СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Учебно-тематический план 8
Требования к формированию компетенций обучающихся 11
Содержание предмета по годам 14
Приложение 21
Учебно- методическое и материально –техническое обеспечение 29
Введение
Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России.
Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растёт интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.
Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.
Реализация духовно-нравственного воспитания в системе образования позволяет сделать этот процесс педагогически организованным. В частности, духовно-нравственное воспитание школьников направлено на освоение ими в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях мировоззренческих знаний, формирование соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы как части российского гражданского общества.
Духовно-нравственный компонент необходим для развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Одной из форм внеурочной деятельности является дополнительное образование детей в школе. Такая форма обеспечивает полноценную реализацию преподавания духовно-нравственного компонента в общеобразовательных учреждениях. Это объясняет актуальность введения предмета, который имеет общее название «Уроки милосердия».
Вспомним изречение академика Д. С. Лихачёва, которого ещё при жизни называли «совестью нации»: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое». Это простые, но весьма убедительные слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, обращённые к детям и молодёжи, могут стать основой преподавания предмета «Уроки милосердия».
Данный предмет является вводной учебной дисциплиной воспитательной ориентации перед изучением в 4 классе общеобразовательной школы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В связи с чем, ему может быть предназначена базовая роль в содержательной логике непрерывного духовно-нравственного воспитания школьников.
Изучение нравственных основ православной культуры в рамках «Уроков Милосердия» можно назвать курсом доброведения. Термин «доброведение» образован соединением двух слов «добро» и «ведать». Ведать, то есть знать, осваивать, усваивать добро. Для чего человеку нужно ведать добро? Для того, чтобы стремиться к добрым поступкам и уклоняться от зла. Недаром Василий Андреевич Жуковский писал: «Образование – это воспитание доброделания». От словосочетания «делать добро» происходит прекрасное славянское слово «добродетель». Слово это не современное, но очень своевременное. Добродетелями в русской православной традиции называют такие качества человека, как благодарность, дружелюбие, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие. Каждая из добродетелей имеет свою противоположность: неблагодарность, враждебность, безответственность, лживость, небрежность, леность, жестокость. В жизни, к сожалению, рядом с добром уживается зло. Для того, чтобы сделать доброе, надо знать, ценить и хранить добро. Если человек вкусил сладкую пищу, то не захочет пробовать горькой. Так и в жизни: если человек приучил себя к какой-либо добродетели, то его трудно сбить на неверный жизненный путь. Чтобы избежать ошибок, следует избегать плохих поступков, поэтому как говорили древние христианские подвижники, научить человека жить правильно - это «наука из наук и искусство из искусств».
Окружающая жизнь ежедневно показывает нам, как легко и быстро школьник воспринимает пошлое и безобразное. А вот излечиться от недобрых привычек и навыков очень нелегко. К. Д. Ушинский в работе «Нравственное влияние как основная задача воспитания» писал: «Нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, безнравственное, как всякий бурьян, не требует для своего преуспеяния ни ухода, ни присмотра и, не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие нежнейшие растения». Зло борется с добром, и у зла много разнообразных способов достижения своей цели. А у добра только один путь-добро! Добро не может действовать так же, как действует зло. Иначе оно перестанет быть добром. Вот почему перед нами стоит первостепенная задача: научить детей воспринимать, усваивать прекрасное, доброе, разумное и бороться с дурными словами и поступками.
Сразу и в полном объёме решить эту задачу невозможно. С чего же начинать? Начинать следует с воспитания у школьников добросовестности, благожелательности и, прежде всего, благодарности. С привития чувства благодарности начинается духовно-нравственное развитие и воспитание человека, а вершиной добродетелей является милосердие, поэтому воспитывая добронравных детей, необходимо заботиться о привитии ребёнку добродетели милосердия.
Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Предмет «Уроки милосердия» воздействует на личность ребёнка посредством православной литературы. Православная литература – стихи, рассказы, притчи, евангельские сюжеты, жития святых людей – богатый источник переживаний, позволяет детям, в процессе анализа ситуации, приобретать знания о нормах поведения православного человека, о вариантах решения нравственных задач, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребёнка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя со святым или героем произведения. Как правильно указывал А. Н. Толстой, положительный герой детской книги призван оказывать большое воспитывающее воздействие на детей: «поведение героя... должно возбуждать одобрение, восхищение, подражание». Сопоставление положительных и отрицательных образов, моральная оценка их поведения помогает глубже осмыслить раскрываемую ими нравственную идею и, следовательно, усиливает их воспитательное воздействие на детей. Художественные образы заставляют одних ребят почувствовать отрицательные стороны своего поведения, других - укрепиться на своих правильных нравственных позициях. Важно связывать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить их детям, подсказать иногда правильное решение вопроса, связанного с моральными проявлениями детей, опираясь на аналогичные факты из литературного произведения.
Рассказы Лукашевич, Михаленко, Дашкевич, Ганаго, Музыкиной, Осеевой, Носова, Барто, Сухомлинского, стихи Лермонтова, Плещеева, Благининой, Екимовой и других писателей и поэтов помогают научить детей быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивают способность к сопереживанию, милосердию, умению мирно решать конфликты в соответствии с христианскими заповедями.
