СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе»

Статья на тему:

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе

Немыкина Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржавецкая средняя школа»

Белгородская область, Прохоровский район

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позво­ляющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащи­мися программного материала. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно обнаружить пробелы в вос­приятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся. Учитель при этом полу­чает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в про­цесс: дает индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит примеры, в случае выявле­ния ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие не­верному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений.

Основная задача контроля, по мнению Н.Ф. Виноградовой - выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение. Психолого-педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Рассмотрим подробнее перечисленные виды и формы контроля.

Предварительный контроль проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его - ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися материала, а также устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников. Периодический контроль способствует выявлению и оценке знаний и умений, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках. Его цель – установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала – темы, неполных тем (раздела) или полного курса.

Если же проверяется материал по системе уроков, которая охватывает определенно тему, то это тематический контроль. Его задача – проверить и оценить знания учеников по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением. Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное.

Специфика этого вида контроля заключается в следующем:

- ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность исправить полученную ранее отметку;

- при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

- возможность получения более высокой оценки своих знаний.

Следующая разновидность контроля - итоговый контроль. Итоговую проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся рекомендуется проводить в конце каждой четверти и учебного года. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы.

Таким образом, в начальной школе на уроках русского языка используются разнообразные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый, которые могут быть осуществлены в различных формах.