Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Открытый урок
по окружающему миру
«Транспорт»
2 класс
Подготовила: Тарасова Наталья Александровна
учитель начальных классов
Первой категории
МКОУ «СОШ №2»
Курского муниципального округа
Ставропольского края
Ст.Курская
2022г.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
1) Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Ребята, не забывайте пользоваться карточками – помощниками.
2)Проверка дом. задания.
- Что такое экономика?(слайд)
-Какие отрасли экономики вы знаете?(слайд)
(сельское хозяйство, промышленность, строительство, торговля ,транспорт)
-Что является основным помощником в строительстве?
- Какие машины нужны на стройке?
- К какой отрасли экономики мы их отнесём?
2.Новый материал. Введение в тему
а). Учитель. Отгадайте загадки. Попытайтесь подумать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Дом по улице идёт, На работу нас везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках… (Автобус) | Моряком ты можешь стать, Чтоб границу охранять И служить не на земле, А на военном… (Корабле) |
Без разгона ввысь взлетаю, Стрекозу напоминаю. Отправляюсь я в полёт, Кто же это?...(Вертолёт) | Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. (Метро) |
Есть и водный, и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! (Транспорт) |
-Сегодня на уроке мы будем говорить о транспорте.
- Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать».
Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо»
- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов)
- Какой транспорт вы знаете?
- Как вы думаете, каким транспортом пользовались люди до появления машин, самолётов, поездов…? (первое транспортное средство – лошадь)
- Какие современные виды транспорта вы знаете?
- Чем они отличаются друг от друга? (способом передвижения: по земле,
по воде, в воздухе, под землей)
- На какие группы можно разделить весь транспорт?
Вывод: транспорт бывает наземным, воздушным, водным, подземным
(на доске вывешивается схема – опора).
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ С.73 №1
Проверка на слайде
-Все эти средства служат для одной цели – перевозке.
-Что или кого они перевозят?(Людей и грузы.)
Схема дополняется:
Пассажирский грузовой специальный
- Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?
(Пассажирский.)
-Если транспорт перевозит только грузы?(Грузовой.)
- Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки: милиция, скорая помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.
Откройте учебники на с.117 и прочитаем об этом транспорте.
-Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это - машина МЧС. Вызывают ее по телефону 112.
3.Физминутка с ускорением «Самолёт».
4.Работа в группах
По рабочей тетради с.75
Задание №2 должны привести три примера только того транспорта , который у вас по заданию.
На выполнение пять минут и записать в свои тетради.
Проверка :один ученик читает что придумали в группе.
5.Самостоятельная работа.
Продолжим работу в тетрадях задание 4.
Прочитайте задание шёпотом.
Теперь выполним по частям
Читает первую часть задания выполняют ,показывают, что выполнили. Затем читают и выполняют вторую часть.
Игра «Что у кого?» (работа в парах)
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У автомобиля колёса, … (ноги)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, … (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)
-Ребята, а как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофёр.)
- Какие ещё профессии, связанные с работой на транспорте вы знаете?
(Машинист, таксист, капитан, пилот, проводник и др. _
6.Рефлексия
— Что такое транспорт?
— На какие виды мы разделили весь транспорт?
— Как человек использует транспорт в своей жизни?
— Как транспорт влияет на загрязнение окружающей среды?
— Каким должен быть транспорт, чтобы он не загрязнял воздух?
— В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».
Транспорт – это средство передвижения. (+)
Автобус – вид воздушного транспорта. (–)
Корабль является наземным транспортом. (–)
К подземному транспорту относится метро. (+).
Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.
Транспорт приносит только вред человеку. (–)
Весь транспорт делится на группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
Шум автомобиля может испугать зверей. (+)
При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)
Водный транспорт передвигается по земле. (-)
— Проверим. Если у вас нет ни одной ошибки, то вы ставите «5», если 1-2 ошибки — «4», больше двух ошибок — «3».
- Какой же бывает транспорт?
- Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (каждый опасен по-своему)
- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (правила поведения)
Д.З.с.116 – 119 пересказ Р.Т.с.77 пожеланию
РЕЗЕРВ: Игра «Отгадай»(работа в парах)
– Подумайте, ребята, людям каких профессий принадлежат эти слова?
1. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить на работу. (Водитель)
2. С огнём бороться мы должны –
С водою мы напарники.
Мы очень людям все нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
3. – Малый вперёд, полный вперёд, так держать! (Капитан)
4. – Уважаемые пассажиры, мы рады приветствовать вас на борту нашего авиалайнера! (Стюардесса)
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
(получается следующая схема)
Игра «Доскажи словечко»
(называют транспортное средство и дают ему характеристику)
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай – общественное, наземное, пассажирское транспортное средство.)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина)
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой ... (велосипед)
Бежит при ветре споро
Без весел и мотора ... (парусник)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый ... (вертолет)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит .... (автомобиль)
Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в ... (ракетах)
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это ... (самолет)
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка ...
Кто такая? ... (электричка)
Создавать я начал флот.
Превратилась губка в ... (плот)
Когда-то основным транспортным средством людям служили лошади. Сейчас их почти полностью заменили машины. Люди, конечно, выигрывают от такой замены. А природа?
- Как же быть?
Ведь мы не можем отказаться от современных транспортных средств? (велосипед, троллейбусы, трамваи, весельные и парусные лодки. а также изобретать современные транспортные средства, которые не будут загрязнять окружающий мир)