План урока:
Орг. момент
Устный счёт
Арифметический диктант
Решение задачи с помощью палетки (площадь фигуры)
Физминутка
Работа в группах. (Решение задач)
Защита проектов
Итог
Оценивание
Ход урока.
І. Орг. момент
психологический настрой на работу.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Учитель спросит -надо встать
Когда он сесть позволит -сядь
Ответить хочешь не шуми,
А лучше руку подними.
Настроенье, каково?
– Во!
Все такого мнения?
– Все без исключения!
Может вы уже устали?
– Мы с собой таких не брали!
Может ляжем отдохнем?
– Лучше мы урок начнем!
Время не теряем,
К работе приступаем!
II.Актуализация опорных знаний
Игра «Ответь одним словом» Вопрос учителя | Ответ детей | Сколько секунд в 1 минуте? | 60 | Самая маленькая из известных вам единиц длины | мм | 2000кг – это…. | 2тонны | Поставьте знак , 90мин* 1ч.20мин, 1350м* 2км , 1кг*200гр | 90мин1ч.20мин, 1350м 1кг=1000гр | Дополни предложение. мм, см, м, км- это единицы измерения… | длины | Г, кг, ц, т-это единицы измерения | массы | См2, м2, дм2, га, а | площади | Велосипедист выехал с одного пункта в другой расстояние которого было 1км200м. Проехав 1/3 часть сделал остановку. Какое расстояние велосипедист проехал до остановки? | 1км200м=1200м 1200:3*1=400м Ответ 400м. | |
III. Постановка цели и определение критериев успешности учебной деятельности.
Создать условия для формулирования цели и критериев успешности учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже изветно учащимся.
- Опираясь на предыдущие вопросы, сформулируйте тему урока. (величины)
- Исходя из темы,какие задачи мы поставим? (Отрабатывать действия с величинами)
- А какими знаниями и умениями мы должны обладать, чтобы быть успешными на уроке?
Наводящие вопросы, которые помогут учащимся сформулировать критерии успешности:
- Что вам помогло ответить на вопросы?
Знаю меры массы, длины, времени и другие.
- Как вы смогли сравнить величины?
- Что вам помогло производить действия с величинами?
Умею переводить одни единицы в другие, более мелкие или более крупные.
Умею решать задачи с величинами.
По этому плану мы будем продвигаться в течении урока.
В конце урока каждый из вас (опираясь на критерии успешности:
+ знаю, умею;
+ - испытываю затруднения;
+- не получается, нуждаюсь в помощи) сможет себе сказать:
«Я понял тему «величины» и могу двигаться дальше!» или «Мне стоит вернуться и отработать определённые умения!»
Подготовим таблицу-памятку «Величины»
- Ребята, мы с вами изучили раздел «Величины». Сегодня на уроке обобщим знания о единицах длины, площади, массы, времени, будем решать примеры на умножение и деление многозначных чисел на однозначное; увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз, а также решать составные задачи на нахождение нескольких долей из целого.
- Ребята, к нам пришло письмо, давайте прочитаем его.
(Слайд № 3 - письмо)
«Дорогие ребята! Пишет Вам Шарик из Простоквашино. Мы с Матроскиным давно в ссоре из-за того, что не могу правильно разделить участок.
Ребята, прошу Вас, помогите ему в этом вопросе. А у меня возникла небольшая проблема с расчётами. Вы нам не поможете, так как Дядя Фёдор занят. У него олимпиада по математике.
Шарик и Матроскин из Простоквашино.»
- Ребята, поможем нашим друзьям? (Да, поможем)
ІІ Устный счёт.
- Отгадав загадку, мы узнаем, на чем доберёмся до наших друзей (о поезде):
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(поезд) (Слайд № 4 - поезд)
- Ребята, вот ваши билеты на поезд. Решив примеры, вы займём свои места в вагоне.
(Слайд № 5 – примеры)
220 * 4=55 246 : 6 =41
320* 10=3200 927 : 9 =103
25 * 5 =100 648 : 6 = 108
109 * 6 = 654 34000 : 1000 =34
4600 : 100 =46
- Итак, ребята, наш поезд отправляется.
III. Арифметический диктант.
- Пока мы в пути, откроем тетради, запишем число 15 декабря. Классная работа.
Нам надо узнать, сколько километров до станции Простоквашино. А для этого каждый загадает любое однозначное число кроме нуля и запишет его.
- Записали? (Да)
(Слайд № 6 – арифметический диктант. Двое у доски)
- Умножь его на 5;
- Произведение увеличь в 2 раза;
- К результату прибавь 14;
- Из суммы вычти 8;
- Отбрось первую цифру результата;
- Оставшееся число умножь на 7;
- Раздели его на 2;
- Полученный результат умножь на 10.
( 6*5*2+14-8*7:2*10=210 км)
- Какой получился ответ? (210 км) Значит до Простоквашино 210км
Давайте вспомним:
Сколько метров в 1 км?
Сколько дм в 1 м?
Сколько см в дм?
Сколько мм в 1см? (запишем в нашу таблицу)
IV. Решение задач на нахождение площади с помощью палетки
- Ребята, нам пора выходить.
(Слайд № 7 – станция Простоквашино, лес)
- Посмотрите, перед нами лес. Наша дорога проходит через участок этого леса.
- Как вы знаете, Шарик любит охотиться с фоторужьём. Давайте, посчитаем площадь леса. ( Слайд № 8 - схема леса с палеткой).
- Ребята мы с вами умеем находить площадь прямоугольников, а как же можем найти площадь этой фигуры? (С помощью палетки)
- Что такое палетка? Чтобы узнать площадь фигуры, что нужно сделать?
