СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Путешествие в Средневековье" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина для учащихся 6 класса "Путешествие в Средневековье" содержит занимательный материал по истории Средних веков и может быт использована на уроках истории в 6 классе, при проведении Недели истории и обществознания в школе.

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Путешествие в Средневековье" (6 класс)»

Викторина для учащихся 6 класса.

«Путешествие по Средневековью».

Дудник С.Н.: Добрый день, ребята! Сегодня мы совершим удивительное путешествие по истории Средневековья. Мы побываем в рыцарском замке, в средневековом городе, в крестьянском жилище и увидим много интересного.

На нашей викторине будет работать жюри: учитель русского языка Касимова Т.И., учитель английского языка Гладкова А.А., библиотекарь Белоглядова Л.В.
Ребята, сегодня у нас соревнуются 2 команды «Рыцари» и «Знатоки истории». Желаем вам успеха!

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: каждой команде я задам по 6 вопросов. Вы должны сразу дать ответы, если ответа нет вы говорите «дальше». Если ответ верный вы получаете 1 балл за каждый верно угаданный ответ.

Вопросы команде 1:

  1. Собственник орудий труда, самостоятельный работник в своей мастерской.

                                                                                (Ремесленник).

  1. Живописное изображение бога называют…         (Иконами).

  2. Человек, занимающийся обработкой земли.       (Крестьянин).

  3. Как называются хранилища документов?               (Архив).

  4. Сколько весит снаряжение рыцаря?                   (50 кг.).

  5. Металлическая пластинка с прорезями для глаз называется… (Забрало).

Вопросы команде 2.

1.Как называется грамота о прощении грехов?     (Индульгенция).

2. Человек, являющийся полной собственностью своего господина, это… (Раб).

3. Как называли участников завоевательных походов на Восток в XI – XIII вв.?               (Крестоносцы).

4. Как называется здание, где совершаются религиозные обряды?   (Храм).

5. Как называется военное состязание рыцарей?   (Турнир).

6. Как называются ежегодные торги, в которых принимают участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Упражнение «А, Б, В».

Условие: Средневековое общество состояло из трех больших групп людей. Образно люди того времени представляли это так:

«Три тела государства»

«Те, кто молится»                 «Те, кто воюет»                   «Те, кто трудится»

   Поставьте буквы в правильном порядке и восстановите названия этих групп (сословий). Соедините линиями сословие и тех, кто его представляет.

А – т ь е с н я р к в о т с;

Б – ц о р а р с т ы в;

В – о в т с н е о в х у д.

Приходские священники 1.                                          8. Рыцари

                 Ремесленники 2.                    А                  9. Крестьяне

                               Графы 3.                                         10. Король

                 Архиепископы 4.                 Б                   11. Аббаты

                             Бароны   5.                                           12. Монахи

                           Маркизы 6.                   В                    13. Папа римский

                         Епископы 7.                                         14. Купцы

(Ответы: А – крестьянство    2, 9, 14;

               Б – рыцарство         3, 5, 6, 8, 10;

               В – духовенство      4, 7, 11, 12, 13, 1).

Подведение итогов.

Конкурс №3. «Рыцари и их девизы».

Условие: Вы знаете, что каждый рыцарь имел герб и девиз. Да вот беда, на старинных гербах некоторые буквы стерлись. Тем неменее попробуйте прочитать девизы славных рыцарей средневековой эпохи.

1. «Б.Г И   М.. ПР.В.» - девиз английского короля Ричарда Львиное Сердце, ставший девизом британской монархии.

2. «.Д. СВ… Д.Р.Г..» - девиз Филиппа Доброго, герцога Бургундского.

3. «. Н. К.Р.ЛЬ И Н. КН.ЗЬ, . - Б.Р.Н К.С.» - девиз баронов Куси.

(Ответы: 1. «Бог и мое право»;

                 2. «Иду своей дорогой»;

                 3. «Я не король и не князь – я барон Куси»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Путешествие по замку»

Условие: Прочитайте правильно ключевые слова и, вставив их в текст, совершите экскурсию по средневековому замку. За каждое верно указанное слово – 1 балл.

Ключевые слова: подземный ход, дубовые ворота, бойницы, нижний двор, контрофорсы, подъемный мост, винтовая лестница, люк, барбакан, верхний двор, оружие, машикули, герс, деревянные галереи, дозорная башня, часовня, донжон, парадный зал, герб, куртина, амбразуры, гобелены, лабиринт, камин, доспехи.

   Воздух дрожал в жарких лучах полуденного солнца, когда сквозь его легкое марево на фоне небесной лазури четко проступил силуэт старинного замка. Даже усталому путешественнику трудно скрыть нетерпение при приближении к цели.

   Мы минуем первое укрепление, защищающие ворота, - … . Слышится лязг и ворчливый скрежет цепей – это опускается … … над широким и некогда глубоким рвом, который сейчас вряд ли покажется трудноодолимым препятствием. Со скрипом отворяются массивные … … . Ждем, когда поднимется … - тяжелая решетка, приводимая в движение механизмом, установленным на могучей надворотной башне.

   Мы входим в … …, где в былые времена было людно и шумно от ржания десятков лошадей в конюшнях, выкриков дворовых людей, снующих туда-сюда, звуков кузницы и виноградного пресса в дальнем углу, разговоров богомольцев, монахов, торговцев – всех тех, кто нашел здесь временный приют и защиту. Когда-то здесь кипела жизнь, а сейчас возле нависающих серых стен с пятнами зеленовато-седого мха царит тишина.