Велика роль пословиц в нравственном воспитании. Вспомним замечательные слова В. Соколова о пословице:
В ней мысль, как озарение,
Слова, как жемчуга,
Для друга одобрение,
Острастка для врага…
Пословицы - это блистательное проявление творчества народа. Пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В пособии приводятся пословицы на темы: мудрость, любовь к ближнему, усердие, самообладание, семейные устои, милосердие, выбор друзей, честность, здравый рассудок.
Роль русских народных сказок в становлении духовного мира ребенка неоценима. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. Е.Н. Трубецкой писал: «Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение, её подъем от житейского к чудесному, её искание «иного царства», представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству».
Важным опорным материалом, духовно-нравственного воспитания являются притчи. Притча – это не просто поучительный рассказ, в ней мудрость веков. Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и начинается её осмысление. Ценность притчи в том, что она подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации, дает возможность указать собеседнику на его недостатки, не используя агрессивность, в притче осуждается не человек, а порок. В программу «Уроков милосердия» введено несколько притч, среди которых Евангельская притча о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос наставляет в ней, как следует проявлять любовь к людям. Главная мысль - дела милосердия оцениваются по глубине любви и силе воли, с которыми человек совершает их.
В содержании курса представлены жития и творения особо почитаемых на Руси православных святых людей. Удивительному взору ребёнка открывается совершенно незнакомый мир - мир людей, уже живущих на земле по законам Царствия Божия: по законам кротости, смирения, прощения, терпения, любви, самопожертвования, взаимопомощи и верности.
В программе «Уроков милосердия» предусмотрено знакомство с главными православными праздниками. Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится, по словам К.Д. Ушинского, «целый детский год», в котором самое видное место занимают, конечно, праздники, вводящие ребёнка в светлый, радостный мир православия, благодаря чему по-новому открывается жизнь людей и природы. «Пусть каждый, – пишет К.Д. Ушинский, – припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».
«Уроки милосердия» - это интегрированный курс, который включает в себя не только литературу, но и искусство, музыку, технологию. Поэтому виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, прикладное творчество, лепка, рисование, раскрашивание рисунков. Там, где целесообразно и вытекает из хода занятия - применяется проектная деятельность и коллективное творческое дело.
Очень важно при знакомстве детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, делать это в эмоционально привлекательной, понятной форме. Поэтому важную роль на занятиях играет её музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием, как на образное восприятие, так и для развития духовно-нравственной сферы ребёнка. Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. В связи с чем, на занятиях предполагается знакомство с музыкальными произведениями Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Мусоргского и других композиторов. Во время выполнения ручного труда и рисования фрагменты музыкальных произведений могут служить музыкальным фоном.
При изучении курса «Уроки милосердия» очень важно показать глубокую личную причастность ребёнка к великим ценностям Православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры. В связи с чем, очевидно, что в деле духовно-нравственного воспитания ребёнка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, которая рассматривается как малая Церковь. Многим родителям просто неизвестно, что уже в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей на «Уроках милосердия» идёт от принятия детских работ в виде подарков до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях, активного участия в благотворительных акциях, концертах, оказании помощи детским домам, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.
Чтобы помочь учителю организовать учебную деятельность, в пособиях представлена система условных знаков-навигаторов.
Виды учебной деятельности
Н
авигационный знак «взрослый с ребёнком читает книгу» означает «читаем вместе», «чтение учителем или родителями». Так как дети в первом классе не могут прочитать объёмные тексты, рекомендуется читать их учителем на уроке или вместе в кругу семьи.
Н
авигационный знак «читающий ребёнок» означает «читают дети». Чтение – это сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникабельных задач: понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания и др. Чтение – это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, гипотезы, отвечающие собственным взглядам на вещи. Эти задания начинаются со 2-го полугодия 1-го класса, но в 1-м классе – для более подготовленных детей, так как дети первых классов читают медленно, а навык чтения у детей первого класса появляется только после второго полугодия учебного года.
Н
авигационный знак «вопроса» стоит после каждого текста. Этот знак означает, что после чтения будут заданы детям контрольные вопросы «Обсудим вместе». Сюжетный рисунок занятия предполагает логически выстроенную канву диалогического взаимодействия педагога и детей, совместного размышления, поиска ответа или решения, в процессе которого рождаются оценочные суждения, побуждающие школьника к нравственно ценным ориентирам и стимулирующие их. Превалирует направленность на стимулирование этических суждений детей, акцент которых базируется не столько на усвоении знаний, сколько на актуализации творческого потенциала мышления, самостоятельного, обоснованного рассуждения, что ведёт к личностному поиску школьниками истины, а не к усвоению лишь готового знания, а педагога ориентирует на раскрытие ресурсов творческого воображения учеников.
Занятия в начальных классах школы – великолепный повод для общения детей между собой. На занятиях можно организовать:
- коллективное обсуждение прочитанного, увиденного, услышанного;
- решение проблемных ситуаций;
- анализ выступлений и докладов;
- познавательные игры;
- выполнение различных заданий в группах и т.д.
Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся азбуке общения.
Однако при самых доброжелательных отношениях между детьми оказывается, что младшие школьники всегда лучше слушают учителя, чем друг друга. Дело не только в авторитете взрослого, учителю помогает профессионализм: хорошая дикция, точность и убедительность, эмоциональность. Для того чтобы дети слушали друг друга, они должны быть интересны друг другу. Мастерство учителя состоит в том, чтобы научить детей быть интересными собеседниками.
