СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Великая Победа: наследие и наследники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Великая Победа: наследие и наследники»»













«Великая Победа: наследие и наследники»

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста

«Тимофей Зубенко о своем прадедушке Бараненко В.И.»



Разработала: воспитатель Лаптева Г.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23
с.Таврово Белгородского района Белгородской области»

































Огромной удачей оказывается встреча с реальными людьми, причастными к памяти о великой Победе. Такая удача выпала воспитанникам МДОУ «Детский сад № 23 с. Таврово», когда стало известно, что в семье воспитанника нашего ДОУ Тимофея Зубенко бережно чтят память о прадедушке – ветеране Великой Отечественной войны Василии Ильиче Бараненко, творческом человеке, фотографе и художнике.

Мы попросили Тимофея и его маму Елену Николаевну Зубенко выступить перед старшими воспитанниками детского сада, рассказать о своем уважаемом родственнике.



Цели.

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям культуры. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне.

Изучение истории и культуры родного края на примере конкретной личности.

Стремление возродить традиции семейного воспитания.


Программные задачи.

Обучающие. Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих.

Развивающие. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру, человеческим качествам личности.

Воспитательные. Воспитывать духовно – нравственные ценности, умение работать в группе. Закреплять коммуникативные навыки.


Оборудование:  проектор, фотографии и слайды по теме занятия, иллюстрации на тему Великой Отечественной войны, изображения орденов и медалей, географические карты. Мольберты, уголь, бумага, калька, фломастеры. Спортивное оборудование для полосы препятствий.


Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.



Сценарий мероприятия


Звучит песня «Прадедушка» сл. Мазаила Загата, муз. А.Ермолова. Ребята входят в зал. Садятся на стулья.


Воспитатель: Сегодня у нас необычная встреча. В гости к нам пришла семья Зубенко: Елена Николаевна и ее сын Тимофей.

- Ребята, скажите какой праздник весной в мае отмечала вся страна?

Дети: День Победы.

Воспитатель: Кто из ваших родственников участвовал в Великой Отечественной войне?

Дети: мой прадедушка Павел Лукич, моя прабабушка Полина Ивановна и т д.

Воспитатель: Да, ребята, в этом году мы праздновали 75 лет Победы над фашизмом. В то далекое время каждый солдат, каждый человек внес частичку своего труда в великое дело Победы. И мы должны помнить героев великой войны. Они оставили нам в наследство чистое небо над головой, плодородные земли, отстояли наше право на свободную жизнь.

Сегодня Елена Николаевна и Тимофей расскажут нам о замечательном человеке, о своем дедушке и прадедушке, о нашем земляке Василии Ильиче Бараненко – участнике Великой Отечественной войны.



Тимофей Зубенко читает стихотворение Е. Никифоровой.


Мой прадедушка был на войне!
Он страну от врагов защищал,
И когда все горело в огне,
Его ангел крылом укрывал.

Он геройски прошел всю войну
И с Победой вернулся домой.
Я за мир благодарен ему
И горжусь, что прадед - герой!

Я ни  разу не видел прадеда.
И меня он не видел, не знал.
Но со мной на параде Победы
Он в "Бессмертном полку"  прошагал!

Елена Николаевна: Мой дедушка, а Тимофея прадедушка - Бараненко Василий Ильич родился 25 августа 1920 года в с. Репяховка Краснояружского района Белгородской области. С малого возраста помогал родителям по хозяйству. Пас коров, трудился в огороде. Присматривал за младшей сестрой.

В детстве у Василия проявились способности к рисованию. Рисовал угольком на обрывках бумаги. Заметив, как рисует сын, отец стал покупать ему бумагу карандаши, краски. В возрасте 18 лет Василий принял участие в конкурсе иллюстраций к поэме А.С.Пушкина «Цыганы». Получил награду конкурса и признание как талантливый молодой художник.

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами сейчас попробуем как Василий сделать наброски картины углем. Уголек – инструмент очень хрупкий, нежный, пользоваться им нужно аккуратно. Рассаживайтесь за столы, берите бумагу. Что можно нарисовать одним черным цветом, подумайте. Пусть это будут зимние деревья, ветки, или картины улиц города, с домами и дорогами. Фантазируйте! А в помощь вам мы покажем несколько рисунков углем на экране.

Дети рассаживаются за столы, берут бумагу и уголь, делают рисунки. Фоном звучит спокойная музыка, демонстрируются слайды.

Елена Николаевна: Окончив школу, Василий начал работать в колхозе. Потом работал на металлургическом комбинате, художником-оформителем в клубе. Перед началом войны был призван в армию и принят в школу авиаспециалистов. Эту школу окончил в мае 1941 года, получил специальность мастера аэрофотографии. Затем был направлен на военную службу в авиационный полк, находившийся на границе с Польшей. Там его и застала Великая Отечественная война.

Ребёнок: Что такое аэрофотография?

Воспитатель: Это фотографирование поверхности земли с самолета. Во времена Второй мировой войны это было очень важно. Кадры, снятые с воздуха, предоставляли командирам ценную информацию о действиях войск противника.


