Государственное бюджетное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат №2 г. Абинска
Тема урока: «Зима в музыке»
Урок разработала: учитель музыки
Самсонова Светлана Алексеевна
г. Абинск, 2015 г.
Тема: Зима в музыке.
Цель: помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».
Задачи:
1. Образовательная: обучение видения
взаимосвязи между музыкой и другими
видами искусства (литературой и изобразительным искусством).
2. Коррекционная: формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
3. Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости к музыкальным явлениям, потребности в музыкальных переживаниях.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Форма урока: комбинированный.
Методы:
1. Рассказ.
2. Беседа.
3. Слушание музыки.
4. Игра.
5. Пение.
Оборудование:
Картины с изображением зимы.
(И. Шишкин «Зима» и др.).
Музыкальный материал:
1. А. Вивальди «Зима».
2. Р. Шуман «Дед Мороз».
3. Г. Вихарева «Дед Мороз».
-1-
Ход урока:
I. Организационный момент:
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
Упражнение «Снежинка» Н. Нищевой.
Цель упражнения – развитие речевого дыхания.
(Дети выполняют движения по тексту.) Кружатся снежинки В воздухе морозном, Падают на землю Кружевные звезды. Вот одна упала На мою ладошку. -2- Ой, не тай, снежинка! Подожди немножко! |
Дети кружатся на носочках Дети медленно приседают, показывая плавное падение снежинки Дети делают вдохи осторожно дуют на снежинку. |
(Дети выполняют упражнение два раза.)
II. Повторение или проверка д/з:
Методы и приёмы:
- На прошлом уроке мы слушали музыку П. И. Чайковского «Галоп» и
«Вальс цветов». Давайте вспомним эту музыку.
Слушание музыки: П. И. Чайковского «Галоп» и «Вальс цветов»
1. уровень: какая музыка понравилась больше? (Дети называют произведения.)
2. уровень: музыку, какой сказки мы слушали? (Дети проговаривают
название сказки.)
3. уровень: что можно делать под музыку «Вальс цветов»?
4.уровень: покажите движениями «Вальс цветов».
III. 1) Сообщение темы урока: Зима в музыке.
2) Изучение нового материала:
(На доске репродукции с изображением зимы, картин И. Шишкина «Зима» и других художников).
Королева ледяная мчится в ледяной карете,
И её сопровождает северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку вьюга, колкая позёмка.
И несутся, словно змеи, серебристые метели.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какова его тема?
- Урок наш сегодня необычный. Я предлагаю вам отправиться в сказочное царство волшебницы - зимы.
- Ребята, посмотрите на картину И. Шишкина «Зима». Что вы видите? А что вы слышите? (Треск сучьев, скрип снега.)
- Как вы думаете, зима очень холодная?
- Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?
(Наиграть звуки в разных регистрах: низкие, высокие, средние.)
- Ч хочу предложить вам послушать очень красивую музыку. Определите, как художник описывает зиму.
Слушание музыки:
А. Вивальди «Зима», П. Чайковский «Январь».
- Как композитор в музыке передает настроение зимы? Похожа она на зиму, изображённую на картине «Зима»?
- Ребята, а чем ещё интересна зима и отличается от других времён года. (Катание на санках; катание на коньках; катание на лыжах; игры в снежки; лепка снеговика и т. д.)



-4-
IV. Усвоение
Методы и приёмы:
1. уровень: какими звуками вы бы нарисовали зиму? (Высокими, средними, низкими.)
2. уровень: как передаётся настроение зимы в музыке?
3. уровень: о чём мы сегодня говорили?
4.уровень: изобразите зиму звуками.
V. Физ. минутка:
«Снеговик» |
|
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка — Увы! — и нет снеговика. | | Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком. «Рисуют» обеими руками большой круг. «Рисуют» снеговика из трех комков. Широко улыбаются. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу. Медленно приседают. Разводят руками, пожимают плечами. |
| | В. Егоров |

VI. Разучивание песенного материала:
- Сегодня мы приступим к разучиванию песни «Белые снежинки». Я предлагаю её послушать.
Слушание музыки: Г. Гладков и И. Шаферан «Белые снежинки».
- О чём песня? Какое у неё настроение? Что хочется делать, когда звучит музыка? (Ответы детей.)
- Переходим к разучиванию текста. Проговариваем и запоминаем первый куплет.
1. Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.
2. Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.
3. Привезут из леса елку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни.
- Теперь, когда вы уже знаете первый куплет песни, переходим к разучиванию мелодии. (Слушание в записи песни, слушание неоднократное исполнения учителя.)
- Для более интересного исполнения песни, добавим не сложные движения. (Учитель показывает движения, дети повторяют несколько раз.)
- Попробуем соединить пение с движениями. (Дети исполняют первый куплет песни «Белые снежинки» с движениями глядя на учителя, который помогает детям.)
Методы и приёмы:
1. уровень: рассказ выученных слов 1 куплета, пропевание выученного куплета, показ движений.
2. уровень: рассказ слов 1 куплета, пропевание1 куплета, по желанию с
-6-
движениями.
3. уровень: рассказ слов и пропевание по желанию 1 куплета с подсказкой учителя, что смогли запомнить.
4.уровень: показ движений.
VII. Итог: какими звуками мы рисуем музыку? Вам понравилась музыка, которую мы сегодня слушали?
-7-