СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе по теме « Состав воздуха»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить состав воздуха, выяснить как влияет состав воздуха на организм человека

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе по теме « Состав воздуха»»

Тема: « Состав воздуха»

Цель обучающая:  изучить состав воздуха, выяснить как влияет состав воздуха на организм человека

Цель развивающая: отработка навыков составления уравнений реакций горения

Цель воспитательная: сделать вывод о важности охраны атмосферного воздуха

Задачи.


Образовательные

  1. Содействовать формированию знаний о составе воздуха и горении веществ.

  2. Способствовать закреплению понятий: оксиды, реакция горения.

  3. Продолжить формирование умений: составлять формулы оксидов и уравнения химических реакций, производить вычисления по формулам веществ.


Развивающие

  1. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на основе переработки информации.

  2. Развитие наблюдательности, познавательного интереса, самостоятельности.

  3. Способствовать развитию общеучебных умений.


Воспитательные

  1. Продолжить воспитание положительной мотивации учения.

  2. Продолжить формирование мировоззренческих идей (познаваемость мира).

  3. Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей).

  4. Воспитывать бережное отношение к природе


Тип урока. Урок приобретения новых знаний и умений.


Форма организации урока. Групповая (парная).


Ведущие методы. Словесный, наглядный.


Структура урока.

  1. Организационный этап.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление.

  4. Проверка усвоения.

  5. Информирование о домашнем задании.


Литература.

  • Программа курса химии для 8 – 9 классов основной и 10 – 11 классов средней (полной) общеобразовательной школы (базовый уровень образования).

  • Учебник. Химия 8. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Москва, «Просвещение», 2009 г.

  • Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии. Опорные конспекты, практические задания, тесты. Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко. Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

Ход урока:

    1. Организационный этап:


- Здравствуйте ребята, мы начинаем наш урок. Сегодня вы работаете в парах, а я буду оценивать вашу совместную деятельность, поэтому не подводите друг друга.

    1. Изучение нового материала:



- Начнем наш урок с мозгового штурма – будем разгадывать загадки.

Каждой паре я выдам загадку, все они разные. Ваша задача её отгадать.

Затем вы по очереди громко и четко читаете загадку вслух и говорите ответ. Остальные внимательно слушают и запоминают содержание, которое нам будет необходимо в дальнейшем.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…


В нём содержится азот,

Водород и кислород,

А также углекислый газ,

Всё это окружает нас?


Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.


Он такой большой,

Что занимает весь мир.

Он такой маленький,

что в любую щель пролезет.


Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это?


Никто его не замечает,

А он всю Землю окружает.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!


Он везде, но не мешает

Место впрок не занимает

Он прозрачен как стекло

Цвета нету у него

Вес отсутствует совсем

И не пахнет он ничем.




- Молодцы, вы все отгадали правильно.

А теперь скажите, как будет называться тема нашего урока?

- Совершенно верно, тема урока «Воздух» (слайд)

- Какую цель мы сегодня поставим на уроке?

- Наша цель изучить свойства и состав воздуха (слайд)

- А почему мы обязательно должны это знать?

- Правильно, потому что без воздуха мы не сможем прожить и трёх минут.

- А есть ли таблице Менделеева химический элемент – воздух?

- Нет.

- Тогда что такое воздух?

- Воздух – это естественная газообразная смесь или смесь газов (слайд)

- Итак, разговор пойдёт о воздухе – океане из газов, в котором живут люди, животные и растения.

Проблема – рухнули полки в шкафу и все данные о воздухе перепутались

- Ребята представляете, у меня вчера произошло ЧП. Я приготовила для вас раздаточный материал о воздухе, положила его в шкаф и неудачно закрыла дверцу. В результате полка в шкафу упала и всё, что было на ней, рассыпалось и данные о воздухе перепутались.

Степан Суренович мне полку отремонтировал, но разобрать ничего не успела. Поэтому это придется сделать вам, а чтобы вы все успели разобрать, на уроке мы будем работать устно.

- Каждой паре я раздам файл с раздаточным материалом, вы его достанете и разложите на парте. А еще вы получите вот такой органайзер, в который мы рассортируем наши карточки.

- Итак преступим к работе. Сначала давайте вспомним наши загадки и достанем все карточки со свойствами воздуха.

- Что говорилось в загадках о воздухе?

- Говорите вслух, основные свойства я запишу на доске (кластер на доске + слайд)

- Сколько у вас получилось карточек по свойствам …. Положите их в органайзер.



- Воздух – это естественная газообразная смесь, но все вещества входящие в его состав можно разделить на 3 группы – постоянные, переменные и случайные.

- Начнем с постоянного состава воздуха

Постоянный, значит неизменный, обязательный, устойчивый

- Сейчас я вам прочитаю химический адрес элемента, из которого состоит газ, входящий в постоянный состав воздуха, а вы найдете его в периодической таблице.

химический элемент, из которого состоит этот газ, находится

во 2 периоде в VI группе в главной подгруппе. КИСЛОРОД (слайд)


- Жизненно важным газом атмосферы Земли является кислород. Его содержание составляет 21% воздуха. Хотя кислород является одним из основных компонентов воздуха, в земной атмосфере он появился сравнительно недавно. В атмосфере молодой Земли кислорода не было. Основная масса кислорода в атмосфере возникла только после появления первых фотосинтезирующих клеток, известных под названием сине-зеленых водорослей.

