СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Значение Мирового океана для природы и человека»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Вспомнить состав Мирового океана, его особенности.
  2. Рассмотреть особенности условий обитания в Мировом океане.
  3. Познакомиться  с основными представителями животного и растительного мира Мирового океана.
  4. Раскрыть особенности использования Мирового океана человеком, значение Мирового океана для природы и человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Значение Мирового океана для природы и человека»»

Урок. Значение Мирового океана для природы и человека.

Цель урока: формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека.

Задачи урока:

  1. Вспомнить состав Мирового океана, его особенности.

  2. Рассмотреть особенности условий обитания в Мировом океане.

  3. Познакомиться с основными представителями животного и растительного мира Мирового океана.

  4. Раскрыть особенности использования Мирового океана человеком, значение Мирового океана для природы и человека.

УУД, формирующиеся на уроке:

  1. Личностные: развитие интереса к новому материалу, умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и оценивать работу других обучающихся.

  2. Регулятивные: развитие умения самостоятельно на уроке ставить цель и задачи урока, планировать работу на уроке.

  3. Познавательные: умение выделять из текста учебника основные понятия, составлять характеристику путешествия, анализ текста, географических карт; выявлять причинно-следственные связи между объектами.

  4. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, внимательно слушать собеседника, уважать интересы других обучающихся, корректировать свою ошибки.

Оборудование: Учебник: География. Введение в географию. 5 класс. Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков, тетрадь – практикум Д. В. Молодцова, видеофрагмент «Глубины океана», презентация «Значение мирового океана для природы и человека», раздаточный материал (кроссворд «Мировой океан», схема «значение Мирового океана для природы и человека»).

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

УУД.

1.Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку, их приветствие.

Приветствие учителя.


2.Целеполагание.

Обратите внимание на слайд (Картинки животных и растений Мирового океана, добыча нефти на шельфе, рыбная ловля), как вы думаете, какая тема нашего урока. Объясните свой выбор.

Подумайте, какую цель и задачи урока мы сегодня поставим. (Учитель помогает формулировать цель и задачи урока).

Предлагают варианты ответов: Значение мирового океана для природы и человека.



Цель урока: выявление значения Мирового океана для природы и человека.

Задачи урока:

  1. Вспомнить особенности и состав Мирового океана.

  2. Узнать, какие животные и растения обитают в Мировом океане, их приспособления к условиям среды.

  3. Выявить значение Мирового океана для природы и человека.

  4. Закрепить знания и умения, полученные на уроке.

Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения.


Регулятивные: умение формулировать цель и задачи урока.

3. Содержательный этап.

.


























Наша первая задача - вспомнить особенности и состав Мирового океана.

Разгадайте кроссворд «Мировой океан». (Приложение).

Как мы будем выполнять данное задание (в группах, в парах или каждый самостоятельно)? Какими источниками информации вы можете воспользоваться?

Как вы организуете работу в группе?

Какие критерии оценивания, вы можете предложить?












Выполнили мы с вами первую задачу урока?

Переходим к следующей задаче урока. Вспомните вторую задачу урока.

Хотите отправиться в путешествие вглубь океана? А какой океан самый глубокий?

Отправляемся в глубины Тихого океана. После того, как мы просмотрим видеофрагмент, выполним задание 9 на с. 80 тетради – практикума. Как вы считаете, это задание лучше выполнить в группе или каждому отдельно?

Как вы будете выполнять данное задание и чем воспользуетесь во время выполнения? Достаточно ли для выполнения данного задания предыдущего видеофрагмента? Воспользуйтесь текстом учебника на с. 103 – 104 и рис. 57 – 58 и слайдом на доске.

Предложите критерии оценивания.













Что вы узнали, когда выполняли данное задание?








Почему они живут на разной глубине?






Выполнили мы вторую задачу?

Вспомните третью задачу урока.



А нужен людям (нам с вами) Мировой океан? Сейчас мы и узнаем, в чем значение Мирового океана для природы и человека.

Для этого составим схему «Значение Мирового океана для природы и человека», используя текст на с. 104 – 105 учебника.

Работать будете в группе, паре или каждый самостоятельно?

Как вы будете выполнять данное задание?

Данная схема должна быть заполнена полностью у всех учащихся.

Предложите свои критерии оценивания.



Приступаем к выполнению задания.


Что вы узнали при выполнении данного задания?



Кажется Мировой океан такой большой, а нужно ли заботиться о нём?

Выполнили мы третью задачу?

Предлагают свои варианты выполнения данного задания.

Кроссворд легче разгадывать в группе.

Можно воспользоваться текстом учебника, картами атласа, энциклопедиями и т. д.

Этапы выполнения данного задания (предлагают обучающиеся):

  1. Разделить количество вопросов на количество участников группы (по 1 вопросу на человека).

  2. Прочитать вопрос кроссворда.

  3. Обсудить в группе.

  4. Записать ответ.

Критерии оценивания данного задания:

  1. Правильность выполнения задания – 1 балл.

  2. Активная работа в группе – 1 балл.

  3. Скорость выполнения – 1 балл.

Всего за первое задание – 3 балла.

Да, выполнили.

Вторая задача урока: узнать, какие животные и растения обитают в Мировом океане, их приспособления к условиям среды.

Да, хотим, отправиться в путешествие.

Самый глубокий океан – Тихий.

