СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе "ССП. Знаки препинания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе "ССП. Знаки препинания"»

Тема «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Цель: научиться правильно расставлять знаки препинания в ССП

Задачи:

- познакомить учащихся с условиями постановки знаков препинания в ССП;

- развивать навыки пунктуационной грамотности учащихся;

- воспитывать аккуратность, внимательность, любовь к своей малой родине

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

– Добрый день, ребята! Хочу начать наш урок строчками из замечательного стихотворения белорусского малоизвестного поэта Игоря Петровича из Полоцка.

По железной по дороге
Еду, радуясь, туда,
Где невзгоды и тревоги
Не бывают никогда –

В Молодечно – город древний,
Героический, чудной,
Замечательный, осенний
И практически родной.


И мы сегодня в ходе урока тоже прогуляемся по улицам нашего родного города.


II. Актуализация опорных знаний учащихся

– Давайте, ребята, вспомним, что такое ССП? Какие отношения связывают части ССП? При помощи каких союзов могут присоединяться части ССП?

– Молодцы!

– А теперь я хочу вам предложить посмотреть на фотографии нашего города осенней порой. Он чудесен, не правда ли? Я хочу, чтобы вы, воспользовавшись таблицей и глядя на фотографии составили ССП

- с соединительными союзами;

- с разделительными союзами;

- с противительными союзами.

– Молодцы! Вы просто художники слова!


III. Мотивация учебной деятельности учащихся

– В художественной литературе, ребята, часто встречаются сложносочинённые предложения. И зачастую, они могут удивить своей пунктуацией. Оказывается, между частями ССП может ставить запятая, может НЕ ставиться запятая, а может ставиться даже тире!


IV. Объявление темы урока. Целеполагание

– Итак, как будет звучать тема нашего урока?

– Какой цели мы с вами должны достичь к концу урока?

– Ну что ж, вперёд! Нас ждёт Молодечно!


V. Восприятие учащимися учебного материала

– Давайте рассмотрим теоретический материал к сегодняшней теме.

ССП

Знак

Пример

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

Запятая

День выпал теплый, и кое-где в последний  раз  зардела  рябина.

Предложения имеют один общий член, общее вводное слово.

Запятую не ставим перед союзами  и, да (= и),  или, либо

В городском парке играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых – это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

Тире

С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).

– Давайте придумаем свои примеры к таблице.

– Молодцы! Дальше вы будете работать самостоятельно, оценив свои силы и возможности.

1 уровень 1-2 балла

2 уровень – 3-4 балла

3 уровень – 5-6 баллов

4 уровень – 7-8 баллов

5 уровень – 9-10 баллов

Задание первого уровня.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Над парком поднималось солнце и первые его лучи уже играли на золотой цепочке от веера. Иногда с осенних деревьев срывались лавины листвы и над землёй поднимался золотой вихрь. Я устал бродя по парковым тропинкам но мой товарищ был полон сил и энергии. В Молодечно я много слышал о замчище однако посмотреть на него у меня ни разу не получилось.


Задания второго уровня.

Списать пословицы, подобрав к первой части вторую; вставить пропущенные буквы, расставив знаки препинания, раскрыв скобки. Подчеркнуть грамматические основы предложений. Назвать группу союзов.

Нет н.. дров н.. лучины

а хорошие пл..тутся прихрамывая.

Всю ноч.. собака пролаяла на месяц

а он уже смысл..т.

Деловая пора ум даёт

а слабому дай срок.

Грозен Семён

но лу..ше всего на зелёной ветке

Умному свис..ни

а на деньги время (не)купиш...

Сильному работа (в)прок

он на носу с..дит.

Дурные вести бегут

а боит..ся его одна ворона.

Хорошо птичке в золотой клетке

а на бездель.. дурь в голову лезет.

Время деньги даёт

а месяц того и (не)знал.

За семь вёрст к..м..ра искали

а живёт без кручины.


Задания третьего уровня.

Списать предложения, вставив пропущенные буквы, расставить знаки препинания и раскрыть скобки; троеточия заменить подходящими по смыслу союзами. Определить смысловые отношения между частями предложений; подчеркнуть грамматические основы предложений и построить их схемы.

Прошло светлое лето прошла горькая и сырая осень … я так и не упел вернуться в Молодечно. Целое лето я мечтал об этом провинциальном городке… теперь уже было поз..но думать (об)этом. Я ходил на вокзал, садился на скамейку на перроне … опоздавшие пассажиры торопливо запрыгивали на подножку уходящей электрички. Ухожу домой поздно… где(то) далеко готовится ко сну родной городок. Из открытых дверей вокзального магазинчика доносился аромат только что испечё..ого хлеба… это был запах моего детства. На душе стало спокойно … печаль не отступала.


Задания четвёртого уровня.

Используя данное начало, образовать сложносочинённые предложения; списать их, вставив пропущенные буквы и расставить знаки препинания; усложнить первую часть, введя причастный или деепричастный оборот, однородные члены. В полученных предложениях подчеркнуть грамматические основы.

Ветки ивушки униза..ы жаркими золотыми рыбками…

Ивушка соб..ралась не облетать дольше всех…

В глазах рябит от солнечных бликов …

Сквозь сетку солнечных лучей лениво просачивалась голубизна неба…

… мы сидели на скамейке, зачарованно глядя на это чудо.


Задание пятого уровня.

Создать текст «Осенние краски города», используя ССП с разными знаками препинания.


VI.Подведение итогов урока

Заключительная беседа.

– С помощью каких союзов связываются части сложносочинённого предложения?

– При каких условиях в сложносочинённых предложениях запятая не ставится?

– В чём особенности пунктуации сложносочинённых предложений?


VII. Домашнее задание

Повторить теоретический материал. Выписать из пейзажной лирики А.С. Пушкина 5 ССП с разными знаками препинания.


VIII. Рефлексия

Закончить наш урок я хочу следующими строками

Живописный Молодечно
Я навеки полюбил!
Уверяю: долговечно
Этот город будет мил

Тем, кому страна родная
Больше жизни дорога, -
Небольшая, молодая,
Но любима навсегда!..

– Выразите вы, пожалуйста, свои чувства к родному города, но… используя ССП.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!