Турнир знатоков математики.
В турнире соревнуются 2 команды по 5 человек. Заранее дети придумали названия команд, в нашем случае это «Внуки Евклида» и «Квинтет аналитиков», и подготовили домашнее задание.
Турнир ведут двое ведущих.
1 ведущий
- Сегодня у нас проводится турнир знатоков математики. Приготовили мы для знатоков разнообразные задачи. Прослышав про наш турнир, пожелали прийти к нам самые разные гости. Среди них ученые из древнейших времен. Они приготовили свои задания для наших знатоков. Соревнуются в нашем турнире 2 команды: 7 Б и 7 Г классов.
После этого происходит представление команд.
2 ведущий
- В турнире всего 10 заданий. За каждое верно выполненное задание команды получат 1 очко. Дополнительно 0,5 очка получит команда, ответившая первой. Ответы записывать аккуратно и сдавать нашему уважаемому жюри.
Представление жюри.
1 ведущий
- Приступаем к 1 заданию. Это разминка. На плакате вы видите 4 примерчика:
1
) ! ! 6
-1 5
! ! ?
-7 1
2) 2 3 25
4с d ?
3) 11 9 99
а+3в 2а-в ?
4) числитель дробь ---
квадрат круг ?
Необходимо найти закономерность и записать соответствующее число или выражение в ответе.
Дается время 4 минуты.
2 ведущий
- Послушайте условие второго задания.
«В шляпную лавку вошел господин средних лет и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100-рублевой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю было выдана понравившаяся ему шляпа, 70 рублей сдачи, и он удалился. Примерно через час прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил, что 100-рублевая банкнота оказалась фальшивой и потребовал взять ее назад. Ничего не оставалось, как выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин лавки сел подсчитывать убытки. Помогите ему, уважаемые знатоки, и скажите: сколько всего рублей он потерял в этот день?»
Дается 1 минута.
1 ведущий
- Сейчас мы ожидаем древнеегипетского ученого. В Египте хранение астрономических и математических знаний было возложено на избранных государственных чиновников – писцов. Существовали школы для подготовки писцов. Автором одного из учебного пособия – папируса Ринда, был писец Ахмес.
Появляется писец Ахмес – это ученик 7 Б класса, переодетый древнеегипетским ученым.
Ахмес
- Очень мне стало интересно каковы ваши знания. Решил я задать вам задачу из своего папируса. Попробуйте решить.
«У пастуха, который вел ∩∩∩∩∩ быков, спросили: «Какую
∩

часть своего стада ты ведешь?». Он ответил: «Я веду

от животных». Сколько скота было в стаде ?»
Во время решения задачи писец Ахмес рассказывает о египетских числах по плакату, на котором изображены числа и примеры, например
∩
- 10, - 100 - ⅓ - ⅔
2 ведущий
- Послушайте условие четвертого задания.
«Математик, оказавшись случайно в небольшом городке и желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера (у каждого из них своя парикмахерская). Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Уважаемые знатоки! Не можете ли вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика?»
Время – 2 минуты.
1 ведущий.
- Уважаемые знатоки, это задание для вас передал наш следующий гость. Имя его пока мы сохраним в тайне. Чтобы узнать имя ученого знатоки изучили историю жизни ученых Древней Греции и составили 5 вопросов. За лучшие вопросы команда дополнительно сможет получить очко. Наш гость захотел, чтобы имя его разгадали капитаны. На все вопросы ученый отвечает или «да» или «нет». Узнав все ответы, капитаны должны написать имя ученого.
Появляется ученый. Это ученик 7 Б класса, переодетый в древнегреческую одежду.
Ученый (Архимед)
- Вопросы мне передали и я уже закончил отвечать на них.
Вопросы команды «Внуки Евклида»:
Ты провозгласил, что «числа правят миром»?
Ты нашел высоту одной из громадных пирамид Египта?
Ты родился в городе Сиракузы?
«Начала» - это твое творение?
На входе в академию был высечен лозунг: «да не войдет сюда тот, кто не знает геометрии». Это твой лозунг?
Вопросы команды «Квинтет аналитиков»:
Вы были тем же для Греции, что Ломоносов для России?
Вы были олимпийским чемпионом по кулачному бою?
На входе в академию был высечен лозунг: «Да не войдет сюда тот, кто не знает геометрии».
Однажды царь спросил у Вас: «Нельзя ли постигнуть все тайны науки как-нибудь попроще?» На что вы ответили: «В геометрии нет царского пути»
Вам поручили установить не подмешал ли мастер в царскую корону серебро?