Елена Николаевна: С самого начала Великой Отечественной войны Василий Ильич принимал активное участие в боевых действиях в составе штурмового авиаполка. Он был аэрофотографом. Василий Ильич рисковал жизнью каждый день. Любой вылет мог стать последним, и требовал большого мужества. Самолет летал над линией фронта, по нему стреляли вражеские артиллерийские орудия, за ними охотились фашистские самолеты-истребители. И в этих невероятно сложных условиях надо было сделать качественные фотографии с очень большой высоты. Но аэрофотограф Бараненко справлялся с труднейшей задачей.

После совершения боевых вылетов Василий Ильич становился чертежником, переносил с фотографий на военные карты линии фронта, позиции наших войск и войск противника. Потом эти карты попадали к командиру полка, и он, глядя в эти карты, принимал самые важные военные решения.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами на некоторое время станем картографами. Ведь раньше не было специальной копировальной техники и каждый листок вручную перерисовывался специалистом. Попробуем сами начертить фрагменты карты.


Дети разделяются на 3 команды и рассаживаются за столы. На них лежат карты Белгородской области, листы кальки и фломастеры.


Воспитатель: Перед вами карты Белгородской области, нашего села Таврово, города Белгорода. Но они только по одной, а нам нужно их несколько. Возьмите, пожалуйста, прозрачный лист кальки, наложите его на карту, закрепите по уголкам зажимами. А теперь аккуратно обводите фломастером границы нашего края, улицы.


Дети занимаются картографией.

Воспитатель: Ребята, заканчивайте свои работы. Отложите карты в сторону, они нам еще понадобятся. Молодцы, отлично справились с заданием. Сложно быть картографом, правда? Тут нужны точность, аккуратность, усидчивость.

Карты мы нарисовали, а теперь посмотрим, какая команда быстрее доставит их в штаб. Сейчас мы скрутим их в трубочки и все дальнейшие задания вы должны будете выполнять, не выпуская карту из рук и стараясь не помять ее. Карту передаем друг другу как эстафетную палочку. Последний участник команды оставляет ее в обруче и возвращается к ребятам. Кто же сделает это быстрее?

Игра- эстафета. Три команды встают на старте друг за другом. У первого участника карта, свернутая в трубочку, как эстафетная палочка.

Полоса препятствий (стать в обруч, метнуть из него мяч в корзину, пролезть под дугой, построить башню из кубиков, оббежать фишку, вернуться к команде и передать карту следующему участнику).

Воспитатель: Молодцы! Быстро и ловко справились с такой непростой полосой препятствий. Вы настоящие бойцы! Теперь давайте дослушаем историю жизни Василия Ильича Бараненко, рассаживайтесь на свои места.

Елена Николаевна: С 9 августа по 3 сентября 1945 года дедушка участвовал в войне с Японией. Демобилизовался (т.е. возвратился с войны) в июне 1946 года.

Дети: А награды у него были?

Тимофей: Да, прадедушка был награжден боевыми наградами: орденом Отечественной войны II степени, медалями "За победу над Германией", "За победу над Японией", юбилейные медалями.

Елена Николаевна: После войны дедушка вернулся в родные края, жил в селе Ракитное и руководил Ракитянской художественной мастерской при районном Доме культуры. Тогда же он купил фотоаппарат и стал много фотографировать. Как художник и фотограф постоянно участвовал в выставках, занимал призовые места. Когда в 1997 г. открылся районный краеведческий музей, Василий Ильич передал ему пять больших альбомов с фотографиями – фотолетопись района. Специально для музея написал пять картин. А вообще он написал около 120 картин. Среди них пейзажи, портреты детей и внуков, близких людей, автопортреты.

Дети: Какой был дедушка? Чем с вами занимался?

Елена Николаевна: Для семьи он был просто папа и дедушка. Дедушка был ответственным, добрым, влюбленным в природу, в свой родной край. Мы с ним ходили рыбачить, в лес, рисовали вместе, он варил для внуков солдатскую кашу.

Воспитатель: Спасибо Елене Николаевне и Тимофею за интересный и познавательный рассказ. Мы знаем, как богата наша белгородская земля людьми, которые оставили след в истории родины. И нам было очень интересно узнать о вашем дедушке Василии Ильиче, о том, что вы помните и чтите его память. Мы с ребятами планируем летом съездить село Ракитное, в краеведческий музей и увидеть своими глазами картины и фотографии нашего земляка Василия Ильича Бараненко.

Ребята, наши гости рассказали нам много интересного. Давайте и мы порадуем их нашим выступлением.

Дети читают стихи белгородских поэтов Игоря Чернухина, Владимира Молчанова

Жив твой Белый город, жив -

На огнях пылавший

Тьму врагов он пережил

Пять веков, мой пращур…


Город ратный, трудовой -

Лебедь величавый,

Вольный город твой и мой,

Город русской славы,


И стоять ему века

Молодым и сильным…

Быть и быть ему, пока

Есть земля – Россия.

Край родной красив и молод,

Я горжусь его судьбой.

В нём дружны село и город,

Хлеб с железною рудой.

Воспитатель: Ребята, скажем большое спасибо Тимофею и Елене Николаевне Зубенко! Благодаря им мы узнали о героической и интересной жизни нашего прославленного земляка Василия Ильича Бараненко.

Воспитатель: Мы обязательно продолжим такие встречи. Для этого расспросите своих родителей о ваших прадедушках и прабабушках, попросите их поделиться с нами историями ваших семей.





















Приложение

Фотографии В.И.Бараненко, его работ, кадры с выставки.