Викторина
«Чудеса русского языка»
(Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5кл.)
Подготовила: Кийик Г.Д.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Морская средняя
общеобразовательная школа
Им. В.А. Дерягина»
городского округа Судак
ЦЕЛЬ:
Формирование умений мыслить самостоятельно, рассуждать, сочинять
Формирование коммуникативной компетенции;
Развивать творческие способности, логическое мышление;
Способствовать развитию интереса к изучению русского языка
Воспитывать чувство коллективизма, умения работать в команде, уважительное отношение к окружающим
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, жетоны
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Сегодня мы проводим викторину, посвященную русскому языку. В состязании участвуют 3 команды 5-ых классов. Вас ждут интересные задания, где нужно будет проявить не только знания по русскому языку, но и умение мыслить быстро и слаженно, быстрее других находить верное решение.
Есть в мире много языков У разного народа. Для нас же русский стал родным, И нет его дороже.
Красивый, тёплый и родной, Он согревает душу.
| На нём общаемся с тобой, Читаем, пишем, думаем на нём И мысли излагаем Прекрасней нет его для нас. Живём им, им и дышим. В России дружно мы живём, Все вместе "русский" учим. |
Сегодня мы и проверим, насколько вы богаты русским языком, какие его чудеса вы для
себя уже открыли, а чем он удивит вас сегодня.
I.Приветствие и представление команд и жюри
Оценивание проходит в форме жетонов, которые собираются в конверт каждой команды и затем подсчитываются.
1 конкурс: РАЗМИНКА. Каждой команде задается 7 шуточных вопросов. Правильный ответ – жетон.
1 команда: 1. На каком расстоянии ночью виден маяк, если он то потухнет, то погаснет?
2. Может ли аист назвать себя птицей?
3. Из какой тарелки не пообедаешь?
4. В каком месяце люди меньше всего разговаривают?
5. Что мы слышим в начале урока?
6. Что получится, если написать тридцать Я?
7. Чем заканчивается день и ночь?
2 команда: 1. Что у человека одно, у вороны—два, а в огороде—три?
2. Что можно видеть с закрытыми глазами?
3.Какие глаголы в конце имеют животное с ветвистыми рогами?
4. Какую часть слова можно найти в земле?
5. Какой болезнью на земле никто не болеет?
6. Сколько яиц можно съесть натощак?
7. Какое слово состоит из семи Я?
3 команда: 1. В каком слове стоят подряд три буквы Е?
2. На какое дерево ворона садится во время дождя?
3. Как из сорной травы сделать лебедя?
4. Что находится в начале книги?
5. Что у зайца позади, а у цапли впереди?
6. Какой год продолжается всего один день?
7. Что принадлежит только тебе, а пользуются им только другие?
Подведение итогов. Заполнение конвертов жетонами
2 конкурс МОРФЕМИКА: «Найди лишнюю морфему». Команды получают набор из 12 морфем, из которых должны за 2 минуты сложить 3 слова. Одна морфема лишняя. Команды получают столько жетонов, сколько успели собрать слов за отведенное время.
Игра со зрителями: (загадки)1. Виден край, да не дойдешь (горизонт)
2. Пять братьев вместе родятся, а ростом разные. (пальцы)
3. Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадает. И я никуда не пойду, пока он идет. (дождь)
4. Взглянешь—заплачешь, а краше его нет на свете (солнце)
5. Сторож плохой: слепой, глухой. Не тронешь—молчит. А тронешь-- кричит (звонок)
6. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова)
3 конкурс ЛЕКСИКА: «Фразеология». Что бы это значило? Команды получают карточку с фразеологизмами. Необходимо за 3 мин. объяснить лексическое значение выражений, подобрав к ним слова-синонимы. Каждый правильный ответ – жетон.
Кожа да кости ---
Дырявая память ---
На всех парусах ---
Как рыба в воде ---
Рукой подать ---
Кот наплакал ---
Куры не клюют ---
Как снег на голову ---
Хоть глаз выколи ---
Спустя рукава ---
Игра со зрителями: 1. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой. (тень)
2. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. ( яма)
3. Кто говорит на всех языках? (эхо)
4. Какой месяц короче всех? ( май)
5. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (огонь)
6. Место на реке. Где ее можно перейти. (брод)
7. отверстие вулкана (кратер)
8. Наука о небесных светилах (астрономия)
9. Место, где скрещиваются улицы (перекресток)
10. Речь одного лица (монолог)
4 конкурс ФОЛЬКЛОР: Слава русской речи велика
Год от году все сильней становится.
И острей граненого штыка наши поговорки и пословицы.
Команды получают чистый лист, на котором за 3 минуты должны записать как можно больше пословиц, фразеологизмов, поговорок с числительными. Количество выражений = количеству жетонов.
5 конкурс : «Пословица не зря молвится». Команды получают карточки с частями пословиц, которые нужно собрать по смыслу.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Что посеял, то и пожнешь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Игра со зрителями: 1. Кто он? Его бояться в лес – не ходить (волк)
2. Верный друг Гены. (чебурашка)
3. Мальчик—луковка (чипполино)
4. Летательный аппарат бабы яги (ступа)
5. Продавец лечебных пиявок (Дуремар)
6. Сказочное название скатерти (самобранка)
7. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (лягушка)
8. Девочка из цветка. (Дюймовочка)
9. Жилище бабы яги (избушка)
10. На каком мосту Иван победил Чудо-юдо? (Калинов)
6 конкурс СИНТАКСИС: Команды получают слова, из которых должны за 2 мин. собрать предложение. Жетон получает, кто первым справился с заданием.
С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.
Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.
Над землей стелется туман, а в лесу слышен шорох листьев.
Игра со зрителями: «Узнай героя».
1.«Это что за остановка? Бологое иль Поповка?» (человек рассеянный)
2. «Ты все пела? Это дело: так пойди и попляши!» (муравей)
3. «Я пришью ему новые ножки, и он снова побежит по дорожке» (Д.Айболит)
4. «А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел». (Винни-Пух)
5. «Спокойствие! Только спокойствие!» (Карлсон)
6. «Ах ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок!» (мойдодыр)
7 конкурс ЛОГИКА: Ребусы. Команды получают изображение 3х ребусов. Жетоны (три) –
команде, выполнившей задание первой. Остальные команды—сколько успели разгадать
ребусов за 3 мин.
Игра со зрителями: «Узнай героя».
«Ну, не обессудь , кума, больше угощать нечем» (Журавль)
«Попросилась лиса ко мне переночевать, да меня и выгнала» (Заяц)
«Поди, топор, наруби дрова, а вы, дрова, сами в избу вступайте» (Емеля)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша)
«тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» (Морозко)
«Только теперь ты бери себе вершки, а мне отдай корешки» (Медведь)
8 конкурс АНАГРАММЫ : Команды получают карточки со словами и, переставляя буквы, должны найти задуманное слово. Время -3 мин.
Игра со зрителями: «Угадай слово»
Первый слог—личное местоимение, второй—звук, который издает лягушка, вместе—овощ. (ты-ква)
Первый слог—личное местоимение , второй—синоним слова 2несчастье2, вместе—обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадка? (Я-пони-я)
-
9 конкурс: Срази соперника. Команды задают вопросы соперникам.
Подведение итогов. Награждение