1ведущий
- По словам греческого писателя Плутарха, Архимед имел возвышенную душу, глубокий ум и обладал огромным богатством геометрических теорий. Архимед вычислил, что объем шара, вписанного в цилиндр, в 1,5 раза меньше объема цилиндра. Это открытие восхитило Архимеда настолько, что он завещал высечь на надгробии фигуру цилиндра с вписанным шаром, что и было выполнено. Вычисляя площади поверхностей фигур, Архимед фактически рассматривал пределы и составлял интегральные суммы и только через 18 веков Ньютон и Лейбниц открыли дифференциальное и интегральное исчисление.
Архимед - Послушайте еще одно задание.
«На памятнике древнегреческому математику Диофанту имеется надпись:
Путник! Здесь прах погребен
Диофанта. И числа поведать
Могут, о чудо, сколь долог
был век его жизни.
Часть шестую его представляло
прекрасное детство.
Двенадцатая часть протекла
его жизни – покрылся
Пухом тогда подбородок.
Седьмую в бездетном
браке провел Диофант.
Прошло пятилетие, он
Был осчастливен рожденьем
прекрасного первенца сына.
Коему рок половину лишь жизни
прекрасной и светлой
Дал на земле по сравненью
с отцом.
И в печали глубокой
Старец земного удела конец
восприял, переживши
Года четыре с тех пор, как
сына лишился.
Скажи, сколько лет жизни достигнув,
Смерть восприял Диофант?»
2 ведущий
- Уважаемые знатоки посмотрите на часы, которые висят на доске и определите угол между стрелками. (на часах 12 ч. 25 мин.)
1 ведущий
- К нам обещал прийти магистр математики, учитель Карла Гаусса. Гаусс – математик, астроном, геодезист. Его называли королем математиков. Гаусс раньше на 10-12 лет, чем Н.И. Лобачевский открыл возможность существования неевклидовой геометрии.
Появляется ученый в мантии и в соответствующем головном уборе с кисточкой
Ученый
- Карл еще в начальных классах поражал меня своими успехами в математике. Вот какую задачу он решил еще в 5 классе. А может и среди вас есть будущие ученые-математики.
«Шли 3 путника и зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали хозяйке сварить картофель, а сами заснули. Хозяйка сварила картофель, но не стала будить постояльцев, а поставила миску с едою на стол и ушла.
Проснулся один путник, увидел картофель и, чтобы не будить товарищей, сосчитал картофель, съел свою долю и снова заснул.
Вскоре проснулся другой; ему невдомек было, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он сосчитал весь оставшийся картофель, съел третью часть и опять заснул.
После чего проснулся третий, отсчитал третью часть и съел. Тут проснулись его спутники и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Тогда только объяснилось дело. Сосчитайте, сколько картофелин подала хозяйка».
2 ведущий
- Следующее задание – это кроссворд. Надо разгадать все слова.
По горизонтали:
2. Фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от одной точки.
5. Расстояние от точки окружности до ее центра.
6. Часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной ее точки.
По вертикали:
1. Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков попарно соединяющих эти точки.
3. Единица измерения длины.
4. Фигура, состоящая из двух различных полупрямых с общей начальной точкой.
1 ведущий
- А сейчас, пока знатоки заняты, задание для болельщиков команд. К нам пришли экстрасенсы нашей школы Оля и Женя (ученицы 7 Г класса). Они будут на расстоянии передавать мысли. Вы можете не верить в это, но тогда вы должны будете объяснить и записать как Женя прочитала мысли Оли.
Оля
-Уважаемые зрители, Женя обладает удивительной способностью читать мои мысли. Не далее как вчера она дала мне списать домашнее задание, хотя я ее об этом еще не успела попросить. А после моего ответа на уроке географии она, не глядя в мой дневник, точно назвала отметку, которую туда поставила Людмила Николаевна. Замечу, что лучше всего мне удается передавать ей именно числа и вы сейчас в этом убедитесь сами. Итак, сейчас на доске каждый из вас может написать любое однозначное число, а Женя стоя спиной к доске, назовет его, прочтя это число в моих мыслях.
Подробнее о таком сеансе парапсихологии написано в журнале «Квант» № 10 1992 г.
Жюри подводит итоги и победившей команде вручается главный приз, а проигравшей – утешительный приз.
Заключение
Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. В игре развиваются и укрепляются чувство товарищества, солидарности, правдивости и другие качества необходимые для коллективной работы. Игра является хорошим союзником не только в воспитании детей, но и в обучении их. Все это можно наблюдать в командной игре «Турнир знатоков математики».
Проведение таких игр в процессе изучения математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Библиография.
А.В. Соколова и др. «Из опыта преподавания математики в средней школе», М. Просвещение, 1979.
М.Ю. Шуба «Занимательные задания в обучении математики», М. Просвещение, 1995.
Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Какин «Математическая шкатулка», М. Просвещение, 1988.
Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных», М. Просвещение, 1992.
Журнал «Квант» №№ 3, 4, 6, 8, 10, 1992г.
12