СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по истории России 9 класс. Тема: История моего государства.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина по истории России 9 класс. Тема: История моего государства.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по истории России 9 класс. Тема: История моего государства.»

Викторина по истории России 9 класс. Тема: История моего государства.


Викторина по истории России 9 класс.

Тема: История моего государства.

Викторина проводится в конце учебного года.

Цели : прививать интерес к истории России; закрепление в игровой форме основных исторических событий; развитие логического мышления учащихся; способствовать лучшему запоминанию дат, персоналий, терминов.

Тип урока: урок-игра.

Предварительная работа: Учащиеся разбиты на 2 группы , на столах лежат листы для ответов. За неделю учащимся дается текст для подготовки. В жюри приглашаются два учителя и два ученика старших классов.

 

Учитель:

Ты должен посвятить  Отечеству  свой  век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Родина! Это слово с раннего детства знает каждый. Родина - это Отечество, страна, где человек родился, живет со своими родными и близкими. Любить Родину - это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и настоящим, беречь ее достояния, заботиться о будущем.

Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная истории. И сегодня, дорогие друзья, вы не только покажите свои знания о родной стране, но и узнаете много нового и интересного. 

Класс разделяется на две команды.

1 этап  «Древняя Русь» ( за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Текст любой летописи состоит из погодных ( составленных по годам) записи. аждая запись начинается: «В лето… И далее следует сообщение о том, что случилось в данное «лето». Что означает слово «лето»?

2. «Матерь русских городов» в древности. 

3. Кого в древности называли «страдалец»?

4. Кого в Древней Руси называли «погаными»?

5. О ком говорится в летописи «В лето 1137 7 марта бежал Константин посадил ко Всеволоду и несколько других добрых мужей»…

6. Кто такой «сыновец»?

7. Как называли вражеского воина?

8. Предметы роскоши и украшения у женщин. 

9. Кочевые племена, которые были на службе у русских князей. 

10. Воин, дружинник князя. 

11. Погреб для мёда, хмельного напитка. 

12. Братья Святополка Окаянного, убитые по его приказу в 1015 году. Они причислены к лику святых и считались покровителями русских князей и русского воинства. 

13. Прибалтийские племена. Их язык был непонятный славянам. Как их называли?

14. Как назывался певец, аккомпанирующий себе на смычковом инструменте гудке?

15. Что обозначали слова « взять под щит»?

16. Внешнее укрепление из кольев, служившее дополнительной защитой города и окружавшее большую территорию. 

17. Как называлось общее, братское кладбище в древности?

18. Балка, заросшая лесом. 

19. Славянство может гордиться тем, что один из уголков славянского мира Среднее Поднепровье, было описано отцом истории, и описано по всей вероятности, по личным впечатлениям. то он?

20. Как называлось земледелие, которое поддерживало у русских родоплеменной строй?

Ответы:

1. Год. 2. Киев. 3. Труженик, от слова «страда». 4. Всех язычников. 5. Бояре. 6. Племянник со стороны брата. 7. Ратник. 8. Узорочье. 9. Берендеи. 10. Мечник. 11. Медуша. 12. Борис и Глеб. 13. Чудь. 14. Гудец. 15. Завоевать. 16. Острог. 17. Скудельница. 18. Дебрь. 19. Геродот. 20. Подсечное. 

2 этап. «Всякая всячина».

1. Назовите три поля ратной Славы России?

(Куликово поле, Бородинское поле, Прохоровское поле)

2.. Что такое  - «тьма»?

(десять тысяч монгольских воинов назывались «тьма» («тумен»))

3. Назовите первое произведение о нашествии монголо-татар на Русь?

       («Слово о погибели Русской земли»)

 4. Говорят, что в войне самое страшное – ожидание начала атаки. И вот стояли два войска супротив друг друга молча, ни звука не разносили по полю. Но что это? Выезжают в поле два богатыря, два великана, два славных воина с обеих сторон. Назовите имена этих богатырей?

(Русский инок Пересвет и монгольский богатырь Челубей)

5. Какое сражение известно, как «битва народов»?

