Словарно-орфографическая работа
на уроках
русского языка в начальных классах
Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Очень важно, чтобы такая работа проводилась из урока в урок, носила управляемый, диагностируемый характер.
Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в три этапа:
I . Предъявление нового слова.
II . Работа над запоминанием правописания слова, включение его в активный словарь младшего школьника.
III . Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
I этап.
Предъявление нового слова.
Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее обучающимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета.
Кто с рогами и хвостом
Пахнет сеном, молоком?
Кто мычит, наевшись травки
Возле дома у канавки?
Кто под вечер
нам парного
Молочка даёт?
к о рова
1. Отгадывание загадки.
2. Картинный диктант
ябл о к о
3. Узнать предмет по описанию.
Орудие труда с длинной ручкой и плоским широким концом. Применяется для рыхления земли.
Л О ПАТА
3. Отгадать ребусы, кроссворды.
Г
О
РА
Е
ЛЬ
5. Работа по перфокартам.
6. Предъявление слова- синонима или антонима.
быстро
медленно
начало
конец
слева
справа
7. Анаграмма
урожай
жаурйо
огород
доогор
овощи
щоиво
тетрадь,
7. Нахождение лишнего слова в строке.
автомобиль,
урожай,
трамвай,
самолет;
пенал,
телефон,
карандаш;
капуста,
помидор,
морковь.
солома,
8. «Собери слово».
Суб…ота, м…дведь, до…ога, п…сок, се…одня.
Суб б ота, м е дведь, до р ога, п е сок, се г одня.
БЕР Е Г
Игра «Собери слово из слогов»
9. Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-»
род
го-
реть
рох
ризонт
II этап.
Работа над слуховым образом словарного слова.
ЗА Я Ц
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу.
Проговаривание слова по слогам (орфографическое проговаривание)
З Е М-Л Я- НИ-КА
Уточнение лексического значения слова
а) Обращение к толковому словарю тетрадь слово произошло от греческого тетро – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради.
б) через контекст(выявление многозначности слов)
Этимологическая справка
Слово трамвай
Трам
вай
фамилия
человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам
что в переводе с анг. языка означает путь.
Включение нового слова в активный словарь
А) подбор синонимов и антонимов
Б)подбор однокоренных слов
В)составление словосочетаний
Г)составление предложений
л и с и ца
Запоминание правописания слова
П М И Д О Р
К Р З И Н А
П Р Т Р Е Т
2.Слова ассоциации
г А зета- бум А га
д И рект О р – кр И к, р О т
з А вод – труб А
ин Е й – б Е лый, сн Е г
к А пуста – з А яц
к А рандаш – гр А нь, бум А га
к А рман – дыр А
к О рабль – в О лны, б О цман, к О к
м А шина – шин А
с О бака - хв О ст
3. Рифмовки-ассоциации
Я лениться не привык, Я учу родной я зык. Вам советую, друзь я : « Я зык» пишите с буквой « Я ».
4.Запоминание правописания групп слов, связанных тематически
ШКОЛА:
АЛФАВИТ
ДЕЖУРНЫЙ
КАРАНДАШ
КЛАСС
ПЕНАЛ
ТЕТРАДЬ
УЧЕНИК
УЧЕНИЦА
УЧИТЕЛЬ
РАСТЕНИЯ:
БЕРЕЗА
ЗЕМЛЯНИКА
КАПУСТА
МАЛИНА
МОРКОВЬ
ОСИНА
ЩАВЕЛЬ
ЯБЛОКО
ЯБЛОНЯ
ЖИВОТНЫЕ:
ЗАЯЦ
КОРОВА
ЛИСИЦА
ЛЯГУШКА
МЕДВЕДЬ
ОБЕЗЪЯНА
СОБАКА
ПТИЦЫ:
ВОРОБЕЙ
ВОРОНА
СНЕГИРЬ
СОРОКА
5. Разделить слова на слоги
медвежонок, воробей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака.
6. Записать по алфавиту
соловей, ворона, петушок,
петух, воробьиха, сорока,
воронёнок, воробей, ворон,
соловушка, воробушек
Поставь в словах знак ударения, подчеркни буквы, которые надо запомнить или проверить
Птицы и звери:
7. Разделить слова на группы
воробей, ворона, заяц, корова, лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей
Подумай, сколько разных вариантов
разделения слов на группы
ты можешь предложить?
воробей
ворона
петух
сорока
соловей
заяц
корова
лисица
медведь
собака
Дикие и домашние животные:
заяц
лисица
медведь
корова
петух
собака
Птицы:
соловей
воробей
ворона сорока
петух
III этап
Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами
1 . Картинный диктант
Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности:
называют изображённый предмет;
объясняют правописание слова;
записывают слово;
ставят знак ударения;
выделяют в нём безударную гласную.
2.Слова с «окошками» Учитель показывает карточки со словами, с пропущенной орфограммой.
г * рой адр * с ур * жай р * кета ябл * к * п * нал
3.Выборочный диктант
Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку:
- Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку:
женского рода ( капуста, огурец, помидор )
- женского рода ( капуста, огурец, помидор )
единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)
- единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)
1 склонения (запад, сирень, осина)
- 1 склонения (запад, сирень, осина)
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль .
Ребята развели у реки костер .
Дежурный следит за порядком в классе .
4.Зрительный диктант
Подбор слов
1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь)
2) слова группируются по определённой орфограмме
(безударная гласная я за я ц, я зык, земл я ника )
Этапы работы
1)слова записываются на доске;
2)выделяются орфограммы;
3) проговариваются несколько раз;
4)записываются по памяти.
5. Разгадывание кроссворда
е
м
л
я
н
и
к
а
з
г
о
с
м
д
р
а
н
и
о
д
а
6. Творческий диктант
Учащимся предлагается заменить определение одним словом.
- главный город России (Москва);
- инструмент, которым забивают гвозди (молоток);
- диван, кровать – это…? (мебель)
7. Найди ошибки в словах.
Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание, жолтый.
Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства остаются неизвестными для людей, если не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли.
Калинин М. И.