Кислород расходуется на:1)дыхание; 2)горение;

Если бы на Земле не было бы источников кислорода (фотосинтез), то его запасы бы иссякли за 2000 лет (очень много тратится Она нужды промышленности).

Недостаток Овлияет на здоровье.

Вывод: охраняем растения, предотвращаем лесные пожары!


химический элемент, из которого состоит этот газ, находится

во 2 периоде в V группе в главной подгруппе. АЗОТ (слайд)

Азот – самый распространенный в атмосфере газ. Это бесцветный газ, не имеющий запаха, плохо растворим в воде, немного легче воздуха. На его долю приходится 78% атмосферы Земли, так что примерно три четверти вдыхаемого нами воздуха составляет азот. Низкая реакционная способность азота позволяет ему выполнять полезную функцию разбавителя опасного (в больших количествах) кислорода воздуха. Если бы в земной атмосфере не было азота, то от одной единственной искры на Земле уже давным - давно сгорела бы вся растительность.

химический элемент, из которого состоит этот газ, находится

в 3 периоде в VII группе в главной подгруппе. АРГОН (слайд)



Еще одним компонентом атмосферы является газ аргон. Это бесцветный газ, в 1,5раза тяжелее воздуха. По содержанию в воздухе аргон занимает третье место, в воздухе, которым мы дышим, содержится около 1% аргона. Именно в силу своей инертности аргон существует в воздухе в виде отдельных атомов. Он поступает в атмосферу из недр Земли. Этот процесс продолжается постоянно, поэтому концентрация аргона медленно возрастает.

Водород и гелий – два самых лёгких газа, не могут удерживаться земным тяготением. Попав в атмосферу они быстро улетают в космос.



Компоненты воздуха

Объёмное содержание(%)

Значение компонента

кислород

20,95

Жизненно необходим, дышит все живое, идет горение и окисление

азот

78,09

Низкая реакционная способность

аргон

0,93

Инертен



В состав атмосферы также входит углекислый газ – это газ, который мы выдыхаем. На его долю приходится 0,03%. По содержанию он занимает четвертое место.

Сейчас содержание СО2 в атмосфере повышается из-за сжигания ископаемого топлива, работы транспорта. Значительные количества промышленных выбросов СО2 (примерно 50%) поглощаются растениями (фотосинтез).

Свойства: бесцветный газ, в 1,5 раза тяжелее воздуха, не ядовит, без запаха, малорасторим в воде, не поддерживает горение и дыхание. Повышенное содержание СОопасно для здоровья,в высоких концентрациях он тормозит дыхание и обмен веществ. Накапливается в подвалах,на дне пещер. Возле Неаполя находится «собачья» пещера. Если человек заходит в неё вместе с собакой, то она погибает. Причина: там вулканическая деятельность и скапливается СОна высоте 0,5м.

В атмосфере углекислый газ выполняет роль ловушки инфракрасного излучения нагретой земной поверхности. Таким образом, атмосфера нагревается: этот процесс называют “парниковым эффектом”.

В одном из верхних слоев атмосферы присутствует газ озон (на высоте 25-30км).

Защищает все живое от губительных космических лучей. Проблема-появление озоновых дыр.

Углекислый газ

0,03

Лежит под ногами в виде мела и известняка

Озон

3 10-7 - 3 10-6

Защищает все живое от губительных космических лучей

Ne, He, Kr, Xe, Rn, H2,CH4,N2O,

(водяные пары,

пыль, ядовитые примеси-непостоянные составляющие)


Чаще вредные и ядовитые



Как можно почувствовать воздух?

Движение воздуха – ветер. Он возникает при перемешивании тёплого и холодного слоёв воздуха.

История открытия состава воздуха.

В 1777 г Антуан Лавуазье объединил открытия ученых и свои собственные опыты в одно целое формулирует положения кислородной теории горения:

Воздух - смесь двух простых веществ:

кислорода (участвует в горении, обеспечивает дыхание, « кислород» - рождающий кислоты, это название дал Лавуазье)

азота (безжизненный).

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

Воздух – смесь

Однородная смесь

В воздухе есть кислород, азот и углекислый газ

Какие ещё газы есть в воздухе.

Как эти газы влияют на моё здоровье.

Количественный состав воздуха.

Состав воздуха(качественный и количественный)

Недостаток Овреден

Избыток СОвреден

Опоглощает у/ф лучи

N2, инерт.газы не влияют на здоровье

Пыль и яд.примеси ухудшают здоровье



Какие задачи мы поставим?

1.Дать понятие воздуха

2.Узнать состав воздуха

3.Выяснить значение воздуха для нашей планеты.

4.Выяснить как влияет состав воздуха на организм человека



Учимся составлять уравнения реакций горения:

2Мg + О2 = 2МgО

С+ О2 = СО2

2Ва+ О2 = 2ВаО

А если будет гореть сложное вещество?

СН4+ 2О2 = СО2+2Н2О

С2Н6+ 3,5О2= 2СО2+3Н2О

С3Н8+ 5О2= 3СО2+4Н2О

А теперь попробуем дать определение, что такое воздух

Воздух – это смесь веществ, содержащая компоненты, где каждый необходим для Земли в целом.

Закрепление.

Верно ли утверждение, что мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ? (неверно, мы вдыхаем и выдыхаем воздух)

Вывод: мы живём на кислородной планете, нашу среду обитания надо беречь.

От нас зависит многое.