| 3. Изучение новых знаний и способов деятельности | Сложные вещества, в неорганической химии, делят на несколько групп: ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, ОСНОВАНИЯ и СОЛИ. На нашем уроке мы с вами подробнее познакомимся с классом – ОКСИДЫ. Вы уже с ними начинали немного знакомиться при изучении темы «Кислород». -Вспомните, что же такое оксиды? Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? - Молодцы. Запишем тему нашего урока: «Оксиды». В ходе нашего урока мы с вами изучим: классификацию оксидов, номенклатуру, а также свойства и применение. - Перед вами перечень веществ, определите из этого перечня оксиды. NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO. - По каким признакам вы выбрали оксиды? В чем сходство этих химических соединений? Классификация оксидов - Сходство нашли. Теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются выбранные вами оксиды? - Можно сказать, что оксиды делятся на оксиды металлов и оксиды неметаллов. (5 слайд). В зависимости от того, с каким химическим элементом связан кислород, различают – КИСЛОТНЫЕ и ОСНОВНЫЕ оксиды. Но есть еще оксиды, которые называются амфотерные (их изучают позже). НЕМЕТАЛЛЫ – образуют только кислотные оксиды. МЕТАЛЛЫ – образуют и кислотные и основные оксиды. Для металлов существует правило: Если валентность (свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого химического элемента) в металлах меньше 4-х, то, как правило, образуются основные оксиды; если валентность больше 4-х – кислотные оксиды. В зависимости от того, какие химические свойства проявляют оксиды, их называют: СОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ – оксиды, которые образуют соли (кислотные, основные, амфотерные) НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ (которые не образуют солей, и не проявляющие кислотных, основных и амфотерных свойств) – (NO (монооксид азота, оксид азота (II)), N2O (оксид азота (I), закись азота), CO, SiO). Название оксидов Любое из химических соединений имеет определенное название, так и оксиды. Их название начинается со слова «оксид» с добавлением названия второго химического элемента (металла или неметалла). Если элемент проявляет постоянную валентность, ее не указываем. Если же проявляет переменную валентность, то она указывается в скобках, римскими цифрами. - Посмотрите, какие из предложенных оксидов относятся к кислотным? К основным? Способы получения оксидов - Предложите, как можно получить оксиды? Оксиды получают двумя способами. (8 слайд) Записываем пример горения простого вещества Показываю опыт по получению оксида меди. Правила техники безопасности. -Как нужно потушить спиртовку после работы? -Почему проволоку при нагревании необходимо держать щипцами? Описание: медную проволоку скрутить в спираль, закрепить в щипцах и прокалить в пламени спиртовки. Вопросы к опыту: -Что произошло с медной проволокой? - Как вы думаете, почему почернела проволока? - Связано ли наблюдаемое вами явление с кислородом? В результате реакции горения простых веществ, продуктом является только оксид При горении сложных веществ, в результате реакции образуются - оксид и выделяется вода. Запишем примеры получения оксидов: (9 слайд). Посмотрим получение оксидов из сложных веществ, в результате разложения. (Показываю видео с получением оксида хрома). (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O (Это один из примеров разложения соли). Другие способы разложение сложных веществ (на слайде 9) Разложение кислот: H2SO4 = SO3 + H2O Разложение нерастворимых оснований: Cu(OH)2 = t CuO + H2O Закрепление способов получения. - Какие способы получения оксидов вы знаете? - Какие продукты получаются в результате горения сложных веществ? - Какие продукты получаются при горении простых веществ? - Какие продукты реакции получаются при разложении веществ? Физические свойства оксидов - Любые вещества обладают физическими и химическими свойствами. Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении. Слайд 10 Широка натура у оксидов, Камнем вниз, а то рекой течет, А захочет - газ различных видов, И веществ создаст круговорот. Может черным быть, и белым, Может с запахом и без, Не оставит вас без дела: "Изучайте - мир чудес!" Задание Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства). Химические свойства оксидов (11 слайд). Все оксиды, как кислотные, так и основные оксиды обладают разными свойствами. Основные оксиды А) взаимодействие с кислотами: CuO + H2SO4 →t CuSO4 + H2O Li2O + 2HNO3 = 2LiNO3 + H2O (получается соль и вода) Б) взаимодействие с водой: Li2O + H2O → 2LiOH CaO + H2O = Ca(OH)2 (получается основание) Кислотные оксиды А) взаимодействие с основаниями: CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + H2O SO3 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O (получается соль и вода) Б) взаимодействие с водой: P2O5 + 3H2O →t 2H3PO4 N2O5 + H2O = 2HNO3 (получается кислота) В) Менее летучие кислотные оксиды вытесняют более летучие из их солей: CaCO3 + SiO2 →t CaSiO3 + CO2 3Na2CO3 + P2O5 = 2Na3PO4 + 3CO2 (получается соль и оксид) Взаимодействие оксидов между собой: CaO + CO2 → CaCO3 SiO2 + MgO = MgSiO3 (образуется соль) - При взаимодействии чего образуется основание? - В каких случаях продуктами реакции является соль и вода? - При взаимодействии чего образуется кислота? - Основание образуется при взаимодействии каких веществ? - В каких случаях продуктами реакции является соль и оксид? Значение оксидов в природе и жизни человека Значение оксидов в промышленности и быту, а также для природных процессов - велика. (12,13,14 слайд) В промышленности: Fe2O3 и Fe3O4 – применяют в производстве чугуна (сплав железа с углеродом) и стали; CaO и SiO2 – производство строительных материалов; CO2 – в пищевой промышленности для производства газированных напитков; H2O – в производственных охладительных системах, для получения новых веществ, в системах орошения, в качестве растворителя и т.д. В быту: H2O – в питьевых и хозяйственных целях; SiO2 – входит в состав чистящих веществ; ZnO –входит в состав белой краски. В природных процессах: H2O и CO2 – обеспечивают осуществление процессов фотосинтеза; H2O – естественный растворитель, составляет основную часть цитоплазмы животных и растительных клеток и т.д. | (Ответ). Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород. (2 слайд) Запись темы урока в тетради Запись общей формулы в тетради Выбирают оксиды по карточкам ответ (4 слайд) – CaO, CO2, H2O, SiO2, CuO. (Ответ). Наличие кислорода, сложные вещества, состоят из 2-х элементов (бинарные). (Ответ). Обратите внимание, что в одних оксидах атом кислорода связан с атомом металла (CaO, CuO), а в других оксидах – с неметаллом (CO2, H2O, SiO2). Запишите в тетрадь несолеобразующие оксиды. Называют вещества в тетради. Поверяем по цепочке названия. Отвечают на вопросы. Распределяют оксиды (кроме воды) Схема на слайде и в учебнике. Выходит, 1 ученик и записывает горение меди, остальные в тетради 2Cu+O2=2CuO (Ответ). Накрыть колпачком. Ответ). Чтобы не обжечься. (Ответ). Почернела. (Ответ). Произошла реакция. (Ответ). Да. Потому что процесс горения поддерживается кислородом Выходит, 1 ученик и записывает уравнения 2C2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2H2O Выходит, 1 ученик и записывает уравнения CaCO3 = CaO + CO2; Смотрят на слайд и записывают в тетрадь Отвечают на вопросы (Ответ). (оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха Слушают объяснение химических свойств, записывают в тетрадь Отвечают на вопросы Просмотр слайдов |