СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе по теме "Зерновые культуры"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Дидактические:

1. Расширить знания учащихся об овощных культурах и их роли для здоровья человека;

2. Сформировать понимание необходимости ежедневного употребления зеленных овощей, как источника необходимых для здоровья минералов и витаминов;

3. Расширить представление учащихся о многообразии зеленных овощных культур;

Коррекционно-развивающая: коррекция эмоционально – волевой  сферы на основе пропаганды труда как основы жизни;

Воспитательная: воспитание трудолюбия и подготовка к самостоятельной жизни;

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по теме "Зерновые культуры"»

ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №13 VIII вида»



















Разработка

открытого урока сельскохозяйственного труда

в 7 классе по теме:

«Зерновые культуры»










Учитель; Фисун В.Ю.













2012 г.

Цели:

Дидактическая: познакомить учащихся с зерновыми культурами;

раскрыть роль хлебных культур в жизни человека;

Коррекционно-развивающая: коррекция внимания на основе узнавания, сравнения и различения;

коррекция устной речи детей;

Воспитательная: воспитание через мотивацию;

воспитание уважения к труду хлебороба;


Наглядность и оборудование: индивидуальные карточки, шифровка темы, сигнальные карты, опорная схема «Часть растения, используемая на волокно», плакат с зерновыми культурами, разрезная пословица «Хлеб всему голова», зерновые колоски, хлебные изделия, пословицы о хлебе, оценочные листы, семена злаковых культур, таблички с объяснением словарных слов, табличка темой урока, диаграмма, набор круп, Мордашки, рис. «Каравай», плакат с высказыванием Марины Цветаевой, оценочные листы.


Ход урока: I. Организационный момент.

Цель: эмоциональный настрой учащихся на продуктивную учебную деятельность;

- Первыми за парты сядут те учащиеся, чья фамилия начинается на букву «Г». Следующей сядет ученица, имя которой начинается на первую букву алфавита. А теперь прошу сесть ученика, первая буква фамилии которого стоит после первой буквы алфавита. Желаю вам успехов!


II. Актуализация опорных знаний и представлений.

Цель: воспроизвести знания о технических культурах с целью их уточнения, закрепления и подготовки учащихся к восприятию нового материала, контроля усвоения старых знаний.

1. Коррекционное упражнение по названию изученной темы.

Задание. Замените цифры буквами и прочитайте тему прошлого урока.


1 2 3 4 5 6 2 8 9 5 2 9 13 14 15 1 13 18 19

т е х н и ч е с к и е к у л ь т у р ы

2. Фронтальный опрос.

- Какие культуры называют техническими?

- Почему их так назвали?

- Назовите представителей технических культур.

- Посмотрите на плакат и расскажите, где и как используют эти культуры?

- Что это за культура? (подсолнечник)

- Почему его так назвали?

- Посмотрите на картинку и опишите его.

- Для каких целей его выращивают?

- Посмотрите на плакат. Назовите следующую культуру (сахарная свёкла)

- Опишите её.

- Почему её так назвали? Что из неё получают?

- Назовите следующую техническую культуру (лён).

- Для чего выращивают лён?

Поэтапная оценка деятельности учащихся.

3. Работа по опорной схеме.

- Посмотрите на опорную схему. Подумайте и скажите, из какой части растения получают волокно?


стебель

лист

цветок



волокно





- Назовите следующую культуру (хлопчатник)

- Опишите хлопчатник.

- Назовите часть растения, из которой получают волокно у хлопчатника.

стебель

лист

цветок



волокно





4. Внимательно посмотрите на плакат и скажите, какая культура здесь лишняя?

- Верно, ребята, это кукуруза.

Задание: Расшифруйте название темы. Вы узнаете, к каким культурам относится кукуруза.


III. Введение в тему. Целеполагание.

Цель: сообщение нового материала учителем, восприятие и осмысление его учащимися, включение новых знаний в систему имеющихся;


1. Вводный рассказ учителя.

- На земле растёт много растений. Среди них много таких, которые необходимы для жизни человека. Поэтому с давних пор люди выращивают их. Растения, которые возделывает человек, называют культурными или сельскохозяйственными культурами. Их насчитывается несколько групп. Одна из этих групп полевые культуры, которые мы с вами изучаем. Одни полевые культуры дают продукты питания для человека, другие – корм для животных, третьи являются сырьём для промышленности. По характеру использования в народном хозяйстве полевые культуры делят на зерновые, кормовые и технические. Сегодня мы с вами будем изучать зерновые культуры. На уроке вы познакомитесь с новыми словами.