Н
авигационный знак «карандаш» – «раскрась или нарисуй». В учебном пособии встретится очень много таких заданий. Детям нравятся раскраски, потому что это интересное и познавательное занятие. Раскраски помогают ребёнку узнать больше об окружающем мире, знакомят детей со всем разнообразием красок, оттенков, закрепляют знания о форме предметов и величинах. Процесс раскрашивания картинок развивает мелкую моторику, формирует эстетический вкус и прививает любовь к искусству. Раскраски – также отличное средство для развития воображения, усидчивости, аккуратности и внимательности.
Н
авигационный знак «ножницы» – «творческая работа». Это время для творческого труда – изготовления различных поделок из подручного материала: бумаги, пластилина, бисера, атласных ленточек, природного материала, а также изготовления памяток и письма сочинений.
Н
авигационный знак «солнышко» – «индивидуальный или групповой проект». Проектная деятельность в начальной школе – это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Для повышения качества знаний учащихся необходимо мотивировать детей получать знания не только на занятиях, но и ещё вести самостоятельные исследования. В разных школах работать над проектами дети начинают в разное время. Где-то дети готовят первые проекты, уже начиная с первого класса, в других школах со второго, а иногда и с третьего. Но, когда бы дети ни начали заниматься исследовательской деятельностью, преподаватель должен хорошо подготовить детей к этому новому виду обучения. В приложении представлены: урок с работой детей над групповым проектом «Украсим гнездо» групповая детская проектно – исследовательская работа по теме «Чти отца твоего и матерь твою».
Структура и содержание курса
Программа «Уроки милосердия» содержит три раздела: «Милосердие в семье», «Милосердие к ближним», «Милосердие к природе».
Программа по своей структурной модели спиральна: во всей последовательности изложения материала с первого по третий классы запланированы повторы и возвраты к уже освоенным понятиям на более глубоком и высоком уровне. Развитие содержания по мере его расширения, усложнения, углубления стимулирует нравственное взросление учеников от класса к классу.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название блока | Кол-во занятий по классам |
1 класс | 2 класс | 3 класс |
1 | Милосердие в семье | 17 | 17 | 15 |
2 | Милосердие к ближним | 9 | 8 | 14 |
3 | Доброе отношение к природе | 8 | 9 | 5 |
| Итого | 34 | 34 | 34 |
Кадровое обеспечение
Процесс внедрения в школьную практику «Уроков милосердия» опирается на некоторый кадровый ресурс. Это учителя начальных классов и педагоги, прошедшие курсы по Основам религиозных культур и светской этики. Главное, чтобы учитель был неравнодушен к преподаваемым ценностям. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности учителя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость – обязательные профессиональные качества педагога».
Пояснительная записка
Программа «Уроки милосердия» рассчитана на детей 6 – 10 лет. Количество обучающихся в группе 15 человек. Срок реализации программы три года, на занятия отводится один час в неделю.
Цель: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.
Задачи |
Обучающие | Сформировать понятия: совесть, душа, нравственность, благодарность, род, семья, Родина, имя, праздники, радость, внимание, талант, прощение Обогатить и наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству Сформировать у ребёнка потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности Обучить оценивать поведение человека с духовных позиций |
Развивающие | Развить интерес к чтению православной литературы Вызвать интерес к полученным знаниям и желание практической их реализации Развить самодеятельность и инициативу Сформировать нравственное отношение к действительности Развить духовно-нравственные качества личности Развить способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира Формировать творческие способности |
Воспитательные | Способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений Содействовать развитию волевой сферы ребёнка – осознанности поведения, самоконтроля Воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких; окружающий мир Воспитать нравственную культуру личности, нравственное сознание Воспитать духовно-нравственные качества, высокие эстетические чувства |
К концу обучения дети должны:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
Историю своей семьи Житие святого, чьё имя носит ребёнок День своих Именин Основные события Евангелия и Ветхого Завета (земная жизнь Спасителя, Адам и Ева в Раю, Каин и Авель, Потоп) Православные традиции, связанные с главными православными праздниками (Рождество Христово, Светлая Пасха) Основные понятия христианской этики Общепринятые нормы произношения и формы речи Жизнь героев отечественной истории Жития особо почитаемых на Руси православных святых Нормы нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры Правила общения с православной книгой Православные храмы Тамбова | Рассказать о своей семье Рассказать о святом, имя которого носит ребенок Видеть «красоту» в окружающем мире; различать понятия «красота рукотворная», «красота духовная» Рассказать историю возникновения родного посёлка Соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности Уметь вести себя в православном храме Ориентироваться в социальной среде, пользоваться духовно-нравственными правилами общения Соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе Уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии Узнавать православные храмы города Тамбова |
Формы занятий:
При планировании и организации учебного процесса предусматриваются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, совместные с родителями. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми. Предусмотрены: коллективное чтение рассказов, стихотворений, жития святых, игра-путешествие, праздники, экскурсии, творческие выставки детских работ: художественные и декоративно – прикладного искусства, доклады, книжки-малышки, буклеты, слайдовые презентации, кукольное представление.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения предметного содержания по «Урокам милосердия» у обучающихся, оканчивающих 3 год обучения, формируются учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
могут быть сформированы:
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов
работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера
получат возможность научиться:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
определять наиболее эффективные способы достижения результата
Познавательные
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание)
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя)
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
сопоставлять информацию, представленную в разных видах
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности
слушать собеседника и вести диалог
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
получат возможность научиться:
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
организовывать взаимопроверку выполненной работы
распределять обязанности при работе в группе
учитывать мнение партнёра, аргументировано, обосновывать своё решение
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
Раскрывать важность наследия православной духовной традиции для культурного и духовного развития нашей страны
Рассказывать о православной традиции почитания святых
Называть имена наиболее известных православных святых.
