МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области»
Урок русского языка в 5 классе
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с
Учитель : Новичкова Юлия Евгеньевна
Предметные результаты:
- формировать умение грамотно писать слова с приставками, оканчивающимися на з//с (организовать наблюдение за словами с такими приставками, подвести обучающихся к открытию объяснения);
- формировать орфографическую зоркость;
- прививать интерес и любовь к русскому языку и поэзии.
Метапредметные результаты:
- способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- учить делать выводы и обобщения;
- формировать навыки сотрудничества.
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 5 класс под редакцией Т.А.Ладыженской, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал – ст. И.Бунина., подписанные осенние листья
Тип урока. Открытие нового знания
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
Самоопределение к деятельности, мотивация | Загадка: Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. - О каком природном явлении говорится в загадке? К нам занесло листочки со звуками (бумажные осенние листья на которых парные звонкие и глухие согласные звуки) - Что вы можете сказать об этих звуках? - Назовите непарные звонкие и непарные глухие согласные звуки | Листопад Согласные, парные по звонкости-глухости | Личностные: самоопределение к деятельности. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Ранняя осень – красивое время года. Ею любовались и восхищались многие поэты. Стихи каких поэтов об осени вы знаете? У вас на партах лежит стихотворение И.Бунина «Лес, точно терем расписной..», подготовьте его выразительное чтение. - Найдите выразительные средства языка - Найдите изученные орфограммы | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной», А.Майков «Осень» Уч-ся читают выразительно, находят олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения. Орфограммы: проверяемые безударные гласные в корне, непроизносимые согласные, приставки…. | Познавательные: общеучебные, логические (анализ с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения); регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция; личностные: нравственно-этического ориентирования |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | 1) -Обратите внимание на выделенную букву в слове расписной - В какой части слова она находится? Разбор по составу - Где находится орфограмма? - Как она будет называться? - Какова главная цель урока? 2) К нам ещё залетели листочки, только теперь со словами (слайд) - Можете сказать, когда приставка оканчивается на букву З? (1-ый уровень сложности; если ученики не справляются, то на следующем слайде данные слова выстраиваются по столбикам, орфограмма графически выделяется – 2-ой уровень) - Сделайте вывод (схема на слайде) 3) Прочитайте правило в учебнике на и скажите, чем правило в учебнике отличается от правила, которое вывели вы. Физ-ка Листопад, листопад, Листья осенние тихо кружат. На землю тихо опускаются И снова поднимаются. | Разбор по составу слова расписной Цель: узнать, когда приставка оканчивается на букву З, а когда на букву С Ребята наблюдают и делают выводы. | Познавательные: логические (подведение под понятие, анализ с целью выделения признаков); регулятивные: целеполагание, самоконтроль, коррекция и самооценка, волевая регуляция; коммуникативные: управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации | Творческий распределительный диктант (выходят к доске по одному) Жидкость без цвета , дорога без конца, плач без звука, вход без платы, шоколад без вкуса Работа в группах: у каждой из 4-х групп листочки со словами и осенний лист с приставкой (см. Приложение) | Бесцветная, бесконечная, беззвучный, бесплатный, безвкусный Ребята в группах составляют слова | коммуникативные: управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Включение в систему знаний и повторение. | Творческое списывание – в парах Красоту осени воспевали не только поэты, но и художники – картина И.Левитана «Золотая осень» (слайд) - Какое настроение вызывает эта картина? - Списать предложения, вставляя пропущенные слова, объясняя орфограммы. Как справились с сзданием? – самооценка (слайд) - Подчеркнуть грамматические основы | В парах: Художник изобразил….(бескрайние) просторы. …(Бесшумно) падают листья. ….(Извивается) серебряная лента реки. | коммуникативные: управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия | Осень – волшебное время года. И вы побудьте волшебниками. (слайд) Если бы я был волшебником, … (исправил, дополнил, похвалил…) | | регулятивные |
Инструктаж д/з | Уч. с.66 – правило, №2 По желанию составить игру по изученной теме «Третий лишний» | | Познавательные: действия постановки и решения проблемы, общеучебные; регулятивные: самооценка. |
Приложение.
Ф Тютчев
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой
Для групповой работы:
Слова:
-битый, -гибать, -тратить, -пугать, -грузить, -мазанный, -царапанный
Приставки: 1 гр. из-, 2 гр. ис-, 3 гр. раз-, 4 гр. рас-