2. Словарная работа. Словотолкование.

Соломина – это тонкий, внутри пустой стебель злаковых.

Узлы – вздутия на стебле.

Колос – соцветие пшеницы.

Озимая пшеница – высевают осенью, под зиму.

Яровая пшеница – высевают весной.

Озимая рожь – высевают осенью, под зиму.

Початки – толстый стержень с зёрнами.

3. Рассказ учителя.

- Существуют понятия, ценность которых не вызывает ни у кого сомнений. Это Родина, родители, правда, хлеб…. С древнейших времён к хлебу относились по особому. Хлеб сравнивали с солнцем, с самой жизнью, о нём говорили, как о живом существе, - кормилец. Хлеб, без которого не обойтись. Хлеб, который отождествляется с жизнью, без которого жизни просто нет. Маленький росточек, стройный колосок с маленькими зёрнышками даёт начало огромному полю. А из выращенной пшеницы ценой труда многих людей появляется хлеб, который мы покупаем в хлебном магазине: буханки, булки, калачи и бублики.

Не ошибусь, если скажу, что особым уважением хлеб пользуется у пожилых людей. Так как только им довелось пережить страшные голодные годы, когда хлеб пекли не из белой пушистой муки, а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляя сухую траву и опилки. Но даже такого «хлеба» было недостаточно для того, чтобы накормить работающих мужчин и худых, вечно голодных малышей.

Только люди пережившие военные годы и голодные послевоенные годы, когда пшеничные поля сжигали – только бы они не достались врагу, когда ходили за комбайнами и собирали каждый упавший колосок, каждое зёрнышко, а дети в хлебном магазине в окружённом фашистами Ленинграде терпеливо стояли в очереди за крошками, которые падали на стол, когда продавец отпускал хлеб по карточкам. Эти люди знают цену хлебу. Нельзя забывать, что в хлеб вложен труд миллионов людей, в нём отражена великая и трагическая история человечества.

Основная хлебная культура в нашей стране – это пшеница, хотя самой древней злаковой культурой считается рожь.

Зерновыми называют сельскохозяйственные растения, при выращивании которых получают зерно. В группе зерновых культур выделяют зерновые хлебные. К зерновым хлебным культурам относят такие растения, из зерна которых после его переработки можно получить хлеб и другие продукты.

- Обратите внимание на опорную схему на доске. На ней вы видите злаковые культуры.

Из зерновых культур самой распространённой является пшеница.

- За ней по занимаемым площадям посева идут рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, рис.

1) «Её Величество» – так уважительно называют пшеницу. Существует легенда, согласно которой богиня плодородия Деметра, увидев страдания людей, подарила им это чудесное растение. С тех пор жизнь человечества немыслима без хлеба. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости.

Давайте рассмотрим растение пшеницы. Стебель пшеницы прямостоячий, тонкий, внутри пустой, его называют соломиной. На стебле есть вздутия (узлы), от которых отходят узкие длинные листья. В верхней части стебля образуется колос, в котором после цветения развиваются зёрна. Зёрна сначала мягкие, постепенно твердеют и созревают.

Колосья пшеницы бывают с остями и без остей. Поэтому пшеницу и называют остистой и безостой. Колосья ржи с остями.

Окраска созревшего зерна пшеницы белая, желтоватая и красная, у зерна ржи мутно-серая. По форме зерно ржи тонкое, удлинённое, у пшеницы тоже продолговатое, но более округлое.

Пшеница бывает озимой и яровой. Озимую пшеницу высевают осенью. Она всходит, разрастается в виде кустика, затем появляются стебли и колосья.

Яровую пшеницу высевают весной в ранние сроки. Она всходит, вырастает в виде кустика, затем появляются стебли и колосья. Летом после цветения пшеницы в колосьях образуются зёрна, они растут и постепенно созревают. В это время растения пшеницы начинают желтеть: сначала нижние листья, затем верхние и стебель. Когда все растения станут золотисто-жёлтыми и зёрна созреют, приступают к уборке урожая.

2) Рожь – это самая древняя хлебная культура. Ещё наши предки восточные славяне возделывали эту злаковую культуру. И в годы Великой Отечественной войны именно рожь спасала многих от голодной смерти. Недаром говорят: «Ржаной хлебушка – калачу дедушка».

Стебель ржи ничем не отличается от стебля пшеницы. Соцветие колос. И колосья ржи бывают только с остями. Окраска созревшего зерна ржи – мутно-серая. Рожь бывает только озимая, её высевают осенью. Рост и развитие ржи происходит точно так же, как и озимой пшеницы. Вы все внимательно слушали, как это происходит.