Рассказывать о событиях и традициях праздника Рождество Христово и Праздника Светлое Христово Воскресение
Объяснять 5, 8 и 9 заповеди Божии и значении каждой заповеди
Описывать внутреннее и внешнее устроение православного храма
Объяснять назначение православной иконы, о православном отношении к иконе как к святыне
Раскрыть смысл подвига как: важного по своему значению действию, о совершенному в трудных, опасных условиях деянию, о самоотверженном, героическом поступке, о молитвенном подвиге монахов
Рассказывать о христианской концепции происхождении добра и зла.
Рассказывать о Таинстве Православной Церкви - покаянии
Рассказывать о том, чем человек отличается от животного, о Шестодневе – сотворении мира
Объяснять о том, что на человеке лежит ответственность за сохранение и приумножение окружающего мира
Рассказывать об отношении святых к природе, о дружбе святых с дикими зверями
Объяснять смысл понятий: жертвовать, жертвенная любовь
Рассказывать о государственном празднике - Дне семьи, любви и верности, о православной семье как малой Церкви, о преподобных Петре и Февронии, об основных событиях их жизни, о святой императорской семье - как образце семейной культуры, воспитания детей в семье
Рассказывать о православном традиционном отношении к Родине как Святому Отечеству, о понимании священного долга защищать свою Родину, о ценностных установках, лежащих в основе воспитания доблестных воинов
Называть имена святых воинов
Объяснять, какие дела может совершать человек (даже ребёнок), чтобы стать защитником Отечества.
Рассказывать о главных ценностях для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил
Объяснять, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины
Рассказывать, как праздники Рождество христово и Светлая Пасха нашли своё отражение в живописи
Использовать тексты с целью извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации
получат возможность научиться:
осознавать ценность семьи, человеческой жизни
основным нормам религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой
осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию
анализировать и оценивать поведение и поступки людей
ответственному поведению в современном мире: быть осторожными, осмотрительными с незнакомыми людьми
различать контрастные музыкальные образы
искать информацию в электронных источниках и контролируемом Интернете для создания сообщений в виде текстов, готовки и проведения небольших презентаций в поддержку собственных сообщений
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ГОДАМ
1 класс
Блок 1. Милосердие в семье
Теория. Милосердие в семье. Как рождается семья? Что созидает семью? – любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность. Семья – это остров любви, послушания, доверия. Семья – это наша защита, крепость и сила. Что разрушает семью? – ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень. Семья – это остров братской любви. Класс – школьная семья. дружба. Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Как погасить вспыхнувшую ссору. Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворений: «Признание», «Посидим в тишине», Е. Благинина, «Колыбельная песенка», «Дружно», «Бабушка», А. Майков, «Зимний вечер», А.И. Плещеев, «Сиротка» К. Лукашевич, «Снеговик», «Тряпичная кукла», «Мы – разные», Е. Екимова, «Голос ангела», М. Пожаров, «Урок», Е. Санин, «Лучше папы друга нет», М. Пляцковский, «Про папу», И. Гурин, «Вовка – добрая душа» А. Барто; рассказов: «Дед и внук», «Брат и сестра», К.Д. Ушинского, «Горе», «Ёлка», «Нельзя перебивать», «Плохо быть жадной», «Подарок для мамы», «Не нужно ссориться» В. Музыкина, «Дед, баба и Алеша», Ю.Коваль, «Мальчик и бабушка», монах Симеон, «Ёлка», «Сила – не право», К. Лукашевич», «Серьёзные размышления», Б. Ганаго.
Зрительный ряд. А.А. Пластов – «Сенокос», Ф.М. Славянский – «Семейная картина», Ф.П. Решетников – «Опять двойка». К.Е. Маковский – «Дети, бегущие от грозы», А.Г. Венецианов – «Жнецы».
Музыкальный ряд. Записи колыбельных песен. «Русская народная песня» в обр. Н. Римского-Корсакова «Ходила младёшенька по борочку». «Русская народная песня» в записи П.И. Чайковского, П.И. Чайковский «Детский альбом», «Камаринская», «Утёнушка луговая», в обр. И.Берковича «Русская песня», С. С. Прокофьев «Детская музыка», «Сказка».
Практика. Разучивание наизусть стихотворений о папе, маме, дедушке, бабушке. Рисование портрета мамы, ёлочных игрушек, которые подарят близким. Раскрашивание пасхальных яиц. Посещение старых одиноких людей вместе с родителями. Проигрывание и анализ ситуаций.
Раскрашивание рисунков. «Семья у колыбели», «Гуси-лебеди», «Осенние работы», «Кукла», «Девочка с лукошком», «Яблонька», «Дети в саду», «Мама отдыхает», «Морозко», «Аленький цветочек», «Конфеты», «Букет», «Девочка делает подарок», «Папа и дети», «Папа с коляской», «Семья деревьев», «Мальчик и щенок», «Мальчик с лейкой», «Дед собирает сливы», «Кай и Герда», «Корзинки с ягодами», «Помощь брата», «Больной мальчик», «Детские летние игры», «Игрушки», «Дети на горке», «Мальчик на лыжах».
