Варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики.
1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Пример №1.
7 класс. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
(3Х + 7) ∙ 2 – 3 = 17
6Х + 14 – 3 = 17
6Х = 17 – 14 – 3
6Х = 0
Х = 0
Естественно при проверке ответ не сходится Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
Пример №2.
Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. Проблемная ситуация. На другой урок у них радостные лица – они решили.
Вот такие примеры активизируют деятельность учащихся.
2. Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.
Пример №1. 7 класс. Тема: «Линейная функция»
Обычная форма задания:
Функция задана формулой у = х + 5.
Найдите значение функции при х = 0; 7; -5; 1.
Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано у = х + 5. На доске заготовлена таблица:
Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.
Пример №2. 7 класс. Тема: «Формулы сокращённого умножения»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать её, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и её показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 597. Но каким был показатель не говорят. После очередного допроса преступники сказали, что показатель степени является корнем уравнения
( 2y +1)2 – 4y2 =9
y = 2
5972 = (600 – 3)2 =6002 -2 ∙ 600 ∙ 3 + 32 = 360000 – 3600 + 9 =356409
Пример №3. 9 класс. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”
Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?
Решение проблемы (1 + 100) ∙ 50 = 5050
Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.
3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
Пример №1. 5 класс. Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
Пример №2. 5 класс. Тема: «Площадь прямоугольника»
На прошлом уроке ребята мы измеряли длину и ширину нашего класса и по формуле, нашли его периметр. Р =( а + в)∙2 = (6 + 5)∙2 = 22 м. Помните!
Посмотрите, пожалуйста, на пол. Краска сносилась, много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно покрасить пол. Давайте с вами посчитаем, сколько денег нужно будет собрать с каждого родителя на покраску пола в классе, если 1 банка краски стоит 120 рублей и её хватает, чтобы покрасить 35 кв.м.
Проблемная ситуация. Для решения этой задачи нам нужно найти площадь пола (площадь прямоугольника).
До решав задачу до конца, получаем, что с каждого родителя придётся собрать по 40 рублей. А если в классе ещё что- то потребуется подкрасить, да ещё на ремонт школы?! Представляете, какие это деньги и как нам нужно беречь пол в классе и в школе.
4. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.
Пример №1. 7 класс. Тема «Формулы сокращённого умножения»
Вычисляем (2 ∙ 5)² = 2² ∙ 5² = 100
(3 ∙ 4)² = 3² ∙ 4² = 9 ∙ 16 = 144
(5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36
(3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25
Попробуйте сосчитать по-другому.
( 3 + 4)² = 7² = 49
Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?
( 3 +4)² ≠ 3² + 4²
5. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.
Пример. 7 класс. Тема «Решение задач»
На заправке села Колонтаево две цистерны. В начале посевной обе цистерны заполнены. В первой было 59 т бензина, а во второй – 44 т. Через сколько дней в цистернах останется одинаковое количество горючего, если ежедневно из первой цистерны ежедневно расходуется 5т, а из второй – 2 т.
Решают с помощью уравнения (алгебраический)
59 – 5х = 44 – 2х
А вот вчера четвероклассник Стас, который не умеет решать такие уравнения, тоже смог её решить.
Проблемная ситуация: какой способ он предложил (арифметический).
6. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.
5 класс. Тема «Длина окружности»
Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С = π∙d, где d диаметр окружности. Вопрос: а что же такое π?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1. Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.
2. Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.
3. Найдите значение π, как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором.
4. Каждой паре занести вычисленное значение π в таблицу на доске.
Полученные значения π
1 пара | 2 пара | 3 пара |
| | |
Среднее арифметическое = (1 пара +2 пара +3 пара):3 Значение π от 3,1 до 3,2 |
π это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой.
π = 3,1415926…
Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «это я знаю и помню прекрасно»
В дальнейшей работе мы будем использовать значение π = 3,14. Исследование проведено. На уроке кроме исследовательской работы удачно использовалась работа в парах. Сотрудничество и взаимопомощь принесли желаемый результат. Проблема решена.