- Кто хочет повторить на примере пшеницы, как растёт и развивается растение ржи?

Зерно пшеницы и ржи размалывают и получают муку. Из белой пшеничной муки пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия, делают макароны и лапшу. Из зерна пшеницы также получают крупу – манную и пшеничную. Из тёмной ржаной муки пекут ржаной хлеб.

3) Ячмень, овёс, просо и гречиха также относятся к зерновым. Их зёрна используют для получения крупы. Из овса – овсяную, из ячменя – ячневую и перловую, из проса – пшенную, из гречихи – гречневую. Каши из этих круп очень полезны, потому что с ними в наш организм поступает растительная клетчатка. Она играет важную роль в переваривании пищи. Овёс и ячмень также идут на корм животным.

4) Растение кукурузы появилось у нас в России из далёкой Америки. Индейцы Южной Америки называли её маис. Маисовые лепёшки составляли основную пищу этого народа.

Кукуруза – это высокое растение с толстым стеблем и длинными широкими листьями. Между стеблем и листьями, у их основания образуются початки. Початок представляет собой довольно толстый стержень, на котором очень плотно сидят крупные зёрна. Сверху он закрыт плотной обёрткой. На недозревших початках обёртка зелёная, зрелых – светло-жёлтая, засохшая. При уборке кукурузы початки отделяют от стебля, сушат и освобождают от обёрток. Початки с недозрелыми зёрнами употребляют в пищу в варёном виде и консервируют. Из зрелого зерна кукурузы получают муку, крупу, кукурузные хлопья и другие изделия. Кроме того, кукуруза – прекрасный корм для животных.

4. Физкультурная минутка.

Цель: Коррекция осанки на основе упражнений в движении.


IV. Закрепление:

1. Работа с учебником:

- Выразительное чтение по заданию учителя с. 86-88.

- Зачитать в тексте абзац, в котором описывается растение пшеницы и ржи.

- Прочитать в тексте место, где говорится об озимой и яровой пшенице.

2. Составление опорной схемы «Злаковые культуры». Запись её в тетради.

Злаковые культуры


гречиха

рис

пшеница ячмень рожь

кукуруза овес

3. Работа с рисунком.

Внимательно рассмотрите растение пшеницы и найдите на нём: стебель, лист, узды, колос, ости.

4. Работа по карточкам. Коррекционное задание для памяти, мышления на основе упражнения в узнавании и различении.

Соотнесите культуру с названием её группы, ответ укажите стрелкой.


Технические культуры пшеница

тыква

хлопчатник

рожь

Зерновые культуры кукуруза

лён

овёс

подсолнечник

Кормовые культуры просо

сахарная сёкла



5. Обобщающая беседа.

- Как используют зерновые культуры?

- Из муки каких культур пекут хлеб?

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

- Какое высказывание о хлебе висит в школьной столовой?

Говорят в народе метко от зари и до зари:

«Хлеб растёт не для объедков, съесть не можешь, не бери».

- А всегда ли вы бережно относитесь к хлебу?

6. Составление технологической карты. Коррекционное задание для мышления на основе упражнения в установлении логических связей.

- Установи последовательность работ, которые выполняют для того, чтобы на наш стол попал душистый каравай.

Обработка почвы*****посев семян*****уход за посевами*****обмолот зерна*****помол зерна*****просеивание муки*****замес теста*****выпечка хлеба.

7. Коррекционное задание для эмоционально-волевой сферы.

- Ребята, посмотрите на таблички и скажите, какие эмоции вы будете испытывать, когда увидите, что к хлебу плохо относятся? Покажите эмоциональную мордашку.

- А какие эмоции вы испытаете, когда вам в столовой дадут вволю хлеба?

- Я думаю, что вы поддержите меня, если я скажу: «Худ обед - коли хлеба нет», поэтому и к хлебу мы должны относиться бережно.

V. Итог урока:

1. Итоговая беседа.

- Что на уроке закрепили?

- Что нового узнали?

- Для чего изучаем тему?

2. Заключительное слово учителя.

- Ребята, и в наш XXI век ещё не все люди едят хлеб досыта. У знаменитой поэтессы Марины Цветаевой есть замечательные слова: «Руки даны мне протягивать каждому обе». Давайте протянем руки и мысленно пожелаем каждому голодному хоть маленькую краюшку хлеба.


VI. Д/з.

Чтение и пересказ с. 86-88.


VII. Оценка деятельности.

1. Самостоятельная оценка деятельности учащихся на уроке по индивидуальным оценочным листам.

2. Аргументированная оценка учителя.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!