СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 10 классе Способы словообразования.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний о способах образования слов построен на изученном литературном материале и часто встречающихся речевых ошибках в словообразовании.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе Способы словообразования.»

Способы словообразования.

Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

…Какую пользу в практическом отношении может иметь учение об образовании слов?

  • Польза этого предмета двоякая: 1) для правописания и 2)для уразумения смысла слов…

Фёдор Иванович Буслаев, русский языковед


Цели: 1) повторить способы образования слов; 2) формировать навыки грамотного письма с опорой на знание того, как слово образуется; 3) продолжить работу по комплексному анализу текста, начиная учиться распознавать выразительные словообразовательные средства языка (это практическая работа следующего урока, а пока больше теории по словообразованию).

Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями.


Ход урока

  1. Организационный момент (тетради, учебники, дневники, пеналы)

  2. Постановка цели. Слово учителя. В 10 классе мы повторяем изученное, расширяя рамки. Вот и сегодня материал повторения и обобщения. Разговор о способах словообразования. Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчетам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, то есть 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки. Поэтому цель урока не только повторить, но и узнать, как «работают» на расширение нашего словарного запаса приставки, корни, суффиксы, а соответственно почему пишутся так, а не иначе слова.

  3. К доске (задание: виды образования слов (схематично), другой допишет примеры (мел взять двух цветов))

  4. Задание-исследование. Прочитать, подумать, ответить на вопросы.

((Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.

- Вот я тебя как высеку…

- Как милости вашей будет завгодно, - отвечал на все согласный Селифан, - коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?)

??: 1)Автор и произведение (Я работал с текстом ….)

2) Проблемный вопрос? Есть разница в наказаниях между тем, которое определил барин, и тем, что обозначил для себя Селифан?

3) Как вы определили это?


(Разница в значении слов высечь и посечь. Гоголевский Селифан определяет для себя более легкое наказание, заменяя господское «высечь» на свое «посечь».

Благодаря чему изменилось значение слова? Благодаря приставке: приставка по- образует глаголы со значение незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка вы- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь.)


(Никого сегодня не высекут? Никому Святой Николай розги не принес? Если что, вы знаете, как облегчить наказание.


Запись в тетради двух слов (комментарий орфограммы Ь, еще одно слово там с Ь прочь), ВЫСЕЧЬ и ПОСЕЧЬ похожи, но какие разные. Запишем словообразовательные пары: высечь – сечь, посечь – сечь.


  1. Орфографическая диктовка.

Безвкусица, расцвет, бесстрашный, розыск, исподтишка.

(скрытно, втихомолку, по-тихому, отсюда и корень, устаревшее слово тишком «Дни бегут, и время сединою мою главу тишком осеребрит.» Пушкин. «Сидел бы тишком, умней был бы!» Н.Островский.).

Еще один нюанс повторим с русскими приставками на согласный: безыдейный, безысходный, межинститутский. Предание (легенда) о приданом, присмотреться к преемнику.


Проверяем, что наработали у доски и с карточками.

Для дополнительной проверки у доски: Каким способом образовались расцвести? (Это популярный, а наиболее сложный? – сложение, о нем стр68 учебник под вертикальной чертой, именно на этот способ образования ДЗ Упр86, если трудности, можно пользоваться интернет-ресурсами, они названы в 77упр)


  1. Орфоэпическая диктовка. Раздать карточки: Феномен звонит по средам. Съешь щавель, гренки и торты. Туфля сшита мастерски. (Как лучше запоминать, помните вк: ТУфлю измазали ТУшью)

  2. Речевой практикум. Думать над 350 словами в сочинении. (минимум о 250)


После проверки вспоминаем, что такое словообразовательные пары: посечь-сечь, а если словообразовательная цепочка: безвкусица-безвкусный-вкусный-вкус. А все однокоренные слова вместе составляют одно гнездо. Иногда трудно найти производное слово, поэтому со словарем.

Проблемная ситуация помогает понять, как работают приставки. И учиться задумываться над значением, поскольку правописание многих из них зависит от смысла.


  1. Работа с текстом.

Найти однокоренные слова, в которых благодаря морфеме редактируется смысл.

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стеклах — небо светло-синее

И застреха в снеговой пыли.


Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено.


И всё утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

Иван Бунин


Какие слова непонятны?

Застреха - нижний нависший край крыши с внутренней стороны. Воробьи под застрехой вьют гнезда.

1. Какое время суток изображено в стихотворении? Определите местоположение лирического героя. Какие картины он видит в настоящий момент?

2. Что за хризантемы расцвели? Почему он выбрал такой образ? Можно ли по образу определить отношение автора к тому, что он пишет?

3. Сравните два родственных слова – серебряный и серебристый. Какими оттенками в значении они различаются? Почему окно названо серебряным, а морозные узоры на окне – серебристыми? (Серебряный - сделанный из серебра. || перен. Цветом и блеском напоминающий серебро Серебристый - блестяще белый, отливающий серебряным блеском (по словарю Ушакова). Разница в суффиксах -ян – сделанный из, ист – похожий(сравните: глиняный, бархатистый).


4. Найти слово, образованное путем сложения. (полдня)


5. Почему солнце названо бодрым? Как называется изобразительное средство? (эпитет). Какое настроение он передает?


6. Какая цветовая гамма стихотворения? Какие слова ее передают?


7. Сравните два предложения: Утро тихо, радостно и молодо.

И всё утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине

Почему в первом использована краткая форма прилагательного, а в другом – полная?


9. Практикум. Пробуем написать по памяти и комментируем письмо.


10. Контроль. Проверь себя.

*Теперь точно объясните, как писать слово и почему?

Поскользнуться на ледяной дорожке.


Почему не ПОД- Под- (подо-, подъ-). Обозначает движение, действие, направленное к предмету или под предмет: подбежать к окну, подойти к товарищу, подложить подушку под голову (в большинстве употреблений

противоп. от-; ср. при-).






**Детское новогоднее стихотворение Сергей Погорельский

Проплясали по снегам

Снежные метели!

Снегири снеговикам

Песню просвистели!

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки!

Какой образ возникает при прочтении? Снег. Это семантема.

Выберите однокоренные слова, запишите в столбик: Снегам Снежные Снегири Заснеженной Снежки Снегурки.

А как быть со словом: снежном?

Однокоренных много, но это еще не все гнездо. Пример? (подснежник)

Цепочка: снежно-снежный-снег


Итог. Открытия были на уроке?


ДЗ найти новые слова в СМИ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!