнений, приводимых к квадратным, способствовать выработке навыка решения уравнений с помощью введения вспомогательной переменной, проверить усвоение темы на базовом уровне, обучать умению работать с тестовыми заданиями, совершенствовать умения решать целые уравнения методом введения новой переменной.
Развивающие: развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся знания в конкретной ситуации, развивать умение сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли, развивать память, логическое мышление, интерес к предмету через содержание учебного материала.
Воспитательные: продолжать воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, воспитывать у учащихся аккуратность, культуру общения, воспитывать такие качества характера, как чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, умения не растеряться в проблемной ситуации, взаимоуважение.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания по решению квадратных уравнений; познакомимся с новым видом уравнения, приводимого к квадратному, поэтому повторим изученное, вспомнив основные определения, формулы.
а). Устный счет.
- решите уравнение.
б).1.Какое уравнение называется квадратным?
2.Что называется дискриминантом квадратного уравнения?
3.Какие виды квадратных уравнений вы знаете?
(Ответ: неполные квадратные уравнения; приведенные квадратные уравнения).
4.Какое квадратное уравнение называется неполным?
(Ответ: Квадратное уравнение называется неполным, если у него хотя бы один из коэффициентов (кроме старшего) равен 0).
5.Какое уравнение называется приведенным? Какой формулой оно задается?
(Ответ: Квадратное уравнение называется приведенным, если старший коэффициент равен 1).
6.Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
II. Этап проверки Д/З.
1.Первый вариант: Решить уравнение: а)(5х-2)(х2-9)=0 б) х3-х2=6х
Второй вариант: Решить равнение: а) (х2-1)(5х-3) =0 б) х3-12х2=4х -48
2) Семенов А.В. ОГЭ. Математика Тестовые задания издательство « Интеллект- центр», М.2016.
Вариант 3. Модуль « Алгебра» № 21.
III.Этап подготовки к усвоению нового материала:
1.Решить уравнение: (х2+4х)2-5(х2+4х)=24;
Пусть х2+4х=у, получаем у2-5у-24=0 (Д=121, у1=8, у2=-3)
Возвращаемся к подстановке: х2+4 =у, значит получаем
х2+4х=8 или х2+4х =-3
х2+4х-8=0 х2+4х+3=0
Д=48 Д=4
х=2±2√3 х= -3 и х=-1
Ответ: -3, -1, 2±2√3
2.Решить уравнение: (х2-5х+4)2∙(х2-5х+6)=120 (работа в группе)
Заменим: х2-5х=у, получаем: (у+4)∙(у+6)=120
у2+10у-96=0
Д=484, у1=-16, у2=6
Возвращаемся в подстановку:
х2-5х=-16 или х2-5х=6
х2-5х+16=0 х2-5х-6=0
Д=-39, корней нет Д=1, х1=-3, х2=-2.
Ответ:-3;-2.
Алгоритм:
Ищем выражение с переменной, которое входит в уравнение дважды.
Заменяем это выражение другой переменной. Решаем уравнение относительно новой переменной.
Возвращаемся к нашей подстановке. Решаем уравнение относительно данной в уравнении переменной.
IV. Этап усвоения новых знаний.
Тетради, число, классная работа, тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным».
Уравнения вида ах4+ вх2+с=0, а≠0, являющиеся квадратными относительно х2называют биквадратными уравнениями.
2.Объяснить каждый шаг в решении (пример записан на доске):
9х4-10х2+1=0; у=х2;
9у2-10у+1=0; Д=64;
у1=1/9, у2=1;
х2=1/9 или х2=;1. х=±1/3, х=±1
Ответ: ±1/3,±1.
Физкультминутка ( профилактическое упражнение для глаз « Буратино»)
V. Этап закрепления нового материала.
Решить уравнение:
1. х4 +5х2- 6 =0
3х4 +5х2- 8 =0
(работа в парах)
2. 4 (2х+3)4 -5(2х+3)2+ 1 =0
(работа в группе)
VI. Этап информации Д/З п.11 № 278(е), 277(б).
VII Этап проверки знаний:
Самостоятельная работа( Макарычев Ю.Н. дидактические материалы издательство «Просвещение» М. 2011 С-14 № 2; №3).
VIII. Этап подведения итогов: что мы узнали на уроке?
- какое уравнение называется биквадратным
- оценки за урок.
4