(под Лейпцигом в 1813году)

6. Эту битву Наполеон оценил так: «Доблесть в ней высказана наивысшая, а вот успех достигнут наименьший».

(Бородинское сражение)

7. Ф.И. Глинка в 1812 году писал:

Наш бог внимал мольбам и клятвам.

Но враг еще …одолевал!...

На Бородинские вершины

Седой орел с детьми засел,

И там схватились исполины,

И воздух рделся и горел.

Кого поэт назвал «седым орлом»?

(М.И. Кутузова, которому было 67 лет, когда он стал главнокомандующим русской армии)

8. Это слово первоначально существовало в военном лексиконе лишь как обозначение участника «партии», то есть отдельного отряда. В Отечественной войне 1812 года оно приобрело принципиально новый смысл и сохранило его до наших дней в значении «народный мститель»

(партизан)

9. «Великая армия» Наполеона! Что, кроме пепла и проклятий, оставила она после себя? Лишь одно слово, насмешливое и презрительное. Когда французы, полуживые от холода и голода, при своем бегстве стучали в крестьянские избы, то молили: «Шер амии, дю пэн…»- «Дорогой друг, хлеба…»С той поры шатунов и плутов, обманщиков, промышляющих на чужой счет, на Руси стали называть этим словом. Назовите это слово?

(Шаромыжник)

10. Этот величественный храм был воздвигнут в Москве в 19 веке в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. В 30-е годы прошлого века разрушен, а в 90-е года восстановлен. Кто автор этого проекта и что это за храм?

(Автор проекта – архитектор Константин Андреевич Тон (1794-1881). Храм Христа Спасителя строили с 1837 по 1883год, позднее был взорван большевиками. Ныне, отстроен заново)

11. Где состоялось самое крупное в истории танковое сражение?

(в районе поселка Прохоровка)

12. Назовите командующих Центральным и Воронежским фронтами в Курской битве?

(маршалы Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский и Николай Федорович Ватутин) 

13. Символ единения трех братских славянских народов?

(колокол «Единения» народов России, Украины и Белоруссии в п. Прохоровка. Открыт 3 мая 2000г.)

 

3 этап. Великая Отечественная война. (Презентация)

(Детям на слайде предложены вопросы и подсказки в виде иллюстраций), на которые они должны ответить в течение 7 мин, и записать свои ответы на листе. За каждый правильный ответ группа получает по 1(2) балла)

• Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (1 балл)(22.06.1941-9.05.1945)

• Сколько лет длилась война? (1 балл)(4 года)

• Кто был предводителем германских войск? (1 балл)(Адольф Гитлер)

• Что хотел Гитлер от войны? Получилось ли это у него? Почему? (2 балла). (Гитлер хотел завоевать российские земли и править ими. Ничего у него не получилось, так как силой духа, мужеством, доблестью отличался наш народ. Собрав всю силу в «кулак» мы победили).

• В каком крупном сражении первых месяцев войны родилась советская гвардия? Сколько месяцев длилось это сражение? (2 балла) (В Смоленском сражении, которое длилось два месяца)

• Сколько времени героически сражались защитники Брестской крепости? 

(1 балл) (1 месяц.)

• Сколько дней шли оборонительные сражения Ленинграда? (1 балл) (около 900 дней.)

• В каком году прошел первый парад Победы над германской армией?

 (1 балл) (9 мая 1945 года.)

 

4 этап. « Герои XX века ».

У каждого времени, у каждого века - свои герои. Для 20 века можно назвать тысячи таких имён, мы назовем лишь шесть. Герои они или злодеи - не берёмся судить. Они жили в 20 веке, оставили свой след, и кто-то ставит свечи за упокой их души - не белой и не красной, а просто русской души.

   1.Унтер — офицер, кавалер, двух Георгиевских крестов в годы Первой мировой войны; американский военный историк М. Кайден назвал его «чудо - маршалом»; принимал капитуляцию нацистской Германии, четырежды Герой Советского Союза, кавалер шести орденов Ленина, двух орденов Победы, трёх орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова 1 степени, ордена Октябрьской Революции, 20 иностранных орденов и медалей.

