«ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА – В ТРУДЕ!»
Труд – это единственный титул
истинного благородства.
Роллан Ромен
Цель – формирование отношения к труду как главной ценности личности.
Ребята, мы сегодня с вами поговорим о труде.
Писатель Л.Н.Толстой сказал о труде так, что “ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство”.
Согласны ли вы с этим утверждением? Какие достоинства человек сохраняет, когда он трудится? А что значит для вас труд?
Ответы детей
Испокон века люди придавали большое значение труду как главному источнику существования, как источнику физического и духовного развития. Много поговорок, загадок народ сложил о труде.
Э.Хемингуэй сказал: “Работа – это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти только одно избавление – в работе”.
Виталий Закруткин написал о труде так:
“Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни помянут его добрым словом и назовут творцом”.
Какая главная мысль выражена писателем в этом рассказе?
Что значит труд в жизни человека?
Какие качества характера приобретает человек – творец? Хотели бы вы развить в себе эти качества?
Ответы детей
Вы слышали, наверное, крылатое выражение “Кто не работает, тот не ест”? Что оно обозначает?
Знаменитые слова “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что многие даже и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.
Тема труда вдохновляла многих писателей и поэтов. Валерий Брюсов в стихотворении “Работа” создал настоящий гимн труду:
Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом –
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, –
Часы за упорным трудом!
Иди неуклонно за плугом,
Рассчитывай взмахи косы,
Клонись к лошадиным подпругам,
Доколь не заблещут под лугом
Алмазы вечерней росы!
На фабрике в шуме стозвонном
Машин, от колес, и ремней
Заполни с лицом непреклонным
Свой день, в череду миллионном,
Рабочих преемственных дней!
Великая радость – работа, –
В полях, за станком, за столом, –
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, –
Часы за упорным трудом!
Для чего вообще трудится человек?
Назовите знаменитых людей, исторических деятелей, которые вызывают у вас восхищение своими трудовыми подвигами?
Ответы детей
Во все времена писатели прославляли труд, как главное мерило личности.
В своих художественных произведениях Макаренко не уставал разъяснять очень ценную мысль, что производительный труд – сильнейшее педагогическое средство.
В книгах “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях” труд показан как основная воспитательная и движущая сила.
Без прекрасных творений ума и сердца Макаренко – колонии имени М.Горького и коммуны имени Ф.Э.Дзержинского, – без его открытий в теории воспитания невозможно представить сегодняшний день.
Труд, общественное производство Макаренко считал наиболее благоприятными условиями для воспитания и сплочения коллектива. Макаренко говорил: “Давая коммунарам высокую квалификацию, связанную со средним образованием, мы в то же время сообщаем ему многие и разнообразные качества хозяина и организатора. В самостоятельном решении производственно-экономических и социальных вопросов для коммунаров прежде всего место приложения их общей энергии, но это не энергия людей, отказывающихся от личной жизни, это не жертва подвижников, это разумная общественная деятельность людей, понимающих, что общественный интерес – это есть и интерес личный”.
На примере колонии можно увидеть, как в трудовом усилии воспитывается не только подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже нравственная подготовка. Человек, который старается на каждом шагу от работы увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный.
Скажите, чем занимались мальчики и девочки в колонии? Как они относились к труду? Все ли одинаково любили труд, осознавали его необходимость в становлении и воспитании нового человека? Почему? Как поступали с теми, кто не хотел трудиться? Приведите примеры из книги Макаренко “Флаги на башнях”.
Ответы детей
Макаренко начинал в очень тяжелой обстановке в коммуне имени Дзержинского. Хоть и здание было очень красивое, с великолепным вестибюлем, прекрасными классными комнатами…но не было ни одного порядочного станка. Мастерские : сапожная, швейная, столярная были в ужасном состоянии, не было самого необходимого оборудования. Можно ли работать в таких условиях и выпускать качественные изделия?
А коммунары смогли. Поначалу, конечно, было очень трудно. Вспомните эпизоды из книги.