Проекты. «Солнышко для мамы», «Автомобиль для папы», «Коробочка для друга».
Блок 2. Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам
Теория. Праздники двунадесятые не переходящие. Православные традиции праздника. Духовное значение праздника в жизни народа. Значение традиции рождественских подарков для детей. Духовное значение праздника Светлая Пасха в жизни народа. Православные традиции праздника. Милосердие к больным и сиротам.
Литературный ряд. Чтение и анализ пословиц. Чтение и анализ стихотворений: «Рождество», «Сиротка», «Бумажный петушок», «Нищий» рассказов: «Некрасивые слова», В. Музыкина, «До первого дождя», «Плохо», В. Осеева, «Шар в окошке», А. Митта, «На горке» Н. Носов.
Зрительный ряд. М. Ю. Шаньков, «Пасха».
Музыкальный ряд. Записи русских народных песен. «Русская народная песня» в записи П. И. Чайковского. Рождественские колядки. Песни о Рождестве и Светлой Пасхе.
Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; Проигрывание и анализ ситуаций.
Раскрашивание рисунков. «Рождественская ёлка», «Рождественские подарки», «Помощь страннику», «Пасхальные угощения», «Девочка с куличиком», «Петушок для сиротки», «Что ты подаришь сиротке», «Христославы», «На Рождество», «Больной ребёнок», «Пасхальные традиции», «Пасхальная композиция из яиц и цветов».
Проекты. «Спешите делать добро»: изготовление подарков-игрушек для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе.
Блок 3. Доброе отношение к природе
Теория. Природа вокруг нас и её значение для гармоничной жизни человека. В чём проявляется милосердное отношение к природе. Обязанность первых людей заботиться о рае. Наша обязанность заботиться обо всём окружающем, ответственность при встрече с любой жизнью (растением, животным). Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворений: «Добрый мальчик», «Мяу-мяу, просим вас, не пройдите мимо нас», «Как спасся маленький птенец», Е. Екимова, «Стрелок», «Соловей в клетке», К. Лукашевич, «Веточки», Е. Михаленко; рассказов: «Глоток молока» М. Пришвин, «Малыш», Б. Ганаго, «Отважный и верный друг», Т. Жданова, «Плохо», В. Осеева.
Музыкальный ряд. Записи русской народной песни В. Астрова «Петушок», Т. Назаров-Метнер «Струйки», М. Андреева «Птички-синички».
Практика. Изготовление кормушек. Проигрывание и анализ ситуаций.
Проекты. «Домик для моих питомцев», «Украшение гнезда», «Я люблю природу», «Сделаем всё, что можем».
Раскрашивание рисунков. «Котёнок и щенок», «Мальчик и щенок», «Щенок», «Девочка кормит птиц», «Птицы на кормушке», «Гнездо с птицами», «Мальчик и домашние животные», «Девочка кормит котёнка», «Выпуск птиц из клетки «Щенок на коврике», «Девочка и щенок», «Дети вешают скворечники».
2 класс
Блок 1. Милосердие в семье
Теория. Семья – малая церковь. Радоница. Родословие моей семьи. Связь поколений людей от первых поселений до современности. Отличие «дня Именин» от дня рождения. Имя и его символика. Духовная сущность имени: человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.
Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворений: «Тряпичная кукла», «Мы – разные», Е. Екимова, «Лучше папы друга нет», М. Пляцковский, «Про папу», И. Гурин, рассказов: «Доброе слово», «Яблоко в осеннем саду», «Как река рассердилась на дождик» В. Сухомлинский, «Именины и день рождения», Л. Шевченко, «Святая блаженная Ксения Петербургская», Е. Санин, «Из жития преподобного Сергия Радонежского», Л. Шевченко «О ручейке», Притча.
Зрительный ряд. А.А. Пластов – «Сенокос», Ф.М. Славянский – «Семейная картина», Ф.П. Решетников – «Опять двойка». К.Е. Маковский – «Дети, бегущие от грозы», А.Г. Венецианов – «Жнецы», В.Попов – «Моя бабушка и её ковёр».
Музыкальный ряд. Русские народные песни «Ветер, солнце и орел», «Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька», «Некошеный твой лужок».
Практика. Разучивание наизусть стихотворений о папе, маме, дедушке, бабушке, рисование портрета мамы, рассказы о проведении в семье дня рождения и «дня Именин». Проигрывание и анализ ситуаций.
Раскрашивание рисунков. «Бабушкины блины», «Тряпичная кукла», «Праздник в доме», «Снеговик», «Яблоко для мамы», «Плоды в вазе», «Родословное дерево», «Ёлочка для доброй малютки», «Отдых с папой», «Семья вместе – душа на месте», «Ворона», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Папа и дети»
Проекты. «Ковёр для бабушки», «Тряпичная кукла», «Любящие ладошки», «Добрый лев», «Родной уголок», «День именин», «Правило отношения с друзьями».