   2.Боевое крещение в чине поручика получил в годы русско-турецкой войны1877- 1878гг.; с именем этого генерала от кавалерии связаны крупнейшие достижения русской армии в годы Первой мировой войны;

принял новую власть. В годы Гражданской войны служил в Красной Армии.

   3.Уроженец города Уржума, профессиональный революционер с 18 лет. Делегат 2 Всероссийского съезда Советов;

Член РВС одиннадцатой армии, друг Серго Орджоникидзе. Первый секретарь ЦК РКП(б) Азербайджана;

С 1923 года - член ЦК партии, с 1926 года - руководитель областной партийной организации Ленинграда, секретарь ЦК. Убит 1 декабря 1934 года.

   4.Представитель династии Романовых. Имел высшее юридическое и военное образование; современники называли его «Палкин», «Кровавый», «вешатель»; по свидетельству современника, «обладал большим личным обаянием. Будучи тщательно воспитанным, он производил чарующее впечатление на своих собеседников...Очень мягкий, добрый, чрезвычайно деликатный и чуткий, он казался многим слабовольным или бесчувственным...»

   5.Он прибыл в Петербург пешком, босой. Благодаря своим суггестивным способностям оказался в ближайшем окружении царской семьи;

одни боялись его, другие испытывали к нему глубокое почтение, а третьи - ненавидели; его близость к царской семье породила множество слухов. Убит в результате заговора.

   6.Потомственный моряк, адмирал; член Императорского географического общества, участник полярных экспедиций. Лично был знаком с адмиралом С.О. Макаровым и норвежским путешественником Ф. Нансеном. В его честь назван остров в Северо - Восточном заливе;

«верховный правитель Российского государства», расстрелян в Иркутске, на берегу Ангары.

 

Ответы:

1. Георгий Константинович Жуков (1896-1974гг.)

2. Алексей Алексеевич Брусилов (1853-1926гг.)

3. Сергей Миронович Киров (1886-1934гг.)

4. Николай Второй (1864-1918гг.)

5. Григорий Ефимович Распутин (1864 или 1865 - 1916гг.)

6.  Александр Васильевич Колчак (1873-1920гг.).

 

 

5 этап « Турнир капитанов».

1. Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится славянская соседская община. ( Верфь- вервь.)

2. Какая разница в словах: крестьянский двор и царский двор?

3. Если к названию стихийного бедствия прибавить наименование принадлежности для игры в бильярд, получится фамилия предводителя народного ополчения XVII века. (Пожар, кий - Пожарский.)

4. Если прибавить к названию ноты форму одежды, то общество изменится. ( Реформа.)

5. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного и того же города).

6. По какой лестнице никто и никогда не ходил? (По феодальной.)

7. У какого города злой характер? ( Одиннадцать недель сопротивлялся город Козельск, и монголо - татары прозвали его злым городом.)

8. Какая фамилия у Петра Первого? ( Он из рода Романовых.)

9. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т.е. «денежный мешок».)

10. Когда в истории России в почёте была метла? ( В XVI веке при Иване Грозном опричники появлялись с метлой и собачьей головой; это означало, что они, как собаки, вынюхивают врагов и выметают их метлой.)

11. Когда в военной истории опасность представляла свинья? (Во время Ледового побоища войска немецких рыцарей были построены грозным клином - «свиньёй».)

12. У кого из исторических деятелей одинаковая судьба: они земляки и их разделяет столетие? (Степан Разин и Емельян Пугачёв из Зимовейской станицы на Дону были предводителями крестьянских восстаний: Разин в XVII, а Пугачёв в XVIII веке. Оба казнены в Москве.)

13. Кому и где поставила памятник «благодарная Россия»? (Минину и Пожарскому в Москве, скульптор И.П. Мартос.)

Подведение итогов.

- Давайте узнаем, какая команда победила в турнире!

 Подведение итогов. (Жюри объявляет победителей турнира)

Награждение.

-Спасибо всем кто принял участие в турнире, кто просто болел, кто помог



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!