“Никакого цеха и не было. К стене машинного отделения, вздрагивающей от гула станков, снаружи кое-как был прилеплен дырявый фанерный навесик. Он составлял формальное основание сборного цеха; под навесиком помещалось не более 4 ребят, а всего в цеху работало человек 20. все остальные располагались просто под открытым небом…
На площадке густо стояли примостки различной высоты и величины, сделанные кое-как из нестроганных обрезков. Некоторые мальчики работали просто на земле.
На площадку эту из машинного отделения высокий чернорабочий то и дело выносил порции отдельных деталей. Деревообделочная мастерская колонии производила исключительно театральную, дубовую мебель. Детали, подаваемые из машинного отделения, были: планки спинок, сидений, ножки, царги, проножки. Собирали театральные стулья по три штуки вместе, но раньше, чем собрать такой комплект, составляли отдельные узлы: козелки, сидения… Сборкой узлов и целых комплектов занимались более квалифицированные мальчики. Они работали весело, стучали деревянными молотками”. (с.106-107, “Флаги на башнях”)
И на эти мастерские, которые можно так назвать, Наркомпрос возлагал большие надежды. В первые три года коммуне имени Дзержинского пришлось пережить большую нужду, но именно эта нужда и стала прекрасным стимулом для развития труда. Все усилия колонии были направлены на то, чтобы заработать.
Скажите, как зарабатывали колонисты в первые годы?
Ответы детей
Первый год колонисты много работали в своих столярных, они делали все, что требовалось для домашнего обихода – стулья, шкафики. И были заказчики. Продукция, сделанная на подобных станках не могла соответствовать стандартам, поэтому она была низкого качества. Заказчики обижались; было очень трудно свести концы.
Кто помог колонии выжить? Как Соломон Борисович поставил производство? Как выходили из положения, если стулья получались с браком?
Ответы
Со временем в колонии все наладилось. Упорство, вера, трудолюбие – вот что помогло мальчишкам и девочкам удержаться на плаву.
Назовите мальчиков, которые запомнились вам больше всех?
Почему Ваня Гальченко сразу “влился” в рабочую струю колонии, хотя у него не все так гладко получалось? О чем часто спорили колонисты с Соломоном Борисовичем?
Ответы детей
В 1931 году в колонии началось строительство первого завода металлообрабатывающей промышленности.
Что он должен был выпускать? Для чего нужны были сверлилки?
Расскажите, как началось строительство нового завода.
Ответы детей
Итак, мы можем смело утверждать, что труд – это мерило ценности человека. Активная жизненная позиция формируется в разнообразных видах деятельности, среди которых учеба является главным делом школьника. Вам учителя говорят, что вы должны овладевать знаниями, учебными умениями и навыками, готовить себя к выбору профессии, где вы будете трудиться.
В чем гражданский смысл учебы? Каким образом ваша учеба связана с вашим будущим? Принесет ли она пользу для общества?
Что значит – учиться на совесть? У кого жизнь труднее: у двоечника или отличника?
Обсуждение вопросов
Говорят, что труд облагораживает человека, делает его добрее, сильнее. Да, это так. Мы с вами только что убедились, обсудив книгу Макаренко А.С. “Флаги на башнях”. Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь, он изменяет и самого себя, воспитывает в себе лучшие качества: целеустремленность, благородство помыслов, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, стойкость в преодолении невзгод, потребность в постоянном самосовершенствовании. Труд создал человека. Он вновь и вновь создает каждого человека.
Ваша учеба – это ваш долг и право. Вы должны с большой ответственностью относиться к учебной, трудовой, общественной деятельности, поручения все выполнять добросовестно.
Ребята, никогда не забывайте, что всякий труд требует напряжения сил, воли, преодоления трудностей, собственной лени.
В нашем обществе человека ценят за добросовестный труд. Труженики пользуются у нас всеобщим уважением и почетом.
Я желаю вам, чтобы вы стали настоящими тружениками и пользовались уважением и почетом.