   Продолжая путь под тяжелыми каменными сводами, мы чувствуем, что идет достаточно крутой подъем вверх, и после нескольких поворотов заходим в … … замка. Толстые стены обступают нас теснее, наши голоса звучат глуше. Ощущение такое, что померкло солнце, ибо верхние … … и огромный   отбрасывают тень на большую часть пространства двора. Вблизи убеждаешься, как высока сплошная вертикальная стена - …, которую у основания поддерживают мощные …, и начинаешь понимать, почему замок-крепость был неприступным. По стенам разбросаны … и ..., через которые неприятеля осыпали стрелами. В верхней части стены вперемежку с рядами зубцов располагаются нависные бойницы - … . Защищая замок, обороняющиеся лили с галерей на головы атакующих кипящую смолу, сбрасывали камни и головы мертвых врагов для устрашения. Бр-р–р.

   Повеяло сыростью и затхлостью – мы заходим внутрь главной башни. Каменные ступени ведут к подвалам и нижним помещениям. Здесь были склады для продовольствия и колодец; над ними – кухня с мощными крюками по стенам для туш скота и небольшими – для сушки овощей и целебных трав. Даже света от современных электролампочек недостаточно, чтобы осветить все закоулки, повороты, ложные лесенки, проходы и тупики замкового комплекса, напоминающего … . Как же жутко и сумрачно было при неровном свете факелов и масляных светильников даже в жилых помещениях!

   Видим расписанные стены и витражи, золотой крест на алтаре – это замковая …, самое красивое помещение замка. Проходим женскую половину, детские спальни. Но и они не выглядят уютными. Согласились бы вы хоть разок заночевать здесь и послушать перед сном страшную сказку?

   Сегодня мы поднимаемся в помещения жилой части замка по свежеструганным деревянным лестницам. В древности таких лестниц не было, пользовались приставными, которые убирали во время осады, и с одного этажа на другой можно было попасть только через … .

   … … поражает своими размерами и строгой величавостью. Над громадным … висит …владельца замка, на стенах – старинные …, … - мечи, копья, потемневшие от времени … . Вдоль стен стоят скамьи, а в центре зала – внушительных размеров стол с огромными блюдами, кубками, бокалами.

   Продолжаем подъем и выходим на открытый воздух. От высоты захватывает дух. Только смельчаки поднимаются выше: здесь, наверху донжона, выстроена главная … … .

   Обратный путь не повторяет начало экскурсии. С верхней площадки мы, пригнувшись, проходим через дверцу, которую открывает невидимый механизм, и опять попадаем в сумрак коридора. Вниз ведет крутая … …, которая заворачивает против часовой стрелки. Это сделано для того, чтобы защитникам замка было удобнее оборонять лестницу: ведь меч они держали в правой руке.

   Путь кажется бесконечным. Но вот впереди показалось светлое пятнышко, которое все увеличивается в размерах. Луч солнца заскользил по покрытым паутиной стенам. Скоро … закончится. Мы ускоряем шаг и выходим на солнечную лесную поляну. Щебечут птицы, солнце слепит глаза. Мы оглядываемся. Где же замок? Не привился ли он нам во сне?

(Ответы: барбакан, подъемный мост, дубовые ворота, герс, нижний двор, верхний двор, деревянные галереи, донжон, куртина, контрфорсы, амбразуры, бойницы, машикули, лабиринт, часовня, люк, парадный зал, камин, герб, гобелены, оружие, доспехи, дозорная башня, винтовая лестница, подземный ход).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Загадки арабского гостя».

Условия: выслушав загадку, команда совещается и дает ответ (кто раньше поднимет руку). Если ответ верный, команда получает 3 балла, если ответ не верный, то соперники могут дать свой вариант ответа.

1-я загадка. Отсутствие вокруг присутствия. Присутствие вокруг отсутствия. Что это?

   Подсказка: что появилось в Европе благодаря арабам?

   Ответ: число «0». Цифры, называемые арабскими, в действительности – индийские. Европейцы познакомились с ними благодаря папе римскому Сильвестру II (ок. 940-1003).

2-я загадка.Что у арабов впереди, а у европейцев сзади?

   Ответ: указание на имя отца: араб «ибн» (сын, потомок) в собственном имени ставится перед именем отца, образуя фамилия, например, Ибн Сина. Сравни: англ. Джонсон – фамилия, образованная от имени отца (son – сын); рус. Романов - фамилия, образованная от имени отца.

3-я загадка. Что у арабов справа, а у европейцев слева?

   Ответ: начало книги. Арабы пишут справа налево, а европейцы слева направо.

Конкурс № 6. «Связь времён».

Многие учёные называют современный мир прямым наследием Средневековья. Приведите факты, доказывающие эту точку зрения.
( Со времён Средних веков люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, мылом, вилками, очками, пуговицами, механическими часами.
В мореплавании стали применять компас и строить более совершенные корабли.
К концу эпохи европейцы открыли Америку. Были открыты университеты и множество школ разных типов. Появилась печатная книга. Построенные в Средние века храмы, ратуши, крепости до сих пор украшают Париж и Лондон, Венецию и Мадрид, Дели и Пекин.

Подведение итогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!