Блок 2. Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам
Теория. Православные традиции праздника Рождество Христово. Духовное значение праздника в жизни народа. Святки. Православные традиции проведения Святок. Духовное значение праздника Светлая Пасха в жизни народа. Православные традиции праздника. Милосердие к старым одиноким людям. Знакомство с житиями особо почитаемыми на Руси православных святых.
Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворений: «Снеговик», «Мы – разные», Е. Екимова, «Христославы» А. Коринфский, «Каменное сердце», М. Лермонтов, рассказов: «Хулиган» Елена Табанюхина, «Божий дар» Фёдор Достоевский, «Врун», В. Афанасьев, «Самое страшное», Е. Пермяк, «О ручейке», Притча, «Синие листья», В. Осеева, «Новенький». Б. Ганаго, «О муравье и голубке», Притча, «Славильщики», «Красное яичко», К. Лукашевич, «Попугайчик», Б. Ганаго, «В дороге», Е. Екимова, пословицы.
Зрительный ряд. Именные иконы, репродукции картин: М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею» и «Сергий с медведем».
Музыкальный ряд. Д. Шостакович «Шарманка», тропарь и кондак праздника Рождество Христово.
Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Игра-упражнение «Подбери ласковые имена для друга»; составление рассказа о своём имени; рассматривание икон святых, наиболее почитаемых на Руси. Проигрывание и анализ ситуаций.
Раскрашивание рисунков. «Карандаши», «Помощь страннику», «Девочка идёт на пасхальную службу», «Христославы», «Больной мальчик», «Попугайчик для больной соседки».
Проекты. «Спешите делать добро»: изготовление подарков-игрушек для детского дома, кукольное представление, изготовление поделок к праздникам Рождеству Христову и Светлой Пасхе».
Блок 3. Доброе отношение к природе
Теория. Шестоднев – сотворение мира. Обязанность первых людей заботиться о рае. Наша обязанность заботиться обо всём окружающем, ответственность при встрече с любой жизнью (растением, животным). Разумное отношение к животным: не ставить его выше человека, держать в подобающем месте.
Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворений: «Птичка». А. Пушкин, «Стрелок», «Соловей в клетке», К. Лукашевич, «Веточки», Е. Михаленко; рассказов: «Птичка-мать», «Малыш», Б. Ганаго, «Умная собака», «Плохо», В. Осеева, «Лошадь и жаба», «Верный друг» из сборника «Зёрнышки», «Отломленная ветка» по В. Сухомлинскому, «Быть нужным человеку», Т. Жданова, «Благовещение», И. Шмелёв, «Сострадание птичек», К. Лукашевич.
Музыкальный ряд. Р. Шуман «Альбом для юношества» «Охотничья песенка».
Практика. Уборка территории близ лежащего парка, сквера, прибрежной полосы пруда. Проигрывание и анализ ситуаций.
Проекты. «На озере», «Украшение гнезда».
Раскрашивание рисунков. «Гнездо с птицами», «Выпуск птиц из клетки», «Утка с утятами», «Птицы кормят птенчиков в клетке», «Лошадь везёт воз». Проигрывание и анализ ситуаций.
3 класс
Блок 1. Милосердие в семье
Теория. Семья – малая церковь. Знакомство с 5-й заповедью Божией: «Чти отца твоего и матерь твою». Почтительное отношение детей к родителям на примере жизни Пресвятой Богородицы и святых людей. Жертвенная любовь. Праздник День семьи. Красота истинная и ложная.
Литературный ряд. Чтение и анализ рассказов: «Как мама приучила меня к милосердию», игумения Таисия (Солопова), «Не сын, а свин», Л. Родина, «Сыны Ноя», из Священного Писания, «Самая достойная», из календаря «Год семьи», «Воспоминания о царственных мучениках» по М. Кравцовой, «Апельсин», Т. Борисов, «Доброе братство милее богатства», «Сестра Лорна», Б. Ганаго, «В память о преподобных Петре и Февронии Муромских», «Внук», Б. Балашов, «Доброе сердце», «Мальчик и очки», монах Симеон Афонский, «Сказка о непочтительном сыне», И. Глазунова, «Простая истина», «Рыжий заяц», «Красота», монах Варнава.
Зрительный ряд. К.К. Иванов. «Родительская суббота», иконы святых царственных мучеников и Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.
Музыкальный ряд. Р. Шуман «Альбом для юношества», «Дед Мороз», А. Даргомыжский «Табакерочный вальс».
Практика. Экскурсия в исторический музей с целью знакомства с экспозициями «История возникновения села». Проигрывание и анализ ситуаций.
Раскрашивание рисунков. «Бабушкин сундук», «Красная девица», «Снопы для брата», «Дед Мороз и внучка», «Профессии», «Заяц», «Тыква с арбузом», «Пчела и цветы», «На рыбалке».
Проекты. «Ковёр для бабушки», «Тряпичная кукла», «Васильки», «Русская красавица», «Исполним пятую заповедь Закона Божия: «Чти отца твоего и матерь твою».
Блок 2. Милосердие к больным, старым, нищим, сиротам
Теория. Православные традиции праздника Рождество Христово. Православные традиции праздника Светлая пасха. Знакомство с восьмой заповедью Закона Божия «Не укради!», знакомство с девятой заповедью Закона Божия «Не лги». Кто мой ближний. Истинная и ложная дружба. Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святых по предотвращению конфликтов. Примеры отношения к врагам святых людей. Знакомство с Евангельскими притчами. Отечество, защитники. Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих. Библейские законы войны.
