1.Актуализация знаний обучающихся Вспомнить изученный ранее материал о природных зонах | -Какой раздел мы изучаем? - С какими природными зонами уже познакомились? - Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо. Поработаем в группах. -О какой природной зоне идет речь? Отгадайте и покажите зону на карте (Детям раздаются тексты с описанием природных зон) Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей | 1. Орг.момент - Мы изучаем раздел « По родным просторам». - Изучили зону арктических пустынь, зону тундры, зону лесов, зону степей. Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны. 1 группа- «Это холодная безлесная равнина расположена южнее зоны арктических пустынь. Там царство мхов, лишайников и различных ягод»; (Тундра) 2 группа-« Это природная зона занимает больше половины территории России. Она богата разнообразной растительностью. Там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона) 3 группа- «Это царство льда и снега. Здесь нет сплошного растительного покрова, встречаются только мхи и лишайники». (Арктические пустыни) 4 группа «Это природная зона славится самой плодородной почвой-чернозёмом. Это царство трав. Из-за недостатка влаги здесь почти не растут деревья» (Степи) Проверка сделанных выводов | Познавательные Развиваем умение: 1.ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; 2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3.добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах. 4. делать выводы на основе обобщения умозаключений; Коммуникативные(работа в группе) Развиваем умения: 1.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных речевых ситуаций. 2.доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3.слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 5. учится уважительно относится к позиции другого, пытаться договориться. |
2.Целеполагание Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий. | – Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. В ваших описаниях ничего не сказано об обитателях природных зон. Разобраться в этом поможет игра. Игра «Кто, где живёт?» Цель игры: Актуализация знаний об изученных природных зонах. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. На доске названия природных зон. Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают. (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. – Посмотрите, что у нас получилось? – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему? – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? Кто знает в какой? – Вы, конечно, догадались, природу, какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке? -Какова цель нашего урока? - Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока. | Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам. (Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия). - Суслика и сайгака нельзя поместить ни в какую зону. - В пустыне. -Мы будем исследовать природную зону пустынь, её растительный и животный мир. -Узнать особенности природы зоны пустынь. 1.Климат; 2.Растительность; 3.Животный мир | Регулятивные Развиваем умения: 1.самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; 2.совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3.составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом 4.работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса Коммуникативные Развиваем умения: 1.Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных речевых ситуаций. 2.доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3.слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; 4. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; 5. учится уважительно относится к позиции другого, пытаться договориться. Коммуникативные (работа в группе, контроль за собственной деятельностью) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) Умение придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. Регулятивные (принятие цели) Регулятивные (постановка задач, планирование действий) |
3.Открытие новых знаний 1)Определить зависимость климатических условий отособенностей расположения 2)Узнать особенности растительного и животного мира. | -Пустыня. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить: Солнечный, жаркий Жёлтый поток Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд. Жёлтая птица неслышно плывёт. -Какой представили себе пустыню? Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах. -Какими источниками будете пользоваться? (источники имеются в классе) Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию. Выпишите опорные слова в тетрадь на с. 54 (задание №2) 1группа - определить места расположения пустынь, установить особенности климатических условий. 2группа - узнать об особенностях растительного мира 3 группа - узнать об особенностях животного мира. Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации. – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? -Можно ли в пустыне встретить участки, богатые растительностью? -Сделаем вывод об особенностях растений пустынь. -Как животные пустыни приспособились к трудной жизни? -Слово пустыня произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ. Почему у пустыни два хозяина: солнце и ветер? | Дети слушают с закрытыми глазами Ответы учащихся. -Учебником, рабочей тетрадью, атласом, атласом – определителем « От земли до неба» картами, словарём, энциклопедиями, гербариями, иллюстрациями. Вспомним, что знали раньше. Работа в группах, с использованием имеющихся в классе источников информации. Выступление детей 1группа – В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до+70. Зима в пустыне короткая, но очень холодная (используется карта и картинки с пейзажами пустыни) -Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо. 2гр. Рассказ о верблюжьей колючке (корни до 20 м.), джузгуне (его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются и удерживают песок). В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, они растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги. ( используется гербарий, иллюстрации) - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами. Просмотр видеосюжета Особенность растений пустыни: - длинные корни- глубоко ищут влагу; -листья мелкие или колючки – меньше испарения. 3группа- Рассказ о черепахе, тушканчике, змеях и верблюде. Называются их приспособленность к жизни в пустыни. (Показ иллюстраций с животными) Просмотр видеосюжета о верблюде. Особенности животных пустыни: -защитная окраска; - нетребовательность к пище; - могут подолгу обходиться без воды; -могут впадать в спячку -Нет. Самая главная особенность пустынь- недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях. -Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Регулятивные (удержание цели урока) Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации) Коммуникативные (сотрудничество в группе, построение монологических высказываний) Познавательные (преобразование информации, знаково-символические) Коммуникативные (умение сформулировать свою мысль в устной речи) Познавательные ( установление причинно-следственных связей) Познавательные (логические) Личностные (своё отношение к фильму) Познавательные (логические, умение сделать вывод, установление причинно- следственных связей) Познавательные (логические, вывод) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (логические, причинно – следственные связи) Коммуникативные (выражение своих мыслей в устной речи ) |
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться узнавать характерные признаки пустыни на основе самоконтроля | Учитель читает высказывания: 1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. 2.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. 3. Пустыни бывают песчаные и глинистые. 4.Зона пустынь сменяет зону лесов. 5.Верблюд не может долгое время обходиться без воды. 6.Корни верблюжьей колючки растут на глубину почти 20 метров, добывая влагу. | Учащиеся слушают задание и, если согласны - поднимают зелёный диск, если слышат, хоть небольшое несоответствие – красный диск | Познавательные (логические, вывод) Регулятивные (контроль) |