СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. Астафьев "Конь с розовой гривой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка дает учителю возможность воспитывать нравственные качества у учащихся на примере героя рассказа.

Просмотр содержимого документа
«В. Астафьев "Конь с розовой гривой"»

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Тема урока: «Знакомство с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Цели:

Образовательные цели:

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».

  2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

  3. Анализировать героев произведения.

Развивающие цели:

  1. Развивать навыки осмысленного чтения.

  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

  3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.

  4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

  2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Оформление: портрет В. Астафьева

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Ход урока

Имея ярко индивидуальную окраску,

Автобиографическую мотивировку,

Проза Астафьева в вершинных ее

Проявлениях воспринимается не как

Личностное творчество, а как стихийное

самовыражение опыта многих поколений.

Ю. Лошиц

Эпиграф:

 Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того

дивного коня с розовой гривой.

В.П. Астафьев.

I . Организационный момент

- Здравствуйте , ребята ! Сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором мы сегодня поговорим. Но прежде мы проверим ,  как вы подготовили ваше домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают интересные факты из биографии писателя, обсуждают вместе с учителем.

II. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны , почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

2 . Беседа

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После  смерти  бабушки  В. П. Астафьев  жил  в  детском  доме.  Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)

- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

- Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

– От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )

– Кто  из  детей  вам  больше  всего  понравился,  запомнился?  Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)

– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)

– Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)

- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? ( Чтобы приблизить рассказ к реальности  дать представление о том , как говорят люди данной местности .)

3. Словарная работа

- Какие диалектные слова встретились вам в тексте ? Назовите их .

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Заполошная – суетливая

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

III. Закрепление

1 . Продолжение «Расследования»

Наказание Удовольствие

На доске схематично изображаются весы с двумя чашами. Что перевесит: удовольствие, полученное в результатае обмана, или наказание, которое понес герой рассказа? (Дети рассказывают примеры из текста , подтверждающие чаши весов).

Давайте обощим: «Пришла беда-отворяй ворота»,- гласит русская народная пословица. Так и здесь: за одну маленькую оплошность цепляется вторая, третья. (Выстраиваем ход событий в хронологической последовательности, кратко упоминая уже проанализированные эпизоды и составляя на доске и втетради небольшую схему).

Герой не собрал ягоды наполнил корзину травой обманул бабушку украл калачи не признался в обмане.


2. Беседа + работа с текстом

- Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. (Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста . (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» .)

3. Составление таблицы

С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?

Это семья самого Виктора  и семья дяди Левонтия, соседа.

Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?

Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.

Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.

Что еще можно сравнить в этих двух домах?

Семья Катерины Петровны                              

Семья Левонтия

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме.

«Вытряхивала половики, занималась хозяйством.

 «Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

О чём нам говорит обстановка в этих домах?

  • Сразу видно, что в этом доме все трудолюбивы.

  • В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Обстоятельная бабушка-генерал.

Дед немногословный.

Дед аккуратно одет.

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

4. Ценности домаОтношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

Как же Виктор относится к этим двум мирам?

Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.

В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?

О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод  о походе за ягодами.

Что же там происходит?


Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды.

Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?

Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.

III. Подведение итогов урока . Рефлексия .

- Понравился ли вам сегодняшний урок ?

- Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

- Какие жизненные уроки получил герой?

  • ( Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

  • Признайся в содеянном

  • Раскаяние приносит облегчение

  • Спешить делать добро

  • Надо быть милосердным всегда

  • Люби ближнего своего как самого себя )

- Усвоили ли вы для себя какие – либо жизненные уроки ,прочитав данное произведение ?

- Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?

IV . Выставление оценок

V. Домашнее задание

1. Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.

2. Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.

3. Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!