Литературный ряд. Чтение и анализ стихотворения: «Памятник» Г. Рублёв, рассказов: «Доброта и любовь побеждают зло», А. Худошин, «На рыбалке», А. Грачёв, «Чудак», «Пелагея Ивановна», М. Салтыков – Щедрин, «Преподобный Серафим Саровский», Б. Ганаго, «Трусиха и смельчак», монах Симеон, «Золотое сердце», О. Шепелькова, «Иоанн Шанхайский», О. Малишевская. «Благодетельный человек Фрол Силин», «Милосердный самарянин», притча Господня, «Учитель кротости и смирения» из жития святителя Николая, «Бога в милости не перемеришь», из жития святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Святой Лука», монахиня Евфимия, «Праведная Иулиания», А. Худошин, «Плачущий генерал», В. Воскобойников, «Жадина», П. Афонский, «Сказка о пуговице», монах Симеон Афонский, «Святой воин Фёдор Ушаков», С. Фонов, «Из жития Амвросия Оптинского», «Золотое сердце», из жития святой преподобной великой княгини Елизаветы.
Зрительный ряд. Репродукции картин Моллер Ф.А. – «Невская битва»; И.Е. Репин. – «Святой Николай Мирликинский спасает от смерти трёх невиновных»; Ю.П. Пантюхин «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский»; Ю.П. Пантюхин – «Александр Невский»; В.Д. Илюхин – «Встреча А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова в Севастополе»; портреты наиболее известных в истории России людей.
Музыкальный ряд. «Марш», П.И. Чайковский музыка к балету «Щелкунчик».
Тема праздничного марша П.И. Чайковский музыка к балету «Спящая красавица».
«Русская народная былина об Илье Муромце» в исполнении Ф.И.. Шаляпина, М. Мусоргский «Картинки с выставки», «Богатырские ворота».
Практика. Акция «Милосердие»: помощь ветеранам, детскому дому. Проигрывание и анализ ситуаций.
Раскрашивание рисунков. «Храм в цветах», «Сестра милосердия», «Памятник» «Мешочки добрых дел», «Машина», «Мундир», «Сапоги», «Прадед», «Памятник герою».
Проекты. Выпуск поздравительных газет, журнала «Вифлеемский звон», «Исполним восьмую заповедь Закона Божия: «Не укради!», «Исполним девятую заповедь Закона Божия: «Не лги».
Блок 3. Доброе отношение к природе
Теория. Примеры обращения с природой святых людей. Причины Потопа. Первая радуга. Причины «экологических катастроф» – злые дела людей. Наш «ковчег» – добрые дела.
Литературный ряд. Чтение и анализ рассказов: «Верный друг» из сборника «Зёрнышки», «Слепая лошадь», «Разорённое гнездо», из сборника «Зёрнышки», «Детство в блокаде», В. Денисова, «Святой Герасим и лев», А. Худошин, «Сказанное слово», Б. Ганаго, «Девочка и морская звезда», О. Клюкина.
Музыкальный ряд. М.П. Мусоргский «Слеза», записи русских народных песен: В. Астрова «Уж ты, котенька коток», «Пошел котик на горыньку».
Практика. Проигрывание и анализ ситуаций.
Проект. «Сделаем всё, что можем».
Раскрашивание рисунков. «Кошечка», «Грустная собачка», «Девочка и морская звезда».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
Алешина, М.В гости к батюшке Амвросию : притчи старца Амвросия Оптинского в пересказе для детей / Марина Алешина ; Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2011. – 20 с.
Балашов, Б., протоиерей. Десять заповедей. Пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры; худ. : В.А. Макаров. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2010. – 144 с.
Безмездный целитель XX века : житие свт. Луки Крым. (Войно-Ясенецкого) / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; пересказ свящ. Георгия Ханова ; худ. Михаил Горняк. – М., 2009 (Тип. «Дет. кн.»). – 24 с. : ил.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут : провослав. календарь, 2013 / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; сост. : Ольга Шепелькова, Вера Каткова ; дизайн Светланы Дежиной. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012. – 25 с. : ил.
Быть кому-то нужным / Т.Д. Жданова [и др.]; худ. З.Н. Ярина. – Рязань: Зёрна-Слово, 2010. – 48 с.
Воздвиженский, П.Н. Моя первая священная книга. – М. : Известия, 2009. – 112 с. : ил.
Волшебный карандаш [Изоматериал] : раскраска. – Н. Новгород : Газет. мир, 2013. – № 2 : Дары природы. – 18 с.
Вохринцева, С. Окружающий мир. Осень [Изоматериал] : раскраска / Светлана Вохринцева. – Екатеринбург : Страна Фантазий, 2000. – 16 с.
Ганаго, Б. Детям о молитве : рассказы для детей / Борис Ганаго ; Белорус. Православ. Церковь. – 5-е изд. – Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика цв. печати»). – 71 с. : ил.
Ганаго, Б. А. Будем как дети : семейн. вечера / Ганаго Борис Александрович. – 4-е изд. – Минск : Изд-во Белорус. Экзархата, 2005. – 288 с.
Глазунова, И. Сказки Ангела : десять заповедей для детей / Ирина Глазунова ; худ. Надежда Суркова. – Рязань : Зерна-Слово, 2012. – 39 с. : ил.