- Молодцы. У вас на партах лежат листочки с изображением нашего леса. Найдите его площадь. (Самостоятельная работа учащихся)
- Кто же сосчитал площадь леса? ( км2)
- А как вы узнали, что площадь леса, что она примерно равна км2 ?
(Объяснения детей – надо сосчитать число полных квадратов к ним прибавить число неполных квадратов, разделённое на 2 – получится площадь фигуры)
Слайд № 9 – Площадь леса - км2)
(Слайд № 10 – физминутка)
V. Физминутка.
Впереди из – за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим-
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле!
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке,
Но закончилась игра, и опять нам в путь пора!
VI. Работа в группах
(Слайд № 11 – Усадьба в Простоквашино)
- Вот мы и пришли к Шарику и Матроскину (Фото на слайде).
Опираясь на таблицу решим задачки. У каждого из них для вас задания. С Шариком работает 1 ряд, а с Матроскиным – 2 ряд.
- Итак, задания для 1 группы: «Летом корова давала 12 литров молока, а осенью в 2 раза меньше. 1/10 литра молока - это сметана. Сколько литров сметаны получим в ноябре месяце?».
Памятка:
Сколько литров молока выходит осенью?
В одном литре сколько граммов?
Сколько выйдет граммов из 6 литра молока?
В ноябре сколько дней?
Сколько граммов сметаны получим за день?
Сколько литров сметаны получим в ноябре?
(Слайд № 14 – защита проекта)
VII. Защита проекта:
12 : 2 = 6л в день получаем осенью
1л = 1000г
1000 : 5 * 1 = 200г- получим сметаны из 1л молока.
30 дней в ноябре.
200 * 6 = 1200гр сметаны получим в день
30 *600 =18000г, 18000г =18л сметаны получим в ноябре
Ответ: 18 литров сметаны получим в ноябре.
Слайд № 12- задачи 2 групп
«Площадь прямоугольного участка 8 соток. 3/5 участка занимает огород, сад и картофельное поле. Ширина огорода – 7 м, длина – 9 м. Площадь сада в 2 раза больше площади огорода. Какова площадь картофельного поля?»
Памятка:
Вырази 8 соток в квадратных метрах
Узнай, какую площадь занимают огород, сад и картофельное поле
Найди площадь огорода
Найди площадь сада
Найди площадь картофельного поля
(Слайд № 13 – защита проекта)
VII. Защита проекта:
8 соток = 800 м2 -Площадь участка
800:5*3= 480 м2 -Сад, огород, картофельное поле занимают
7*9=63 м2- Площадь огорода
63*2=126 м2 -Площадь сада
480-(126+63)=291 м2=Площадь картофельного поля
Ответ: площадь картофельного поля 291 квадратных метров.
(Слайд № 12 – Усадьба в Простоквашино)
Заполним нашу таблицу
Возвращение домой.
- Итак, ребята, вы очень хорошо поработали. Помогли Шарику и Матроскину решить их проблему, а заодно помирили. Ну, а теперь пора нам возвращаться в класс. А наш обратный билет это задание на рабочем листе:
1.Вспомни меры длины.
2.Найди и закрась клетки с правильными соотношениями мер длины.
200гр=3л | 5000г = 5кг | 5мин = 300сек | 1л = 1 000гр | S=a*b |
1ч=60мин | 5км = 5000л | 4дм = 40см | 50мм = 5см | a=S*b |
7тн = 70кг | 9см = 90мм | 1сотка=1м кв. | 1кг = 1000г | b= S:a |
Слайд № 15
Рефлексия учебной деятельности.
- Знания по какой теме мы попытались обобщить и систематизировать сегодня на уроке?
- С какими заданиями вы справлялись легко?
- Что необходимо отработать, чтобы на последующих занятиях быть успешными?
Слайд № 16 – Спасибо за внимание!
VIII. Итог урока.
- Ребята, вам понравилось на уроке?
-Что больше всего вам понравилось делать на уроке?
IX. Оценивание.
Приложение 1.
Лист успешности
тема: Величины
+ знаю, умею; + - испытываю затруднения; - не получается, нуждаюсь в помощи
Знаю меры массы, длины, времени и другие. | |
Знаю соотношение между величинами. | |
Умею переводить одни единицы в другие, более мелкие или более крупные. | |
Умею решать задачи с величинами. | |
Приложение 2.
Форма урока: Игра - путешествие
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. В системе уроков – 13 урок.
Данный урок имеет следующие цели:
1. Образовательная:
Обобщить и закрепить знания, умения и навыки по разделу «Величины»:
- единицы длины площади, массы, времени;
- порядок выполнения действий;
- увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз;
- табличное умножение и деление многозначных чисел на однозначное;
- решение задачи на нахождение нескольких долей из целого;
2. Развивающая:
Развитие познавательных процессов – воображения, памяти, внимания, мышления, логического мышления;
Развитие математической речи учащихся;
Развитие интереса к предмету;
3. Воспитывающая:
Воспитание таких качеств, как дисциплинированность, аккуратность, опрятность, умение слушать учителя и учеников класса;
Воспитание эстетических, эмоциональных нравственных чувств, таких как доброта, взаимовыручка, помощь, дружба, любовь;
4. Валеологическая:
Методы по виду источников:
Словесный (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником);
Наглядный (наблюдение учащимися слайдов презентации путешествия);
Практический (наблюдение предметов в процессе путешествия, решение задач, примеров,);
Методы по виду деятельности:
Метод изложения учебного материала и руководство работой учащихся, проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, устные и письменные практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
Метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, решение задач, примеров, работа с учебником);
Форма организации деятельности:
Индивидуальная;
Самостоятельная работа
Оборудование:
Карточки;
Учебник;
Тетрадь:
ТСО:
Компьютер;
Проектор;
Экран;