СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме: грибы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке  реализуются межпредметные связи с математикой.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме: грибы.»

Урок биологии в 5 классе по ФГОС по теме «Грибы»

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Выдвигают простейшие гипотезы;

Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

Работают с информацией и преобразуют её;

Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;

Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные:

словесные (беседа, диалог);

наглядные (работа с рисунками, схемами);

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения:

Учебник Плешакова А.А., Сонина Н.И. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2015;

Дополнительный текстовый материал;

Презентация «Грибы»;

Видео размножение дрожжей и гриба дождевика

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока



Этап урока

Самоопределение к деятельности. Организационный момент



Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день, ребята. Организация рабочих мест, приветствие. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. Повторим тему царства бактерий. Фронтальный опрос.

1.Какие Вы можете привести доказательства того, что бактерии одни из самых древних организмов?

2. Какая особенность бактерий помогает им выживать в экстремальных условиях, выдерживать высокое давление, большие колебания температуры, вакуум, ультрафиолетовое излучения ?

3.Как называются бактерии, которые живут в бескислородных условиях?

4.Как называются бактерии, которые живут в присутствии кислорода?

5. Еще древние римляне подозревали, что чуму, которая в средние века, выкашивала целые города, распространяют невидимые глазу «скотин­ки». Без какого прибора невозможно было доказать, что чуму вызывают бактерии?( повторить устройство микроскопа(ВПР)

6.Как размножаются бактерии?

7.Какие способы питания бактерий существуют?

8. В организме взрослого человека в среднем проживает в десять раз больше бактерий, чем наших собственных клеток. Особенно их много вы пищеварительном тракте, где они помогают нам переваривать пищу, а мы делимся питательными веществами и предоставляем им жилье. Как называется такое явление?

Явление симбиоза встречается между представителями разных царств и сегодня при изучении новой темы мы в это убедимся.

Эту группу ученые долгое время не знали куда отнести к растениям или к животным. Как называется эта группа ? Грибы.Как Вы думаете почему возникали вопросы с систематическим положением этой группы? Есть черты сходства с растениями и с животными. Заполняем таблицу

Сходство с растениями

Сходство с животными

неподвижны

гетеротрофы

Рост в течении всей жизни

Нет хлоропластов

Есть клеточная стенка

Запасное вещество гликоген

Как же вышли из этой ситуации ученые? Новое царство(в теме дописываем слово царство)

Какие же грибы бывают? Одноклеточные(дрожжи ,мукор) и многоклеточные(фитофтора, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл)

Строение шляпочных грибов(делаем рисунок и подписи)

Грибница опенка темного, которая развивается в лесном заповеднике Малур в американском штате Орегон признана самым крупным живым существом на планете: она занимает площадь более 880 гектаров, а ее возраст оценивается в 2,4 тысячи лет. Как Вы думаете на основании чего ученые пришли к выводу, что это огромная грибница одного гриба(можно намекнуть про клетку ,надо чтобы вышли на ДНК или наследственная информация )

Показываю фрагмент видео созревший гриб дождевик (как Вы считаете, что это за дымок при нажатии на гриб мы наблюдаем? Споры. А как еще могут размножаться грибы? Грибницей и почкованием(видео размножение дрожжей)

Теперь давайте поработаем с текстом и вставим пропущенные слова.

Выдается распечатанная карточка дается 3 минутки, чтобы вписать пропущенные слова и проверяем. Грибы вступают с деревьями в своеобразную форму сожительства, (?), образуют на корнях деревьев так называемую микоризу, или грибокорень. Грибы живут с определёнными породами деревьев. Так, подосиновики растут, как правило, под ?, подберёзовики под ?, маслята? Гриб отдает дереву…вещества, а дерево…вещества. так как у деревьев идет процесс…

Сами грибы по способу питания гетеротрофы. А вот по отношению к человеку их можно разделить на съедобные и ядовитые. Приводим примеры трех съедобных и трех ядовитых грибов.

Вот как описывает красные мухоморы путешественник и писатель Петр Сигунов.

«Они вылезают из земли, точно привидения, укутанные в белые саваны. Саваны разрываются, прилипая хлопьями-кляксами к вызывающе кровавому багрянцу безмолвных палачей.

Горе тому, кто проглотит этот пурпурный бутончик! Судороги сведут тело, удушье сдавит грудь, обмороки затуманят разум!»Так действует мухомор на человека, а на лесных животных иначе. «Однажды увидел я красное и черно-белое. Красным оказалась шляпка большого мухомора,а черно-белым, конечно, сорока. Сорока подскочила к мухомору, обломила клювом кусочек шляпки и... проглотила. Сорока скорей всего ?(вставь пропущенное слово). Поэтому если мы в лесу увидели мухомор то…(продолжи фразу).

Некоторые грибы выращивают искусственно. Так например шампиньон белый может дать с одного квадратного метра 26 кг,за один цикл. Всего циклов может быть в среднем 7.Сколько можно вырастить шампиньонов (в кг) на трех квадратных метрах за 7 циклов. Решаем задачу.

Наш урок подошел к концу. Подведем итоги

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Было трудно…

Данный материал мне пригодится мне в жизни…

Домашнее задание

Параграф, нарисовать правила сбора грибов(на одном листе формата А4).

*Ответить на вопрос: выгодно ли шампиньоны выращивать в домашних условиях-ответ должен быть развернутым или предложить работу с текстом(можно в начале следующего урока).

В природе шампиньоны растут практически в любых условиях – от глухих лесов и степей до свалок вблизи человеческих поселений и навозницах около животноводческих ферм. Причем видов этих пластинчатых грибов более 200 – и почти все съедобны. В культуре же человек приспособился выращивать в основном шампиньон двуспоровый, отличающийся "настоящим грибным" вкусом и ароматом. А свою историю культивирование шампиньонов ведет с XVII века! Выращивание в закрытых помещениях позволяет регулировать условия произрастания шампиньонов. Это – более надежный вариант, позволяющий обеспечить стабильный урожай даже не в сезон либо при неблагоприятных погодных условиях.

Однако помещения для выращивания шампиньонов должны отвечать ряду требований:

иметь площадь не менее 3 кв.м,

обеспечивать хорошую циркуляцию воздуха (но без сквозняков),

обеспечивать возможность контроля температуры и влажности воздуха без резких перепадов,

быть способными неоднократно переносить химическую или термическую обработку (бетонный, а не земляной пол, и т.п.).

Грибницу (мицелий) шампиньонов следует приобретать только у проверенных производителей – чтобы иметь гарантию того, что она будет здоровой, стерильной и качественной. Свет растущим грибам не важен. Но не забывайте во время выгонки и роста шампиньонов все время проверять и регулировать влажность и температуру в помещении. Для этого используют кондиционеры или отопительные приборы, опрыскивания пола или стеллажей из пульверизатора, проветривание.

Первые грибы вырастают уже через 2-3 месяца после закладки грибницы

Плодоношение продолжается в течение 1-2 недель, а всего вы сможете при выращивании таким способом собрать до 6-7 волн урожая (самыми урожайными будут первые 2-3).

Вопросы:

1.С какого века начали культивировать шампиньоны?

2Почему грибницу необходимо приобретать у проверенных производителей?

3Почему свет растущим грибам не важен?

4На какие два условия необходимо обращать особое внимание при выращивании шампиньонов?

5Почему самыми урожайными будут первые 2-3 волны?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!