Просмотрели видеофрагмент,

открыли тетрадь – практикум на с. 80 и нашли задание 9.

Лучше выполнить данное задание в группе.

Видеофрагмента не достаточно для выполнения задания, можно воспользоваться текстом учебника

Необходимо прочитать текст учебника на с. 103 - 104 и установить соответствие между зоной обитания и характерными для неё представителями органического мира, ответы записать в таблицу.

Критерии оценивания:

1.Правильность выполнения – 6 баллов (правильно записаны все варианты ответа),

4 балла – в таблице полностью заполнено 2 столбика, 2 балла – в таблице заполнен полностью 1 столбик, 0 баллов – если записано по одной букве в таблице или ответы записаны неправильно, или ответы не записаны в таблицу.

2. Аккуратность (ответы записаны без исправлений) – 1 балл.

3. Скорость выполнения – 1 балл.

4. Активная работа в группе – 1 балл.

Максимальное количество баллов за задание – 9 баллов

Животный мир Мирового океана очень разнообразен, но жизнь размещена неравномерно. Одни животные и растения обитают в поверхностной зоне Мирового океана (например, рачки), другие – в глубинной зоне (дельфины), третьи – в придонной зоне (кораллы).

У них разные приспособления к условиям среды: плоская форма животных для жизни на дне при высоком давлении, легкие рачки – чтобы легко переноситься волнами, обтекаемая форма тела у дельфина – в глубинной зоне.

Да, мы выполнили вторую задачу урока.

Третья задача урока: выявить значение Мирового океана для природы и человека.

Да, нужен Мировой океан людям.

Составляют схему «Значение мирового океана для природы и человека».


Открывают текст учебника на с. 04 – 105.



Задание будут выполнять в группе.

Внимательно прочитаем текст учебника на с. 104 – 105, разделим заполнение схемы на четверых в группе, найдем ответы к схеме в тексте учебника, заполним всю схему.

Критерии оценивания:

  1. Правильность заполнения схемы – 4 балла.

  2. Активная работа в группе – 1 балл.

  3. Скорость выполнения – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Мировой океан очень важен для природы и человека, без него на Земле было бы очень холодно, человеку не достаточно было бы пищи, не было бы многих животных и растений.

Да, Мировому океану необходима забота, охрана от загрязнений, рационально использовать его богатства.

Да, мы выполнили третью задачу.

Познавательные: умение планировать работу на уроке, анализировать текст, находить пропущенные слова.


Коммуникативные: умение выслушать мнение членов группы.


Личностные: осознание значимости данной работы.











4.Закрепление знаний.

Вспомните нашу последнюю задачу урока.

Откройте в тетради – практикуме тестовый практикум на с. 79, выполните задания: 1-3, 5,7.

Предложите критерии оценки.


Последняя задача урока: закрепить знания и умения, полученные на уроке.

Открывают тетрадь – практикум на с. 79 задания 1 – 3, 5, 7.

Критерии оценивания:

  1. Правильность выполнения – 5 баллов.

  2. Скорость выполнения – 1 балл.

  3. Аккуратность (без исправлений) – 1 балл.

Всего – 7 баллов.

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке

5.Рефлексия

Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Отметку «5» поставим за какое количество баллов? «4»? «3»?

Да, выполнили.

«5» - 23 - 25 баллов

«4» - 18 - 22 балла

«3» - 12 - 17 балла.

(количество баллов может варьировать).

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке

6.Домашнее задание.

На выбор обучающихся: рубрика «Проверим знания» или «А теперь более сложные вопросы» на с. 106 учебника и плакат на тему «Берегите Мировой океан».

Выбирают домашнее задание.

Коммуникативные: умение делать правильный выбор.







ПРИЛОЖЕНИЕ.

Кроссворд «Мировой океан» (задание 1).



4





В

1

2

3

4

опросы для кроссворда:

  1. Это второй по величине океан на

Земле, на его побережье находятся

города: Нью – Йорк и Рио-де-Жанейро.

  1. Самый большой и самый глубокий

океан на Земле, его максимальная

глубина – 11 022 м (Марианская впадина).

  1. Третий по величине океан, почти

целиком лежит в южном полушарии.

  1. Самый маленький и самый суровый

океан, омывает северную часть России.



Задание 2.

Установите соответствие между зоной обитания и характерными для неё представителями органического мира.

Правильные ответы.

1

2

3

В, Д

Б, Г

А, Е





Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).

М ИРОВОЙ ОКЕАН.



ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА

Полезные ископаемые: Согревает

(нефть, газ и т. д.) планету



Правильные ответы.


М ИРОВОЙ ОКЕАН.



ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА

Полезные ископаемые: Сырье для Среда Поставщик Согревает

(нефть, газ и т. д.) промышленности обитания влаги планету

Пища (рыба)





Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).

М ИРОВОЙ ОКЕАН.



ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА

Полезные ископаемые: Согревает

(нефть, газ и т. д.) планету






Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).

М ИРОВОЙ ОКЕАН.



ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА

Полезные ископаемые: Согревает

(нефть, газ и т. д.) планету





Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).

М ИРОВОЙ ОКЕАН.



ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА

Полезные ископаемые: Согревает

(нефть, газ и т. д.) планету






Задание 3. (Схема «Значение Мирового океана для природы и человека»).

М ИРОВОЙ ОКЕАН.



ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА

Полезные ископаемые: Согревает

(нефть, газ и т. д.) планету




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!