Министерство здравоохранения Иркутской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Усольский медицинский техникум»
Виды методических разработок.
Выполнила : Шеметова Н.Е.
Методическая разработка –это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом, в воспитательном процессе обучающихся.
Методическая разработка - логично
структурированный и подробно описанный ход
проведения учебного занятия.
Методическая разработка -
может быть как индивидуальной, так и коллективной работой .
Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качество подготовки по учебным специальностям.
Предварительная работа над методической разработкой:
• выбор темы разработки (должна быть актуальной, известной педагогу, у педагога должен быть накоплен определенный опыт;
• определение цели методической разработки;
• изучение зарубежной и отечественной литературы, методических пособий, передового опыта по выбранной теме;
• составление плана и определение структуры методической разработки;
• определение направления предстоящей работы.
Классификация методических разработок 1.Методическая разработка может представлять собой:
• разработку конкретного учебного занятия;
• разработку серии учебных занятий;
• разработку темы учебной дисциплины;
- программу внеурочной деятельности обучающихся;
- программу кружка, факультатива;
- программу дополнительного образования;
- разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
• разработку общей методики преподавания предметов;
• разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
• методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
2. Учебные издания подразделяются:
a) Учебник
• содержит систематическое
изложение учебной дисциплины
(ее раздела, части), соответствующее учебной программе;
• официально утвержден;
• предназначен для студентов.
б) Учебное пособие
• частично или полностью дополняет или заменяет учебник;
• допускает отход от программы для того, чтобы дать возможность обучающимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы;
- в содержание включается новый, более актуальный материал, чем в учебнике;
• может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины;
• официально утверждено;
• предназначено для обучающихся.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
- лабораторные практикумы;
- учебные пособия по семинарским занятиям,
- курсовому и дипломному проектированию;
- иллюстрированное учебное пособие;
- интерактивное электронное учебное пособие;
- справочное пособие;
- сборники упражнений и задач.
в) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
- содержат материалы по методике преподавания учебной дисциплины, междисциплинарного курса;
- методические руководства к учебникам и пособиям, разработки по конкретным занятиям;
- материалы по методике воспитания и развития студентов.
для
педагогических
работников
г) УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ
Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы, плакаты, словари, справочники, видеофильмы и др.)
• предназначено для обучающихся .
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебного материала.
Рабочие тетради бывают 3 типов:
Информационная – может быть использована при изучении дисциплины, материала к которой нет ни в одном учебнике или информация рассредоточены по разным источникам;
Тетрадь для контроля – используется после изучения темы. Благодаря такой тетради преподаватель может установить в каких операциях учащиеся допускают ошибки и устранить их на этапе формирования понятий;
Тетрадь смешанного типа , включающая
информационный и контролирующий блоки. Такая тетрадь содержит в себе новый учебный материал
и задания для контроля знаний и умений.
Какую роль играет Рабочая тетрадь в учебном процессе?
• Помогает осуществлять текущий контроль ЗУН;
• Позволяет оценить уровень освоения программы каждым учащимся;
• Активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
• Позволяет выявить слабые и сильные стороны образовательной программы;
• Улучшает качество образования и повышает эффективность учебного процесса;
• Является более доступной формой освоения сложного теоретического материала;
• Содержит в себе наиболее важные тезисы, выводы, показатели (даты, количество и другие цифровые сведения) по основным темам программы.
Структура рабочей тетради
обращение к учащимся;
тематическое наполнение содержания учебного материала в виде параграфов, тем, разделов (обязательно иллюстрированное);
система контрольных вопросов и заданий к параграфу, теме, разделу;
место для ответов учащихся и выполнения ими заданий;
словарь терминов;
библиография.
Виды заданий для рабочих тетрадей
• Сравнительная характеристика
• На соответствие утверждений
• Задания с иллюстрациями
• Задания с выбором одно правильного ответа из
нескольких или нескольких правильных ответов.
• Задания на составление текста из опорных слов
• Задания на дополнение, вставку пропущенных слов, терминов
• Задания с открытой формой ответа
• Задания на продолжение ответа
• Задания на определение последовательности событий, явлений
• Задания на выявление ошибок в тексте (Подчеркните ошибки и над неверными словами впишите правильные варианты
- методическая разработка теоретического занятия с применение инновационных педагогических технологий;
- методическая разработка практического занятия с применение инновационных педагогических технологий;
- учебно-методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- методическая разработка внеклассного мероприятия;
- учебно-методический комплекс темы;
- учебно-методический комплекс раздела;
- учебно-методический комплекс дисциплины;
- учебно-методический комплекс междисциплинарного курса (МДК);
- методическая разработка учебной практики с применение инновационных педагогических технологий.
Требования к оформлению методической разработки (МР)
1. Содержание МР должно отражать ее практическую, теоретическую и методическую значимость, планирование и достижение результатов. Содержательная часть должна быть структурирована.
- Структура МР должна соответствовать основным требованиям к заявленному типу и включать:
титульный лист, аннотацию,
оглавление, введение, основную часть,
список литературы, приложения.
3. На титульном листе МР указывается:
название работы,
фамилия, имя автора полностью,
полное название профессиональной
образовательной организации в соответствии с Уставом.
4. Обязательны две рецензии (внутренняя и внешняя).
В приложении могут быть представлены:
таблицы, бланки, чертежи, технологические карты, планы занятий (мероприятий), другие документы в
зависимости от вида методической разработки.