Этапы урока | Содержание | Примечания |
1.Орг. момент. | - Ребята, поприветствуйте гостей. Присаживайтесь. | |
2.Повторение темы: «Окончания в родительном и дательном падежах». | Если утверждение верное, то покажите зелёный цвет, а если не верное - красный. Падежные вопросы кем? чем?- это вопросы Д.п. (красный) Существительные в Д.п., 1 скл. имеют окончание – е.(зелёный) Предлоги от, до, из, без – это предлоги Д..п. (красный) Существительные в Р.п. и Д.п. 3 скл. имеют окончание – и. (зелёный) Падежные вопросы кого? что? – это вопросы Р.п. (красный) 6. Из рощи, по капусте, с сирени. | Проверка проходит в виде блиц- опроса, в котором участвуют все дети с помощью сигнальных блокнотов. Покажи окончание |
3.Чисто-писание | -Сначала проведем минутку чистописания под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь ». Пусть буквы и соединения в ваших тетрадях будут такими же красивыми. | На этом этапе идет отработка навыков по чистописанию, индивидуальный подход (образец в тетради). Слайд №1 |
4. Словарная работа. | Выборочный диктант. Выпиши из предложения словарное слово, выдели орфограмму. Эта аллея ведёт от дома к озеру. Впереди нас ждут каникулы. Искать клад будем здесь! «Здравствуйте, дети!»- ответила бабушка. В луже плавал жёлтый лист. Крутая лестница вела на второй этаж. Раки пятятся назад и усами шевелят. В вагоне сидел один пассажир. Машина быстро ехала по шоссе. У нас дружный коллектив. | На этом этапе проходит повторение словарных слов, выделение непроверяемых орфограмм. Слайд№2 |
5.Актуализа- ция знаний. | Запись под диктовку. Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю. Ранний луч попал на жаворонка. Определите склонение и падеж имен существительных. -Как отличить сущ. в И.п. от сущ. в В.п.? (на небо, землю ) -В каком падеже употреблено существительное (на) жаворонка? | Учащиеся подчеркивают и объясняют орфограммы. Разбор предложения по членам пр. Ответы уч-ся разные: в Р.п., в В.п. |
6. Сообщение темы урока и постановка целей. | -Сегодня мы будем учиться различать винительный и родительный падежи одушевленных имен существительных, которые отвечают на вопрос к о г о ? | На этом этапе урока происходит настрой на изучение темы. |
7. Работа по таблице. | Сопоставление родительного и винительного падежей по плану: Вопросы. Предлоги Окончания. Учащиеся работают с таблицей и делают выводы. | 1 склонение | 2 склонение | Р. нет кого? | ученицы, девочки | ученика, друга | В. вижу кого? | ученицу, девочку | ученика, друга | Родительный и винительный падежи можно различать по предлогам. У существительных первого склонения окончания разные. У существительных второго склонения окончания одинаковые. | Слайд №3 Запись в тетради: 1скл. 2скл. Р. -и,-ы -а В. -у,-ю -а |
Работа по проблеме урока. | -Как различать родительный и винительный падежи у существительных 2 склонения? -Поможет нам сам русский язык? Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на стеблях повилики, На тропинке солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите... -У существительных какого склонения проще всего отличить родительный падеж от винительного? Почему? -Что предпримем для распознавания Р.п. и В..п.? - Заменим сущ. 2скл. на сущ. 1скл.. Берегите (кого?) жаворонка (птицу) | Чтение стихотворения. Дети определяют склонение и падеж одуш. им. сущ., наблюдают за окончаниями. Берегите(кого?): жаворонка (2), бабочку(1), краба(2), ястреба(2), ласточку(1). Слайд№4 |
8.Физминутка. | Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. Вертим ручками по кругу. Не задень случайно, друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. Руки в спину упираем Поясницу прогибаем. А теперь давай дружок, Посмотри на потолок. Отдохнули мы чудесно И пора за парты сесть нам. | Слайд № 5 |
1 задание. | Определи падеж, замени сущ. 1скл.. Слушаю учителя (2, В.) Рассказ брата (2,Р.) Прыжок льва (2,Р.) Слушал ребенка (2,В.) В помощь: Поставь вопрос. Определи склонение Замени существительным 1 склонения. | Слайд № 6 Слайд № 7 |
2 задание. | I вариант выписывает имена сущ. вР.п. II вариант выписывает имена сущ. в В. п. у соседа про дельфина от малыша на рыбака для ученика за друга | «Состязательный момент» Взаимопроверка Слайд № 8,9 |
9. Работа по учебнику. Закрепление изученного | стр. 93 Упражнение 205 Учащиеся называют словосочетание, склонение и падеж. Производится разбор по чл. предложения и как часть речи. 1. (От) волка – сущ. (от кого?) 2. Н.ф.- волк 3. Пост.пр.- одуш., нариц., м.р., 2 скл. 4. Непост.пр.- Р.п., ед.ч. 5. Вт. Чл. | Проверка постановки падежей с помощью сигн. блокнотов.(оценка за падежи на полях) Слайд № 10 |
Контроль знаний. | Определи склонение и падеж им. существительных . Следы зайца Выстрелил в зайца Спросил про соседа Шкура волка Выстрелил в волка Заступился за друга | Слайд№11 На этом этапе походит проверка усвоения материала. |
10.Подведе-ние итогов. Рефлексия. | -Над какой темой работали? Как поступить, чтобы отличить р.п. от в.п. у сущ. 2 скл.? (заменить это сущ. существительным 1 скл. ) просигнальте, кому было трудно на уроке отличать р.п. и в.п. сущ. 2 скл.? кому легко? | На этом этапе подводятся итоги, обобщаются знания полученные за урок, произносится заключительное слово учителя, выставляются оценки, задается домашнее задание. |
11. Домаш- нее задание. | Домашнее задание упр. 206. Прозвени- ка, дружок, Голосистый звонок. Перемены ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. - Урок окончен. | |
Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.
Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.
Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.
Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилось в речи в числе самых первых слов.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
О какой части речи можно так сказать?
Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных.
4) по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.
а) узнайте новое слово сами..
в) Учащийся читает в толковом словаре значение этого слова.
д) Составьте словосочетание с этим словом.
Золотой ковер лежит.