Пояснительная записка.
В предлагаемых занятиях по профориентации рассматривается система психолого-педагогических и социальных мероприятий, помогающих каждому воспитаннику выбрать профессию с учётом индивидуальных особенностей, способностей и интересов, а так же потребностей общества.
Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной входит:
- профессиональное просвещение учащихся;
- психологическое изучение и классификация профессий;
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое принимается в подростковом возрасте. В силу личностных особенностей, выпускникам вспомогательных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. В 9 классах в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии. Поэтому цикл занятий «В мире профессий»
решает следующие вопросы:
- профессиональное просвещение учащихся;
- психологическое изучение и классификация профессий;
- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом, овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;
- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;
- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;
Цель:
формирование профессионального самоопределения посредством воспитания трудолюбия и активизации специально - организованной деятельности по получению информации о мире профессий, расширение границ самопознания.
Задачи:
Развивающие:
- знакомить с профессиями и правилами выбора профессии;
- развивать коммуникативные умения;
- способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний о профессиях;
- формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;
- формировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;
- научить детей правильному профессиональному самоопределению;
- помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;
Воспитательные:
- - воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
- воспитывать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях
-воспитывать активное участие в сохранении и укреплении положительных трудовых занятиях (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на занятиях, экскурсиях, (компетентность социального взаимодействия).
Ожидаемые результаты:
- повысить мотивацию воспитанников к труду;
- сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
- способствовать формированию обоснованного выбора пути получения профессии
Учащиеся должны знать:
основные характеристики профессий;
потребность и причины смены профессии;
классификацию профессий;
свои интересы и склонности;
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в мире профессий;
работать со справочной литературой.
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Форма работы | Количество часов |
1 | Профессии. Виды труда | час общения | 1 |
2 | «В мире тысячи дорог. По которой нам пройти? » | беседа | 1 |
3 | «Не хочу», а «надо» | аукцион - игра | 1 |
4 | «Мастерство добрых рук» | практикум | 1 |
5 | «О труде, о людях труда» | беседа | 1 |
6 | «Выбор профессии – выбор жизненного пути» | час общения | 1 |
7 | «Где хранят деньги?» | час общения | 1 |
8 | «Цена товаров на рынке и в магазине» | час общения | 1 |
9 | «Народное хозяйство – это интересно» | час общения | 1 |
10 | «Землю солнце красит, а человека - труд» | викторина | 1 |
11 | «Забытая старина: традиции, ремесла, мастера». | час общения | 1 |
12 | «Что такое карманные расходы» | беседа | 1 |
13 | «Профессии и специальности» | час общения | 1 |
14 | «Знаем и выбираем» | КИП | 1 |
15 | «Типы профессий. Матрица выбора профессий» | час общения | 1 |
16 | «В мире профессий» | викторина | 1 |
17 | «Кто нас кормит» | экскурсия | 1 |
18 | «Кто нас кормит» | час общения с элементами игры | 1 |
19 | «Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)» | час общения | 1 |
20 | «Космические профессии» | викторина | 1 |
21 | «Труд в почете любой» | КИП | 1 |
22 | «Военные профессии» | видеожурнал | 1 |
Литература
кн. «Технология. Профориентация. Тесты» И.П. Арефьева.
кн. «Профессиональное самоопределение учащихся» А.А. Васева.
кн. «Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта» Г.Т. Кулишовой.
кн. «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников» Н.С. Пряжникова.
Энциклопедия «Выбор профессии».
Интернет-ресурсы.