Готово ли сердце? / авт.-сост. Б.А. Ганаго ; ил. С. Михадюк. – 2-е изд. – Минск : Изд-во Белорус. Экзархата, 2005. – 272 с.
Дашкевич, Т. Голос Ангела / Татьяна Дашкевич, Елена Михаленко. – Минск : Изд-во Св.-Елисавет. Монастыря, 2005. – 46 с. : ил.
Десять заповедей Божиих. / авт.-сост. Святитель Николай Сербский. – М. : Ковчег, 2008. – 64 с.
Добрые чувства животных / Т.Д. Жданова [и др.]. – М. : Благословение ; Техинвест 3, 2009. – 23 с. : ил.
Дорофеев, В. Основы православной культуры, 4 кл. : рабочая тетрадь / прот. Виктор Дорофеев, О. Л. Янушкявичене. – М. : Про-Пресс, 2010. – 36 с. : ил.
Древо доброе. Учебное пособие для изучения основ православной культуры в начальных классах. 4-е издание книги Ольги Янушкявичене, дополненное и переработанное священником Игорем Киреевым. Сергиев Посад : Типография ПИПЦ, 2003. – 48 с.
Екимова, Е. Ангел по небу летел / Елена Екимова. – Изд-во Дмитрия Харченко, 2008. – 17 с. : ил.
Жукова, В.В., Волкова, Т.Г. Я иду на урок в воскресную школу: Закон Божий и уроки детского творчества. – М. : Издательство Московской Патриархии, 2010 – 192с. – ил.
Зёрнышки : добрые истории для малых ребят. Вып. 7. – Рязань : Зёрна-Слово, 2009. – 32 с.
Золотое сердце : православ. календарь для девочек, 2011 / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2010. – 25 с. : ил.
Иванова С. Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – 336 с., ил.
Искорки света : рассказы для детей / сост. Борис Ганаго. – 2-е изд. – Минск, 2008 (ПРУП «Мин. фабрика цв. печати»). – 71 с. : ил.
Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.; худ. Г.Л. Ивановой ; пересказ Малишевской О.В. – Изд-во Белорусского Экзархата Московского Патриархата, 2011. – 16 с.
Королева, Е.А. Божий мир : кн.-помощница / Елена Алексеевна Королева. – М. : Смирение, 2009. – 16 с. : ил.
Лукашевич, К. Первое словечко / Клавдия Лукашевич. – М., 2006. – 272 с.
Мистер Самоделкин : газ. для детей младшего шк. возраста. – Н. Новгород, 2013. – № 3 : Цветы для мамы. – 19 с.
Музыкина, В. Подарок маме / Валентина Музыкина ; Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. Наталия Иванищева. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2010. – 36 с. : ил.
Память его да будет незабвенна: житие священномученика Иллариона (Троцкого). / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. А. Подивилова ; пересказ монахини Евфимии. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. , 2011. – 24 с.
Помните, дети, пятую заповедь. – [Б. м.] : Семейн. б-ка, 2010. – 56 с. : ил.
Посмотри и раскрась [Изоматериал]. – М. : Фламинго, 2012. – 16 с.
Притчи аввы Макария в пересказе для маленьких / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. Людмила Евдокимова ; пересказ Марины Алешиной. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. , 2012. – 20 с.
Раскрась и наклей [Изоматериал]. – Н. Новгород, 2013. – № 2 : Все профессииважны. – 19 с.
Саша и Даша : православ. журнал для детей. – Н. Новгород, 2012. – № 3. – 23 с.
Святая ночь / сост. Сергеева Л. ; худ. Капустяк Е. – Днепропетровск : АРТ-ПРЕСС, 2005. – 14 с. : ил.
Святой адмирал . / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. Горняк М.В.; пересказ Фонова С.П. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. ; Чтение для рус. детей, 2010. – 32 с. : ил.
Симеон Афонский. Афон для детского сердца / монах Симеон Афонский ; Св. гора Афон, Пустынь Новая Фиваида Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря ; худ. Дина Безбородых. – М., 2011. – 64 с. : ил.
Снова у старца : рассказы старца Паисия для маленьких / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; худ. Елена Хисматова ; пересказ Марины Алешиной. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп. ; Чтение для рус. детей, 2008. – 20 с. : ил.
Христианский дух в пословицах и поговорках / сост. еп. Александр (Милеант). – М. : Фавор – XXI, 2003. – 47 с.
Худошин, А. Бисер небесный : рассказы для детей о рус. святых / Александр Худошин. – М. : Терирем, 2010. – 43 с. : ил.
Худошин, А.С. Русский Патерик для детей / Александр Худошин. – М. : Терирем, 2010. – 160 с.
Худошин, А. Патерик в изложении для детей / Александр Худошин. – М. : Терирем, 2011. – 184 с. : ил.
Что значит подарить радость? : Пасхал. рассказы и стихи / Православ. приход храма Св. Духа сошествия, г. Москва ; сост. Алла Фомкина ; худ. : Юрий и Ирина Юрасовы. – М. : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2012. – 16 с.
Шипошина, Т. Чистый четверг / Татьяна Шипошина. – М. : Изд-во Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 24 с. : ил.
Технические средства обучения
Компьютер.
Интерактивная доска.
Ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.eparhia-tmb.ru/ - Сайт Тамбовской епархии
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: методический раздел.
http://www.religion.historic.ru/ - история религии
http://www.foma.ru/- о православии в России
22