СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок в рамках внеклассного чтения можно проводить в 9,10,11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения»

Конспект урока литературы (9 класс)



Тема: «Что есть красота?» (урок внеклассного чтения по рассказам «Красавица» Максима Горького и «Красавица» Ивана Бунина )

Цель: формировать умение анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы.

Основные задачи урока:

  1. Совершенствовать умения и навыки определять тему, проблему, роль изобразительно- выразительных средств в художественном произведении.

  2. Расширять и углублять предметную компетенцию.

  3. Способствовать воспитанию личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.



Тип урока: урок изучения нового материала





Используемое оборудование: таблица «Художественно-изобразительные средства. Тропы. Фигуры речи», раздаточный материал, лист самооценки.



Планируемые результаты: обучающиеся анализируют рассказы, определяют тему, проблему; выявляют авторскую позицию; отмечают изобразительно-выразительные средства, используемые автором, определяют их роль; строят устные высказывания.



Ученик научится ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

.

















ХОД УРОКА







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационнный момент




2.Актуализация опорных знаний

Учитель демонстрирует лучшие образцы живописи. На полотнах великих художников запечатлены прекрасные женские лица. Затем обращает внимание на высказывания выдающихся людей о красоте.

- Ребята, что объединяет полотна великих художников и высказывания философов?


Обучающиеся отмечают, что и полотна художников, и высказывания философов объединяет одно понятие – красота.

Формируем умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


3.Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о красоте.

Что есть красота? Этот вопрос волновал во все времена учёных, философов, художников, писателей и поэтов. И мы сегодня тоже попытаемся ответить на этот вопрос. Давайте посмотрим, какое определение красоты дает толковый словарь.









Создание проблемной ситуации.

Работа со словарём. Обучающиеся находят определение, записывают его. Обсуждают, высказывают своё мнение.





Формируем умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


4.Работа над темой урока.

-Итак, мы выяснили, какое определение красоты дает толковый словарь. Интересно понять, как отвечают на этот вопрос великие русские писатели 20 века: Максим Горький и Иван Бунин. Но часто, знакомясь с произведением, читатель не бывает внимательным, и тогда произведение не раскрывается перед ним, а остаётся загадкой. Если же вы сумеете внимательно, вдумчиво, грамотно прочитать произведение, то оно раскроет вам все свои секреты.


Обучающиеся знакомятся с листом самооценки, определяют, какие умения и навыки им понадобятся в процессе выполнения задания.

Формируем умение формулировать собственное мнение и позицию;

Формируем умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формируем умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

Умение задавать вопросы;


5.Закрепление и обобщение знаний и умений обучающихся.

Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Учитель выступает в роли консультанта.

1 группа- анализирует рассказ Максима Горького «Красавица», выясняет, как писатель ответил на вопрос: Что есть красота?

2 группа – анализирует рассказ Ивана Бунина «Красавица», выясняет, как писатель ответил на вопрос: Что есть красота?

3 группа - анализирует высказывания выдающихся людей о красоте, выясняют, как философы ответили на вопрос: Что есть красота?

Формируем умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

6.Выступление групп.


Ребята приходят к выводу, что красота, по мнению писателей, это сочетание внешней привлекательности и душевных качеств. Только тогда мы можем говорить об истинной красоте. К такому выводу ребята приходят, анализируя произведения в единстве формы и содержания. Обучающиеся оценивают себя в листке самооценки.


7.Рефлексия.Подведение итогов урока.

Учитель просит обучающихся проанализировать свою работу, сделать выводы.

Ребята проводят анализ своей деятельности по листку самооценки, отмечают, что у них получается хорошо, над чем надо ещё работать.

Формируем умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.




Не хочется ставить точку в нашем разговоре. Тема красоты – это вечная тема.

Ученик читает стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка».




















































Приложение

Лист самооценки


+/-

1.УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


2.УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУ, ПОДНЯТУЮ АВТОРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ


3.УМЕНИЕ ДАВАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕРОЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


4.УМЕНИЕ ОБЪЯСНЯТЬ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ


5.УМЕНИЕ ВИДЕТЬ В ТЕКСТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО –ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА


6.УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО –ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ТЕКСТЕ


7.УМЕНИЕ ВЫЯВЛЯТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ


8.УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО


9.УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМАМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ


Общее количество баллов




Количество баллов 9 БАЛЛОВ – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

5- 8 БАЛЛОВ - ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ

3 – 4 БАЛЛОВ – МИНИМААЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Менее 3 БАЛЛОВ – НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

































Раздаточный материал

Группа № 1. Прочитайте рассказ М.Горького «Красавица», выполните следующие задания:

1.Определите тему рассказа. О чём рассказ?

2.Охарактеризуйте героев рассказа.

3.Как вы понимаете смысл названия?

4.Как отвечает автор на вопрос: что есть красота?

5.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Как они помогают выявить позицию автора?

6.Выскажите своё отношение к проблеме, поставленной автором в произведении.



Индивидуальное задание.

Сопоставьте произведения М.Горького и И.Бунина на основе сходства их проблематики и ответьте на вопрос: В чём сходство позиции писателей?

Раздаточный материал

Группа № 2. Прочитайте рассказ И.Бунина «Красавица», выполните следующие задания:

1.Определите тему рассказа. О чём рассказ?

2.Охарактеризуйте героев рассказа.

3.Как вы понимаете смысл названия?

4.Как отвечает автор на вопрос: что есть красота?

5.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Как они помогают выявить позицию автора?

6.Выскажите своё отношение к проблеме, поставленной автором в произведении



Раздаточный материал

Группа № 3.Прочитайте афоризмы, выполните следующие задания:

1.Как отвечает автор на вопрос: что есть красота?

2.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Как они помогают выявить позицию автора?

3.Выскажите своё отношение к проблеме, поставленной автором в произведении.







Афоризмы о красоте

Не может быть красоты в том, в чём нет мудрости.

Этьен Буле, французский архитектор

Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки.

Френсис Бэкон, английский учёный-гуманист

Только красота, сочетающаяся со скромностью, имеет право называться красотой.

Мигель Сервантес, испанский писатель

Глупая красота – не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись в каждую черту лица, в улыбку её, взгляд – красота её превратится мало-помалу в поразительное безобразное.

Иван Гончаров, русский писатель

Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладёт на самое великолепное сложение тела какой-то особенный отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Готхольд Лессинг, немецкий мыслитель, драматург

Нравственность должна выступать в форме красоты.

Георг Гегель, немецкий философ

Добродетель есть не что иное, как внутренняя красота, красота же – не что иное, как внешняя добродетель.

Френсис Бэкон, английский учёный-гуманист






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!