УРОК В 7 КЛАССЕ. ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Цели: Познакомить учащихся с понятием «причастие» как особой формой глагола. Значением причастия, его грамматическими признаками.
Задачи: сформировать умение различать причастия и прилагательные; находить причастие в тексте. Развивать словесно-логическое мышление, умение обобщать, развивать операции синтеза, анализа, сравнения.
Тип урока: введение новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковый
Оборудование: проектор, тетради для записи правил (ТП)
ХОД УРОКА:
Организационный момент. Приветствие.
Актуализация знаний
Запишем два словосочетания: Белеющий парус - белый гриб.
- В словосочетаниях выделите корень.
- Какие это слова? (однокоренные).
- Какой частью речи является слово белый?
- Перечислите все морфологические признаки этого прилагательного.
- Что обозначает прилагательное как часть речи?
- Сравните слова белый и белеющий.
-Что общего вы находите между словами белый и белеющий? (вопрос, род, число, падеж, окончание)
- Какой частью речи является слово белеющий?
Это новая часть речи – причастие.
Запишем тему в ТП: «ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Слово, которое обозначает признак, проявляющийся во времени, называется причастием.
III. Открытие новых знаний
- Установим, от каких слов образованы слова.
Золотой /золото/ Усыпанный /усыпать/
Звонкий /звон/ Звенящий /звенеть/
Зимний /зима/ Зимующий /зимовать/
- От какой части речи образуются имена прилагательные? (От имен существительных)
- От какой части речи образуются имена причастия? (От глагола)
Запишем в ТП: Причастия обозначают признак по действию и образованы только от глаголов, поэтому их можно заменить глагольными конструкциями: например, усыпанный – тот, который усыпали, зимующий – тот, который зимует.
Образуйте причастия, запишите в тетрадях.
Который закипает
2. Которых избрали.
3. Который можно различить.
4. Которую заметили.
5. Который отдал.
6. Которая запаслась.
7. Которых испытывают.
8. Которую разлили.
9. Которые зацвели.
Ответы: 1. Закипающий. 2. Избранные. 3. Различимый. 4. Замеченная. 5. Отдавший. 6. Запасшаяся. 7. Испытуемые. 8. Разлитая. 9. Зацветшие.
Причастие не имеет собственных морфологических признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного.
Сопоставим формы слов и ответим на вопрос, как изменяется причастие?
Темнеющий (лес) - темнеющая (роща) по_____родам___________________
Темнеющий (лес) - темнеющего (леса) по_____падежам_________________
Темнеющий (лес) - темнеющие (лес;) по______числам__________________
Какие признаки глагола есть у причастия.
Светлеющий( ) – светлевший ( )
Светлевший( ) – посветлевший ( )
Синеющий ( ) – синевший( )
синевший( ) - посиневший( )
горящий ( ) - горевший ( )
горевший ( ) - догоревший ( )
Запишем в ТП
От прилагательного
1. Изменяется по родам, числам, падежам.
2. Имеют полную и краткую форму.
3. В предложении чаще является определением
От глагола
1. Вид – совершенный или несовершенный.
2. Возвратность
3. Время- настоящее и прошедшее
IV.Отработка умений
1. Прочитайте отрывок из рассказа И.Соколова-Микитова
«Засев однажды в шалаш, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса… Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки».
- О чем этот текст? Определите тему отрывка. /Прилет лебедей/
- Какова основная мысль текста? /Писатель был поражен чудесным зрелищем/
- Как можно озаглавить отрывок: / Чудесное зрелище. Сказочная картина. Прилет лебедей./
-Определите стиль текста.
- Выпишите причастия, подчеркните суффиксы.
2.Распределительный диктант.
Выпишите в первый столбик причастия вместе с существительными, выделив главное слово; во второй столбик выпишите прилагательные с существительными. Найдите общие признаки у причастий и прилагательных.
1) С самолета был виден город, окутанный серым дымом.
2) Мальчик воображал себя астрономом, открывшим новую звезду.
3)Тучи, собравшиеся на западе, закрыли солнце.
4) Артист, приехавший к нам на гастроли, выступил с интересной программой.
5) Одна из моих сестер, учившаяся на историческом факультете, работает сейчас в школе.
-Какие общие признаки вы выявили у причастий и прилагательных?
Причастия отвечают на такие же вопросы, что и прилагательные; как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.
3.Выборочное письмо.
Прочитайте пословицы. Выпишите причастия. Определите, от какого глагола они образованы. Определите вид, время причастий по вопросам «Что делающий? Что делающая? Что делающее? Что делающие? Что делавший? Что сделавший?»
1 Добро по миру не рекой течёт, а сплочённой семьёй живёт.
2 Материнский гнев, что тающий снег.
3 Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей.
4 На что найденный клад, коли в семье лад.
5 Битая посуда два века живёт.
V.Подведение итогов. Рефлексия
-Какие признаки объединяют причастие и глагол? Перечислите их. Сделайте вывод об общих признаках причастия и глагола.
Причастия, как и глагол, имеют вид и время.
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
VI.Домашнее задание: Спишите предложения. Найдите причастия, указав, от каких глаголов они образованы, вид и время. Определите род, число, падеж причастий.
1.Однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. (Ч.)
2.По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись, скрипучие арбы (телеги), наполненные черным виноградом. (Л.Т.)
3.Утреннее солнце, еще не жаркое, не раскаленное, показалось над горизонтом.